Главные вкладки

    Коррекционный блок учителя-логопеда ГБОУ Школа №2075, ДЗ 1, Коротаевой С.В., к Адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
    рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Коротаева Светлана Валерьевна

    Рекомендовано учителям-логопедам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kor._blok_logopeda_onr.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

             

    Перспективный план логопедической  работы с детьми подготовительной группы

    с общим   недоразвитием речи.


    Психологическая – коррекционно-развивающая работа

    с детьми подготовительной группы  с ТНР.

    СПИСОК

    Основной диагноз детей с ОВЗ  – ОНР 3  уровня

    ЦЕЛЬ: 1) подготовка дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения

    2) развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка

    3) развитие произносительной стороны речи

    4)развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

    ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ -  

    индивидуальные, подгрупповые коррекционные занятия  2 раза в неделю,

    Длительностью 20-30 минут

    Одно занятие повторяется  2-3 раза  в зависимости от усвоения материала и для обеспечения ситуации успеха.

    Для обеспечения эффективности проводимой работы детям даются задания на дом в рабочих тетрадях.

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ –  9 мес.(сентябрь – май)

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    - понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;

    - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    - пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

    - владеть элементарными навыками пересказа;

    - владеть навыками диалогической речи;

    - владеть навыками словообразования: продуцировать существительные от глаголов, прилагательные от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных ;

    - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

    - использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;

    Постоянный компонент каждого сеанса

    - общее расслабление

    - развитие общей моторики

    - развитие мелкой моторики

    - массаж лица

    - развитие мимических мышц

    - артикуляционная гимнастика

    - работа по развитию дыхания и голоса

    - упражнения по развитию произношения

    - развитие фонематического слуха

    -связь звука и буквы

    - автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах

    - упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

    Месяц

    Лексическая

    тема

    Формирование

    фонетической стороны речи

    Лексико-грамматический строй речи

    Связная речь

    Сентябрь

    Осень.

    Звук и буква У.

     Формирование нормативного словаря (словаря существительных) по теме.

    Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски

    Осень.

    Звук и буква А

    Периоды осени. Осенние месяцы. Согласование существительных с глаголами. Согласование существительных с прилагательными.

    Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

    Октябрь

    Деревья осенью. Листья.

    Звуки У-А.

    . Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

    Пересказ рассказа «Как в лесу деревья вырастают?» по сюжетным картинкам.

    Деревья осенью.

    Звук и буква И.

     Образование прилагательных от существительных.

    Составление рассказов-описаний о деревьях.

    Овощи.

    Звуки П и Пь.

     Буква П.

    Знакомство детей с понятием твердый и мягкий согласный. Определение места звуков в словах.

    Расширение знаний детей об особенностях различных овощей

    Овощи.

    Звуки К и Кь.

    Буква К.

    Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа, настоящего времени.

    Пересказ рассказа

    « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

    Фрукты.

    Звуки Т и Ть.

    Буква Т.

    Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

    Пересказ рассказа «Яблонька» по серии сюжетных картин.

    Фрукты.

    Звуки К-Т.

    Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

    Составление рассказов-описаний о фруктах.

    Насекомые.

    Звуки П-Т-К.

    Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже.

    Пересказ рассказа «Трудолюбивый, как пчела!» с опорой на серию сюжетных картин.

    Насекомые.

    Звук и буква О.

    Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме.

    Составление рассказов-описаний по теме «Насекомые».

    Ноябрь

    Перелетные птицы.

    Звуки Х и Хь.

    Буква Х.

    Формирование навыков словообразования.

    Знакомство с зимующими и перелетными птицами.

    Перелетные птицы.

    Звуки К-Х.

    Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

    Составление рассказа по серии сюжетных картин «Ласточкино гнездо».

    Грибы

    Звук и буква Ы.

    Согласование имен существительных с числительными.

    Составление рассказов-описаний о грибах.

    Ягоды

    Звуки А, У, И, Ы, О.

     Образование прилагательных от существительных.

    Составление рассказа по серии сюжетных картин «В лес за земляникой»

    Домашние животные и их детеныши.

