Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
учебно-методический материал на тему

Васильева Светлана Петровна

Стихотворные четверостишия к артикуляционной гимнастике способствующей формированию арттикуляционных укладов, необходимых для постановки шипящих звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_shipyashchih_zvukov.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

№1 

На шарах больших, воздушных

Полететь туда нам нужно.

Предстоит нам путь далекий –

Посильней раздуем щеки!

(АУ «Толстячок»

Ой! Шарики сдуваются,

На землю опускаются.

(АУ «Худышка»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                 

Ловко сядем на коней,

В путь отправимся скорей.

(АУ «Цокает лошадка»)

Пруд широкий перед нами.

Плот большой построим сами. (АУ «Широкий язычок»)

На волнах качаясь, плот

Очень медленно плывет. (АУ «Плот»)

Сядем в лодочку – на ней

Поплывем мы побыстрей.

(АУ «Чашечка»)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вышли на берег. И вот

Паровоз гудок дает: «У-у…»

(Произнесение звука У:

Протяжно- отрывисто,

Громко-тихо)

А вагончики спешат.

Их колесики стучат: «Т –т –т…»

(Быстрое, четкое, многократное произнесение звука Т)

Остановка впереди.

Из вагона выходи.

№2

Сильно раздувая щеки,

Полетели в край далекий

На шарах воздушных,

Ветерку послушных.

(АУ «Толстячок»)

Ой, шарики сдуваются-

На землю опускаются.

(АУ «Худышка»)

Вот и море перед нами.

Плот построим сами.

(АУ «Широкий язычок»)

-------------------------------------------------------------------------------------        

На волнах качаясь,  плот

Очень медленно плывет.

(АУ «Плот»)

Сядем в лодочку - на ней

Поплывем мы побыстрей.

(АУ «Чашечка»)

Ветер волны поднимает,

Нашу лодочку качает.

(АУ «Шипение»)

Широко раскрыл свой рот,

Губы вытянул вперед,

Колесом их округлил

И подул что было сил!

Чашечкой согнул свой язычок,

Сделал посредине желобок.

Чашечку по боковым краям

К верхним посильней прижал зубам.

Губы снова вытянул вперед,

Округлил колесиком свой рот.

Со всей силы с шумом он дохнул,

Но при этом щеки не раздул.

Носом вдох он делает опять…

Все за ним мы будем повторять!

Твой язык похож на лист,

Что на веточке повис.

Он, как листок березки,

Широкий, мягкий, плоский…

(АУ «Широкий язычок»)

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

(АУ «Накажем непослушный язычок)

Листья высохли, свернулись,

Краешки их вверх загнулись.

(АУ «Чашечка»)

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки, плывут.

 

(АУ «Саночки»)

Чашечкой согнуть свой язычок,

Сделать посредине желобок.

Чашечку по боковым краям

К верхним посильней прижать зубам.

Губы слегка вытянуть вперед,

Округлить колесиком свой рот.

Очень сильно, с шумом выдыхать,

Но при этом щек не раздувать: Ш - Ш –Ш…

№3

Язычок похож на лист,

Что на веточке повис.

Он, как листок березки.

Широкий, мягкий, плоский …

(АУ «Широкий язычок»)

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

Листья высохли, свернулись,

Краешки их вверх загнулись.

(АУ «Чашечка»)

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки, плывут.

(АУ «Саночки»)

Ветер листья подхватил,

Поднял вверх, подул, завыл: «Ш-ш-ш…»

(АУ «Шипение»)

№4

Мой язык похож на лист.

Падающий с ветки вниз-

Он, как листок березки,

Широкий, мягкий, плоский…

(АУ «Широкий язычок»)

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

Листья высохли, свернулись,

Краешки их вверх загнулись.

(АУ «Чашечка»)

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки, плывут.

(АУ «Саночки»)

Ветер листья подхватил,

Поднял вверх, подул, завыл:

«Ш-ш-ш…»

(АУ «Шипение)

№5

Мой язык похож на лист,

Что на веточке повис.

Он, как листок березки,

Широкий, мягкий, плоский…

(АУ «Широкий язычок»)

 

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

Листья высохли там и тут,

Словно лодочки,  плывут.

 (АУ «Саночки»)

Ветер листья подхватил,

Поднял вверх, подул, завыл…

(АУ «Шипение»)

№6

 

Язык мой расслабляется,

В лопату превращается.

