ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Юлия Бобнева

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Большое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и грамматически составлять предложения.

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_dekabr.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Большое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и грамматически составлять предложения.

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

«Назови по образцу»

Цель: научить ребёнка образовывать множественное число глаголов настоящего времени.

Ход игры: Взрослый называет существительное и глагол в единственном числе и существительное и глагол во множественном числе, а потом предлагает ребенку назвать по образцу. Например: Ребенок играет – дети играют и т.д.

«Сколько?»

Цель: научить ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Ход игры: взрослый  показывает ребенку картинку и просит пересчитать изображенные предметы и назвать их.

Например: «Сколько деревьев?» (Одно дерево);

«Сколько поросят?» (Три поросенка);

«Сколько чашек?» (Пять чашек).

Лексический материал подбирается согласно лексической теме.

«Посчитай»

Цель: научить согласовывать существительные с прилагательными множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ход игры: Взрослый предлагает посчитать предметы. Например: одна зеленая груша – две зеленые груши – пять зеленых груш. Потом называет числительное, прилагательное и существительное в единственном числе, а ребенку предлагает посчитать до пяти эти же предметы.

«Мой, моя, моё, мои»

Цель: научить согласовывать существительные с личными местоимениями.

Ход игры: Взрослый предлагает поиграть в игру. 

Например: Взрослый говорит: - «Мой комната», ребенок должен понять, где допущена ошибка, и исправить взрослого. Ребенок отвечает:  - «Моя комната» т.д.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: научить детей изменять прилагательные по родам.

Ход игры: предлагаем  поиграть со словом «осенний». Взрослый говорит: - «Сейчас мы  будем волшебниками. Мы сегодня поиграем со словом «осенний», будем его изменять. Например: - «Я говорю слово «небо»;  - а ты отвечаешь: «Небо осеннее» т.д.. А потом посмотрим, кто же у нас самый хороший волшебник.  Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с..
  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.
  3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).

Педагог-психолог: Рейнгард Светлана Владимировна

Учитель-логопед: Бобнева Юлия Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольн...

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников....

Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Игры  для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста".

Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников  старшего возраста". Возраст 5-6 лет....