Особенности развития речи у детей с ЗПР
статья по логопедии по теме

Бузинова Анастасия Сергеевна

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_rechi_u_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у детей с ЗПР

           Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от олигофрении, т.е. не являются умственно отсталыми, но в то же время не успевают в массовой школе. Причиной этого являются быстрая утомляемость, истощаемость, нарушенная работоспособность, плохая память из-за нарушенного внимания. У этих детей отмечается недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи, неспособность к длительному умственному напряжению, а так же могут проявляться гиперактивность, импульсивность, а также тревоги.

      Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

       Под термином «задержка развития» понимается синдромы временного отставания развития психики.

Причинами ЗПР могут быть следующее:

  • 67%- патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на 1 году жизни
  • 39%- инфекционная внутриутробная этиология задержки
  • 33%- родовые и постнатальные травмы
  • 14%- стрессы во время беременности
  • 14%- генетически

           Исследования показали, что дети 7-9 лет с ЗПР, обучающие в массовой школе, не усваивают знаний, предусмотренных программой: отстают все виды мышления, особенно вербально-логическое, значительно снижена интеллектуальная активность, встречаются существенные дефекты в развитии речи.

         Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: ребенок не в состоянии построить короткий связный пересказ,  рассказа, сказки, а строить лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и «р», обусловленная вялостью артикуляционного аппарата.

Таким детям свойственно неточное и неверное понимание и употребление многих общеупотребляемых слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексическим значением, но близкими по звуковому составу (пояс-поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» - «шьет», «поливает» и «льет»), называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье -одежда), наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура-«тут собака живет», дворник-«улиц метет»). В основном они используют существительные и глаголы. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие (цвет, форму и величину).

В связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях (мальчик наливает чай в чашке), ошибки  согласования (черный тень), неправильная последовательность слов в предложении.

  Степень проявления дефекта может быть разной. В зависимости от этого по-разному будут вырисовываться проблемы обучения,  следовательно, потребуется разнее меры дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей.

Рекомендации по коррекционной работе устной речи.

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
  2.  Предотвращать наступление утомления (чередовать умственную и практическую деятельность).
  3. Уделять внимание развитию мелкой моторики руки ребенка. Движение стимулирует созревание ц.н.с.. А это положительно влияет на развитие речи, особенно в сензитивные периоды.
  4. Ребенку обязательно необходимо проговаривание того, что он должен и как он должен это делать (на занятиях продуктивной деятельностью, труд в быту, в уголке природы).
  5. На занятиях слово должно сопровождаться наглядностью, чтобы активизировать познавательную деятельность,
  6. Использовать картинки, сюжет рассказа, сюжет отдельных предложений, графические схемы и предметные картинки. Схемы помогают целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ.
  7. Весьма эффективно использовать упражнения в занимательной форме, например, такие:

     –«Найди ошибку». На наборном полотне выставлены в определенном порядке сюжетные картинки. Дети устанавливают правильность расположения картинок. Затем взрослый читает рассказ и «допускает ошибку» в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту «ошибку».

Учитель-логопед

МБДОУ №4  «Золотой ключик»:

 А.С. Бузинова