 

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в чашу превращается.

 

(АУ «Чашечка»)

Вверх чаша поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Шипение»)

Язык мой расслабляется,

В перину превращается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в лодку превращается.

(АУ «Чашечка»)

 

Вверх лодка поднимается,

Шторм в море начинается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой расслабляется,

Как скатерть расстилается.

(АУ «Чашечка»)

Язык мой прогибается

И в ковшик превращается.

(АУ «Шипение»)

Вверх ковшик поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Широкий язычок»)

№7

Язык мой расслабляется,

В лопату превращается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в чашу превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх чаша поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Шипение»)

Язык мой расслабляется,

В перину превращается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в лодку превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх лодка поднимается,

Шторм в море начинается.

(АУ «Шипение»)

Язык мой расслабляется,

Как скатерть расстилается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в ковшик превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх ковшик поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Шипение»)

№8

Язык мой расслабляется,

И в лопату превращается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в чашу превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх чаша поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Шипение»)

Язык мой расслабляется,

В перину превращается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в лодку превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх лодка поднимается,

Шторм в море начинается.

(АУ «Шипение»)

Язык мой расслабляется,

Как скатерть расстилается.

(АУ «Широкий язычок»)

Язык мой прогибается

И в ковшик превращается.

(АУ «Чашечка»)

Вверх ковшик поднимается,

И вьюга начинается.

(АУ «Шипение»)

№9

Зайчик спрятался в кустах.

Был в глазах у Зайца страх.

(АУ «Прятки»)

Я тарелочку взяла

И водички налила.

(АУ «Широкий язычок»)

Зайка шепчет грустно:

«Фи, вода! Невкусно»

(АУ «Обида»)

Чашечку возьму большую-

Молочка в нее налью я.

(АУ «Чашечка»)

 

Молочко я вскипятила,

Но еще не остудила.

(АУ «Шипение»)

Молочко не пьет наш Зайка.

Что он просит, угадай – ка!

(АУ «Обида»)

Зайка просит вкусный,

Сочный лист капустный.

(АУ «Широкий язычок»)

Зайка капусту съел-

Сразу же повеселел.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

№10

Цирковое представленье

Всем поднимет настроенье!

(Улыбнуться и удерживать улыбку на счет до 5)

Вы только представьте:

Скачет толстый носорог

Через тумбы: прыг да скок!

(АУ «Язык перешагивает через зубы»)

Крокодил по кличке Тутти

Ловко пляшет на батуте.

( АУ «Накажем непослушный язычок»)

Мишка ходит по канату!

Он получит мед в награду.

(АУ «Вкусное варенье»)

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели.

(АУ «Качели»)

Посмотрите, посмотрите:

Куры плавают в корыте!

(АУ «Чашечка»)

Поднял слон корыто вверх…

Слышен шум! Какой успех!

(АУ «Шипение»)

№11

Прыгал толстый носорог

Через тумбы: прыг да скок!

(АУ «Язык перешагивает через зубы»)

Крокодил по кличке  Тутти

Танцевал нам на батуте.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

Мишка бегал по канату!

Получил он мед в награду.

(АУ «Вкусное варенье»)

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели.

(АУ «Качели)

Курочки в глубокой ванне

Плавали, как в океане.

(АУ «Чашечка)

Поднял эту ванну слон.

Воду на пол вылил он.

(АУ «Шипение»)

№12

Зайчишка спрятался в кустах.

В глазах у Зайчика был страх.

(АУ «Прятки»)

Зайчиха чашечку взяла,

В нее водички налила.

( АУ «Чашечка»)

Зайчишка шепчет грустно:

«Фи, здесь вода! Невкусно…»

(АУ «Обида»)

Зайчиха чаю наливает,

На чашку дует, остужает.

(АУ «Шипение»)

Но даже чай не пьет наш Зайка.

А что он просит? Угадай –ка!

(АУ «Обида»)

Зайка просит вкусный,
Сочный лист капустный.

(АУ «Широкий язычок»)

Заинька капусту съел-

Сразу же повеселел.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)  

№13

Море спокойно - …(С-с-с-с-с…)

Море штормит -  …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно - … (Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море штормит - … (Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море штормит - … (Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море штормит - … (Ш-ш-ш-ш-ш…)

№14

Море спокойно - …(С-с-с-с-с…)

Море штормит - …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно - …(С-с-с-с-с…)

Море штормит - …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море штормит - …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море штормит - …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно - …(С-с-с-с-с…)

Море штормит - …(Ш-ш-ш-ш-ш…)

№15

Мямлик «чашечкой» прогнул свой язык –

Так в Шептурции он делать привык.