    Звуки М- Мь. Буква М.

    Развивать фонематические представления. Обучать самостоятельному звуко-слоговому анализу слов. Составление предложений по опорным словам.

    Закрепление и расширение знаний детей по теме.

    Домашние животные.

    Звуки Н- Нь. Буква Н.

    Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.

    Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме.

    Дикие животные и их детеныши.

    Звуки Н-М

    Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

    Дикие животные и их детеныши. Место обитания диких животных. Закрепление знаний по теме.

    Дикие животные

    Звук и буква Б.

    Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме.

    Составление рассказа по серии сюжетных картин «запасливые белочки».

    Декабрь

    Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

    Звуки Б - Бь. Буква Б.

    Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.

    Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам.

    Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

    Звуки П-Б

    Образование относительных прилагательных.

    Составление рассказов-описаний об одежде.

    Зима

    Звук и буква С.

    Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Подбор слов-родственников к слову «снег».

    Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

    Зима

    Звук Сь. Буква С.

    Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.

    Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме.

    Зима

    Звуки С и Сь

    Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам.

    Зима. Расширение глагольного словаря.

    Дикие животные зимой

    Звук и буква З

    Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

    Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

    Мебель.

    Звук Зь. Буква З

    Расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи

    Составление рассказов-описаний предметов мебели по картинному плану.

    Новый год.

    Звуки З – Зь.

    Буква З.

    Закрепление предложно-падежных конструкций

    Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

    Январь

    Посуда.

    Звуки Сь  – Зь.

    Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных

    Пересказ рассказа «Гжельская керамика» с опорой на серию сюжетных картин.

    Посуда.

    Звуки С-З

    Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

    Составление рассказов описаний предметов посуды по картинному плану.

    Зимующие птицы

    Звуки В-Вь. Буква В.

    Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.

    Составление рассказов-описаний о зимующих птицах по картинному плану.

    Животные жарких стран.

    Звуки Д-Дь. Буква Д.

    Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже

    Составление рассказов о месте жительства, размере и строении каждого животного. Составление предложений по образцу.

    Февраль

    Животные жарких стран.

    Звуки Т-Д.

    Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.

    Составление рассказов описаний о животных жарких стран по картинному плану.

    Семья.

    Звуки Ть-Дь.

    Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов

    Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)

    Семья.

    Звук и буква Г.

    Словообразование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежа.

    Составление рассказа на тему «Моя семья»

    Инструменты.

    Звуки Г-Гь. Буква Г.

     Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже

    Составление предложений: какие инструменты нужны людям различных профессий.

    Инструменты.

    Звуки К-Г.

     Формирование словаря глаголов.

    Составление рассказов описаний о каждом инструменте по картинному плану.

    Морские, речные и аквариумные обитатели.

    Звук Э. Буква Э.

     Образование прилагательных от существительных

    Пересказ рассказа «Мал ерш, да колюч!» по серии сюжетных карти.

    День защитников Отечества

    Звук Е. Буква Е.

    Образование имен существительных с помощью суффиксов –чик-, -ист-. Согласование существительных с числительными.

    День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии»

    Комнатные растения.

    Звук Я. Буква Я.

     Формирование глагольного словаря по теме

    Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке».

    Март

    Транспорт

    Звук Ш. Буква Ш.

    Составление предложений с заданными словами по схеме.

    Транспорт. Дифференциация транспорта по видам

    Транспорт

    Звуки Ш-С.

     Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме

    Составление рассказов-описаний каждого транспортного средства по картинному плану.

    Весна

    Звук Ж. Буква Ж.

    Учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.

    Весна. Описание пейзажной картины.

    Мамин праздник.

    Звуки Ж-З.

    Развитие навыков словообразования

    Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

    Весна.

    Звуки Ж-Ш.

    Образование относительных прилагательных и подбор предметов к ним.

    Формирование словаря по теме

    Весна.

    Звуки Ш-Ж-С-З.

    Развитие словаря прилагательных

    Рассказывание стихотворений о весне.

    Перелетные птицы весной.

