Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Карина Татьяна Николаевна

Консультация для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка (язык, губы, челюсти) работал правильно и четко.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Также артикуляционная гимнастика необходима для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения многих звуков.

У детей двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика сформирует целенаправленность движений языка, а это поможет ребёнку правильно произносить звуки родного языка.

     Детям пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

     По нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка уже к 5 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

     Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями.

     Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы развить силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут.

             2. Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

4.   Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

5.  При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые  приемы.

6.  Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

  Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики, хорошо выполнить упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Упражнения на расслабление мышц органов артикуляции

- Превращаем язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе); (показ)

- Язычок погладим ласково губами; (показ)

- А затем постучим бережно губами; (показ)

- Язычок погладим ласково зубами; (показ)

- Нежно покусаем (похлопаем) его зубами; (показ)

- И опять погладим ласково зубами; (показ)

- А потом похлопаем бережно губами; (показ)

- И в конце погладим ласково губами; (показ)

Комплекс артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения для развития мышц губ

  • Упр. «Улыбочка»

Улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.

  • Упр. «Хоботок»

Губы сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

  • Упр. «Бегемотик»

 Широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.

  • Упр. «Заборчик»

 Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое положение лица тоже сохраняется около 5 секунд. Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Артикуляционные упражнения для развития мышц языка

  • Упр. «Блинчик» (лопаточка)

Расслабленный язык положить на нижнюю губу (не высовывая). Выполняем 5 секунд.

  • Упр. «Сердитая киска»

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

  • Упр. «Качели»

Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

  • Упр. «Змейка» 

Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Повторяем до 7 раз.

  • Упр. «Чистим зубки»

Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.

  • Упр. «Парус»

Конец языка упирается за верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.

  • Упр. «Маляр»

 Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлышку). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

  • Упр. «Индюк»

Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.

  • Упр. «Часики»

 Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.

  • Упр. «Чашечка»

С широко открытым ртом нужно удерживать язычок в форме «чашечки» вверху, но при этом не касаться зубов.

  • Упр. «Вкусное варенье»

Широким языком облизываем верхнюю губу (слизываем варенье), после чего язык прячем в ротик. Упражнение нужно повторить несколько раз.

  • Упр. «Дятел»

Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.

  • Упр. «Мотор»

Положение, как в предыдущем упражнении. Рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».

  • Упр. «Замесим тесто»

Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Артикуляционные упражнения для подьязычной связки языка

  • Упр.  «Лошадка»

 Пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

  • Упр. «Грибок»

Язык плотно прижимается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.

  • Упр. «Гармошка»

Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть-закрыть рот.

Артикуляционные упражнения для мышц щек

  • Упр. «Шарики»

Щеки надуваются, затем ударяем по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.

  • Упр. «Сытый хомячок»

Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

  • Упр. «Голодный хомячок». 

Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Желаю удачи в работе.

С уважением, учитель-логопед Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...

Консультация для воспитателей ДОУ "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

В данном материале говорится о причинах нарушения звукопроизношения. Здесь можно узнать почему так важно делать артикуляционную гимнастику с детьми. на какие группы делятся артикуляционные упражнения,...

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников....

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.Научить ...

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.Научить ...