Вверх он «чашечку» во рту приподнял,

К верхним боковым зубам края прижал.

Мямлик дунул – голосок задрожал,

И протяжно, будто жук, зажужжал.

№16

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери.

(АУ «Окошечко»)

В сказку вы без труда попадете

На красивом ковре – самолете,                                  

                                                                                                                   

(АУ «Широкий язычок»)

На плоту по молочной реке

(АУ «Плот»)

И с Дюймовочкой на лепестке.

(АУ «Чашечка»)

В ступе с Бабой – ягой прокатитесь,

(Поднять «чашечку» вверх и подуть нее:

«Ш-ш-ш…»)

Пчелкой, как Вини - Пух, притворитесь,

(«Включить» голосок и пожужжать)

Поскачите верхом на еже…

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…

(Быстро многократно произнести слог «ЖЕ»)  

№17

Это тонкие блины –

До чего ж они вкусны!

(АУ «Широкий язычок»)

Рядом сладкое варенье,

Не варенье – объеденье!

(АУ «Вкусное варенье»)

А в глубоких чашках чай,

Ты его не проливай!

(АУ «Чашечка»)

Что в кастрюле? Суп кипит,

Булькает он и шипит: «Ш – ш – ш – ш …)

(Поднять «чашечку» вверх и подуть на нее.)

Суп в кастрюле кипит,

Сверху крышка дребезжит: «Ж – ж – ж – ж…»

(Произнести протяжный звук Ж.)

Будто мой язычок –

Это пышный пирожок.

(АУ «Широкий язычок»)

И на чашку он похож,

Что захочешь, то нальешь.

(АУ «Чашечка»)

Чай по чашкам разливай.

Он горячий – остужай!

(АУ «Шипение»)

Зажужжала пчела –

Меду к чаю принесла…

(«Включить» голосок и протяжно произнести звук Ж)

№18

Язычок свой сделать мне бы

Мягким, словно тучка в небе.

(АУ «Широкий язычок»)

То назад, то вперед

Тучка по небу плывет.

(Движения широким язычком вперед и назад)

Тучка в небе, как большой

Ковш с водою дождевой.

(АУ «Чашечка»)

Ветер вожжи натянул,

Тучу, как коня, стегнул:

«Дж – ж – ж – ж! Дж –ж – ж …»

 

Туча взвыла, а потом

Вдруг заплакала дождем.

№19

ПЧЕЛЫ – Ж – ж –ж –ж – ж…

КОМАРЫ – З – з –з – з –з…

КОМАРЫ – З –з – з –з –з …

ПЧЕЛЫ – Ж –ж –ж –ж – ж…

ПЧЕЛЫ – Ж –ж –ж – ж – ж …

КОМАРЫ – З – з – з – з – з …

ПЧЕЛЫ – Ж – ж – ж – ж – ж…

№20

Мои губы, как меха гармошки.

Поиграю я для вас немножко.

(АУ «Гармошка»)

Зубки – это клавиши рояля.

Язычком играю: «Ля – ля – ля – ля – ля».

(АУ «Рояль»)

Язычок свой в бубен превращу,

По нему зубами постучу.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

А теперь сыграю я на флейте,

Дуйте, как и я, сил не жалейте!

(АУ «Флейта»)

Зашуршит под музыку трава,

И зашелестит в саду листва:

«Ш – ш – ш…»

Пчелы пением наполнят сад,

Звонко и протяжно  зажужжат:

«Ж – ж –ж …»

№21

Сильно раздувая щеки,

Полетели в край далекий

На шарах воздушных,

Ветерку послушных.

(АУ «Толстячок»

Ой, шарики сдуваются,

На землю опускаются.

(АУ «Худышка»)

Вот и море перед нами.

Плот большой построим сами.

(АУ «Широкий язычок»)

На волнах качаясь, плот

Очень медленно плывет.

(АУ «Плот»)

Сядем в лодочку – на ней

Поплывем мы побыстрей.

(АУ «Чашечка»)

Ветер волны поднимает,

Нашу лодочку качает.