    Звук Л. Буква Л.

    Умение подбирать синонимы к словам-глаголам.

    Беседа по содержанию рассказа «Смелая ласточка»

    Перелетные птицы весной.

    Звук Ль. Буква Л.

    Расширение глагольного словаря по теме. Составление предложений с глаголами в таком порядке, чтобы получился рассказ.

    Пересказ рассказа «Прилетели грачи» по вопросам

    Апрель

    Растения и животные весной.

    Звуки Л-Ль. Бкува Л.

    Работа над деформированной фразой.

    Уточнение и расширение словаря по теме

    Растения и животные весной.

    Звук Ц. Буква Ц.

    Выделение из текста родственных слов и слов-действий.

    Составление предложений и пересказ получившегося рассказа. Рисование к нему картинки.

    Наша страна.

    Звуки Ц-С.

    Упражнение в образовании синонимических рядов

    Знакомство детей с флагом, гимном и гербом России..

    Наша страна.

    Звук Ю. Буква Ю.

    Уточнение и расширение словаря по теме

    Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин

    Профессии.

    Звук Р. Буква Р.

    Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

    Пересказ рассказа «Кузнец» с опорой на серию сюжетных картин.

    Профессии.

    Звук Рь. Буква Р.

    Формирование навыков словообразования и расширение словаря

    Составление рассказов-описаний о каждой профессии по картинному плану.

    Наш дом

    Звуки Р-Рь.

    Упражнение в образовании слов сложного состава

    Рисование картинки на тему «Мой дом» и составление описательного рассказа по ней.

    Наш дом

    Звуки Р-Л.

    Упражнение в образовании предложений с предлогами. Образование сложных слов. Упражнение в предложном и падежном согласовании.

    Уточнение и расширение словаря по теме

    Май

    Бабочка.

    Звук Ч. Буква Ч.

    Развитие навыков словоизменения. Проговаривание слов-действий с выделением их приставочной части.

     Подбор глаголов и прилагательных к слову «Бабочка».

    Составление рассказа-описания о бабочке по картинному плану.

    Сад-огород-лес.

    Звуки Ч-Ть.

    Разграничение понятий по теме. Игра «Что куда посадим?»

    Составление описательных рассказов о ели, яблоне и помидоре.

    Человек.

            Звуки        Ф-Фь.

    Название частей тела. Игра «Подбери предмет».

    Расширение словаря по теме.

    Человек.

    Звуки Ф-В.

    Употребление в речи возвратных глаголов. Парные части тела. Закрепление умения образовывать существительные  с помощью умеишительно-ласкательных суффиксов.

    Пересказ басни Л. Толстого  

    «Старый дед и внучек».

    Домашние животные

     Звук Щ. Буква Щ.

    Расширение и уточнение словаря. Развитие навыков словоизменения..

    Пересказ рассказа «Шерстяные нитки» с опорой на серию сюжетных картин.

    Домашние животные

    Звуки Щ-Ч.

    Развитие навыков словообразования. Образование сложных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Образование существительных с помощью суффикса –ищ.

    Составление рассказов-описаний домашних животных по картинному плану.

    Школа. Школьные принадлежности.

    Звуки Щ-Ть.

    Согласование притяжательных местоимений с существительными

    Объясни пословицы.

    Лето

    Звуки Щ-Ч-Сь-Ть.

     Формирование и расширение словаря по теме. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

    Рисование рисунка на тему «Лето», составление рассказа.

    Список литературы:

    1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)

    2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 6-7 лет ».( М.: 2009г.)

    3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Втрой год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

    4. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)

     

    5. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей в 6-7 лет с ОНР» (М.: « Гном», 2009.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

        В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

    Коррекционный блок учителя-логопеда для детей с ЗПР.

    Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

    Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы

    Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного проц...

    Адаптированная образовательная программа для детей задержкой психического развития (ЗПР) в подготовительной к школе группе

    Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана для повышения социального статуса воспитан...

    Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

    Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГРУППА №10 Д4 ГБОУ ШКОЛА №2065

    Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Моя адаптированная образовательная про...