(АУ «Шипение»)

№22

Какой Крокодиленок

Прожорливый ребенок!

Вылупиться не успел,

А уже лопату съел

(АУ «Широкий язычок»)

Полотенце разжевал

И «спасибо» не сказал.

(АУ «Накажем непослушный язычок»)

Выпил киселя две чашки,

(АУ «Чашечка»)

Съел кастрюлю манной кашки.

(Подуйте – каша горячая!)

(АУ «Шипение»)

Восемь щеток проглотил

И хохочет Крокодил:

Ведь боится он щекотки,

А в животике –то – щетки!

(АУ «Песенка щеток»)

№23

Волшебный шарик, покрутись!

Язык мой, в блинчик превратись!

(АУ «Широкий язычок»)

Протяжное произнесение звукаСь

Волшебный шарик, покружись!

Язык мой, в чашку превратись!

(АУ «Чашечка»)

Протяжное произнесение звука Ш

Мой язычок – вот это да!

Стал круглым, как сковорода.

(АУ «Широкий язычок»)

Яичницу волшебный шарик

На сковородке этой жарит.

Протяжное произнесение звука Щ

№24

Ну –ка, щеки, надувайтесь,

В мяч огромный превращайтесь!

(АУ «Толстячок»)

А теперь стал меньше мячик,

От щеки к щеке он скачет.

(АУ «Катаем мяч»)

В мяч язык мой превратился,

И по рту он покатился.

(АУ «Футбол»)

Прыгал мяч что было сил

И на гвоздик наскочил.

(АУ «Мячик»)

Лопнул мячик сгоряча,

Вышел воздух из мяча.

(АУ «Лопнувший мяч»)

Воздух тот подул на нас

И уменьшил нас в сто раз!

(АУ «Пропеллер»)    

№25

Мысли мчатся быстрей

Самых легких саней.

Сани катятся: «С – с – с…»

А мысли уже улетели…

(Протяжное произнесение звука С.)

Поезда скоростные

Зря тягаются с ними.

Поезда спешат: «Ч, ч, ч…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Ч.)

Сани:…(С – с – с …)

Поезда:…(Ч, ч, ч…)

Поезда:…(Ч, ч, ч …)

Сани:…(С – с – с…)

Поезда:…(Ч, ч, ч…)

№26

Мысли мчатся быстрей

Самых легких саней.

Сани катятся: «С – с – с…»,

А мысли уже улетели…

(Протяжное произнесение звука С.)

Гонщик сверхпервоклассный

Тратит силы напрасно!

Мотоцикл тарахтит: «Т, м, м…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Т.)

Поезда скоростные

Зря тягаются с нами.

Поезда спешат: «Ч, ч, ч…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Ч.)

Поезда:…(Ч, ч, ч…)

Мотоциклы:…(Т, м, м…)

Сани:…(С – с – с…)

Поезда:…( Ч, ч, ч…)

Мотоциклы:…(Т, м, м…)

Поезда:…(Ч, ч, ч…)

№27

Мысли мчатся быстрей

Самых резвых коней.

Кони скачут: «Цок, цок, цок…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звукосочетания «ЦОК».)

Мысли мчатся быстрей

Самых легких саней.

Сани катятся: «С – с – с …»,

А мысли уже улетели…

(Протяжное произнесение звука С.)

Гонщик сверпервоклассный

Тратит силы напрасно!

Мотоцикл тарахтит: «Т, м, м…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Т.)

Поезда скоростные

Зря тягаются с ними.

Поезда спешат: «Ч, ч, ч…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Ч.)

Кони: … (Цок – цок – цок…)

Поезда: …(Ч, ч, ч…)

Мотоциклы:…(Т, м, м…)

Сани:…(С – с – с…)

Кони:…(Цок – цок – цок…)

Поезда:…(Ч, ч, ч…)

№28

Мысли мчатся быстрей

Самых резвых коней.

Кони скачут: «Цок, цок, цок…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звукосочетания «ЦОК».)

Мысли мчатся быстрей

Самых легких саней.

Сани катятся: «С – с – с…»,

А мысли уже улетели…

(Протяжное произнесение звука С.)

Гонщик первоклассный

Тратит силы напрасно!

Мотоцикл тарахтит: «Т, м, м…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Т.)

Реактивный самолет

Тоже очень отстает.

Моторы самолета шумят: «Щ – щ –щ …»,

А мысли уже улетели…

(Протяжное произнесение звука Щ.)

Поезда скоростные

Зря тягаются с ними.

Поезда спешат: «Ч, ч, ч…»,

А мысли уже улетели…

(Многократное произнесение звука Ч.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

№1

А по нашему двору

Ходят гости по утру. -  («Гуси» - поставить локти на стол, предплечья вертикально, а кисти, сложенные щепоткой, - горизонтально.)

Выползают жуки.- («Жуки» - водить по столу кулаками с выставленными вперед указательными и средними пальцами.)

Сеть плетут пауки.- («Паутина» - скрестить слегка раздвинутые пальцы рук «решеткой».)

Голуби летают. – («Птица» - помахать скрещенными кистями рук – «крыльями».)

Всюду расцветают

Разные цветочки – (Локти поставить на стол, прижать одну к другой сложенные щепотками ладони – это «бутон». Постепенно разводить в стороны пальцы – «лепестки», не разъединяя оснований ладоней.)

И растут грибочки. – («Гриб» - одну ладонь поставить вертикально – это «ножка гриба», а другую ладонь положить сверху – это «шляпка».)

№2

Входим узкою тропой

В лес волшебный, звуковой. – («Шагать» по столу указательными и средними пальцами рук.)

Здесь стоит тишина,

Но обманчива она. – (Поднести ладонь к уху, прислушаться.)

Ты постой, послушай. Вот

Птичка ранняя поет. – («Птица» - помахать скрещенными кистями рук – «крыльями».)

Ветерок кусты качает – («Кусты» - поставить ладони вертикально, основаниями нас стол и пошевелить – «ветками».)

И в ветвях берез играет. – («Деревья» - поставить локти на стол и пошевелить пальцами – «ветками».)

Слышишь, он шумит в листве?

Вот змея ползет в траве. – («Змея» - делать рукой волнообразные движения.)

Дятел весело стучит. – («Дерево» одну руку поставить на локоть и растопырить пальцы – «ветки». «Дятел» - постучать указательным пальцем свободной руки по «стволу дерева».)

Заяц от лисы бежит. – («Заяц» - поднять вверх указательный и средний пальцы – «заячьи ушки» и двигать «зайчиком» вверх – вниз, имитируя его прыжки.)

Лес шумит, шуршит, поет,

Шепчет, шелестит… - Живет! – (Поднести ладонь к  уху, прислушаться.)

№3

В листьях прячутся жуки. – («Жуки» - положить кулаки на стол, вытянув вперед указательные пальцы и мизинцы.)

Чинят сети пауки. – («Паутина» скрестить растопыренные пальцы рук «решеткой».)

Птицы – («Птицы» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

гнезда вьют в листве. – («Гнездо» - сделать ладонями кольцо, соединив пальцы обеих рук.)

Мышки бегают в траве. – («Мышки» - соединить пальцы щепотками и поводить ими по столу».)

Под кустами еж ползет, - («Еж» - поставить ладонь вертикально и растопырить пальцы – «иглы».)

На себе грибок везет. – («Гриб» - одну ладонь поставить вертикально – это «ножка гриба», а другую наложить сверху – это «шляпка».)

Заяц от лисы бежит. – («Ушки зайчика» зажать пальцы в кулак и выставить указательный и средний пальцы вверх. Двигать «зайчиком» вверх – вниз – «скакать».)

Дятел дерево долбит. – («Дерево» поставить локоть одной руки на стол, пальцы растопырить. «Клюв дятла» - указательным пальцем другой руки стучать по «дереву».)

Веточки колышутся, - («Деревья» - поставить локти на стол и шевелить пальцами -  «ветками».)

Шорох листьев слышится:

«Ш – ш – ш»

№4

Над поляной пролетела, -  («Птица» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

Через лупу посмотрела, - («Лупа» -  сделать пальцами кольцо и посмотреть через него.)

ЧТО – ТО в воздухе схватила, - («Клюв» - соединять пальцы щепоткой и резко разжимать их.)

На кусочки разрубила, - (Рубить «что – то» ребром ладони.)

ЧТО – ТО лапками взяла – («Коготки» - согнуть пальцы, показывая ногти.)

И сыночку понесла. – («Птица» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

А птенец в гнезде сидел, - («Гнездо» - соединить кольцом пальцы обеих рук.)

Клюв раскрыл и ЧТО – ТО съел. – («Клюв» - соединять пальцы щепоткой и резко разжимать их.)

Снова птица полетела, - («Птица» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

Через лупу посмотрела, - («Лупа» - сделать пальцами кольцо и посмотреть через него.)

ЧТО – ТО в воздухе схватила, - («Клюв» - соединять пальцы щепоткой и резко разжимать их.)

На кусочки разрубила, - (Рубить «что – то» ребром ладони.)

ЧТО – ТО лапками взяла – («Коготки» - согнуть пальцы, показывая ногти.)

И сыночку понесла. – («Птица» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

А птенец в гнезде сидел,  - («Гнездо» - соединить кольцом пальцы обеих рук.)

Клюв раскрыл и ЧТО – ТО съел… -  («Клюв» - соединять пальцы щепоткой и резко разжимать их.)

№5

Я бегу, бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,

Я бегу, бегу, бегу, все, больше не мо – гу…

Не бе – гу я, а ша – га – ю

И ша – ги я за – мед – ля – ю…

Я опять бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,

Я бегу, бегу, бегу, все, больше не мо – гу…

Не бе – гу я, а ша – га – ю

И ша – ги я за – мед – ля – ю…

№6

- Я такой! Я не молчу,

Все стучу, стучу, стучу… - («Дождь» - постукивать пальцами обеих рук по столу.)

Поливаю я цветочки, - («Цветок» - соединив основания ладоней, растопырить пальцы.)

Травку, - («Трава» - вертикально поставить основания ладоней на стол и шевелить пальцами.)

Кустики, - («Кусты» - вертикально поставить руки локтями на стол и шевелить пальцами – «веточками».)

Грибочки, - («Гриб» - ладонь одной руки поставить вертикально – «ножка гриба», ладонь другой руки положить сверху горизонтально – это «шляпка».)

В лужицах – смотри, смотри! – («Лужа» округлить руки и соединить пальцы.)

Я пускаю пузыри! – (Разными пальцами то одной, то другой руки поочередно делать по четыре колечка – «пузыря». Затем «пузыри» лопаются со звуком: «Буль, Буль…» - резко размыкаются соединенные пальцы.)

№7

Ребята, пусть каждый из вас поочередно закрывает мышек пальчиками сначала левой руки, затем пальчиками правой руки и приговаривает при этом:

Мышки прячутся от Кошки:

Мышка с брошкой, Мышка с ложкой,

Мышка с крышкой, Мышка с книжкой,

Мышка с шишкой, Мышка с мишкой,

Мышка с клюшкой, Мышка с кружкой,

Мышка с маленькой подружкой.

Если чей – то язычок споткнется –

Мышке Кошке в лапы попадется!

№8

Шу – ши. Шу – ши.

Зашумели камыши. – («Камыши» - поставить вертикально основания ладоней на стол и пошевелить пальцами.)

Шух – шах. Шух – шах.

Ходит Кошка в камышах. – (Змейкой обводить «Кошку» - указательный палец одной руки вокруг «камышей» - растопыренных пальцев другой руки.)

Шуй – шей. Шуй – шей.

Ищет Кошка там мышей. – («Искать» приставить ладонь «козырьком» к бровям.)

Шу – ши. Шу – ши.

Топчет Кошка камыши. – («Камыши» - поставить вертикально основания ладоней на стол и поочередно сгибать «стебли» - пальцы.)  

№9

Ночь настала –

Сразу все пропало:

Белая ромашка, - («Ромашка» - соединить основания ладоней и растопырить пальцы.)

Смелая букашка, - (Водить указательным пальцем в воздухе, показывая траекторию полета букашки.)

Еловая шишка, - («Шишка» - кисть руки сложить щепоткой и водить ею по столу.)

Трусливая мышка, - («Мышка» - кисть руки сложить щепоткой и водить ею по столу.)

Зеленая лягушка, - («Лягушка» - поставить на стол указательный палец и мизинец, остальные пальцы зажать в кулак.)

Крылатая кукушка, - («Кукушка» - помахать ладонями скрещенных рук.)

Болотные камыши – («Камыши» - поставить вертикально основания ладоней на стол и пошевелить пальцами.)

И ветхие шалаши. – («Шалаши» - поставить локти на стол, переплести пальцы.)

№10

Слева лес, дремучий лес. – («Деревья» - поставить локти на стол и шевелить пальцами – «ветками».)

Справа – горы до небес. – («Горы» - локти поставить на стол. Пальцы рук соединить.)

Птица по небу летала. – («Птица» - помахать скрещенными ладонями – «крыльями».)

Солнце на небе сверкало. – («Солнце» - наложить одну ладонь на другую и растопырить пальцы рук во все стороны – «лучи».)

Гуси грелись на песке. – («Гуси» - поставить локти на стол и опустить ладони горизонтально.)

Рыбки плавали в реке. – («Рыбки» - сложить ладони вместе и делать ими волнообразные движения.)

По мосту Ишак шагал – («Мост» - локти поставить на стол. Руки округлить. Пальцы рук соединить.)

И от страха так дрожал, - («Мост шатается» - раскачивать руки, сложенные в форме «моста».)

Что весь мостик развалился. – («Мост развалился» - резко разомкнуть пальцы и опустить ладони вниз».)

В речку наш Ишак свалился.)

Еле – еле, кое – как

Вылез из реки Ишак. – («Ишак плывет» имитировать движения пловца.)

№11

Все сюда! Скорей! Скорей!

Приглашает цирк гостей! – (Кисти рук повернуть ладонями вверх, сгибать и разгибать пальцы, делая зазывающие движения.)

Приходит в цирк, ребята,

Выступают там зайчата. – («Ушки зайчиков» поднять указательный и средний пальцы, остальные пальцы прижать к ладони.)

Два медведя – сын и папа

Пляшут там на задних лапах. – («Медведи танцуют» - переступать с указательных пальцев на мизинцы, остальные пальцы прижать к ладони.)

Крокодил разинул пасть…

Страшно в эту пасть попасть! – («Пасть крокодила» - положить одну ладонь на другую и, не разъединяя оснований ладоней, разводить и соединять прямые пальцы.)

№12

Не отрывая своего указательного пальчика, обведите тот рисунок, название которого начинается со звука Ш. Затем – тот рисунок, название которого оканчивается звуком Ш.

№13

Делайте по четыре колечка сначала одной, затем другой рукой, поочередно присоединяя к большому пальцу все остальные, и приговаривайте при этом: «Шарик, шарик, шарик …» После этого соедините большие пальцы обеих рук и сделайте четыре больших кольца, поочередно совмещая указательные пальцы, средние, безымянные и мизинцы. Четко проговаривайте при этом: «Большой шар, большой шар, большой шар…»

№14

Постепенно шарики мои сдувались один за другим. Вот так: «Ш – ш – ш…»

(Повторять упражнения для пальчиков «Шарики», но при этом резко размыкать пальцы и произносить протяжный звук Ш – «шарики» сдуваются.)

№15

Мы дерево срубили.

Раз, два, три. – («Дерево» - локоть одной руки поставить на стол, пальцы растопырить – это «ветки». «Топор» - ребром ладони другой руки ударять по «дереву».)

На доски распилили.

Посмотри! – («Сваленное дерево» - одну руку положить на стол. «Пила» - ребром ладони другой руки пилить «сваленное дерево».)

Доску к доске прибили.

Раз, два, три. – («Молоток» - ударять кулаком одной руки по раскрытой  выпрямленной ладони другой руки.)

Все доски просмолили.

Посмотри! – («Кисть» - мягкой, пластичной ладонью одной руки гладить раскрытую, выпрямленную ладонь другой руки.)

Мы крепкий парус сшили.

Раз, два, три. – («Иголка с ниткой» - имитировать шитье.)

И по морю поплыли.

Посмотри! – («Кораблик» - соединить ладони, сложенные пригоршнями. Делать волнообразные движения «корабликом».)

№16

К большому пальцу правой руки поочередно присоединяйте все остальные пальчики, делая колечки, и четко проговаривайте: «Сушка, сушка …»

То же самое выполните левой рукой. И наконец, сделайте четыре больших сушки: соедините между собой большие пальцы обеих рук и оба указательных, затем оба средних пальца т. д., приговаривая: «Сушка, сушка…»

№17

Обведите букву Ж, но не карандашами, а каждым пальчиком поочередно.

№18

Ребята повторяйте все движения главного героя книжки – озорного Жеребенка:

Лишь увидел белый свет,

Сразу крикнул: «Всем привет!» - (В знак приветствия подвигать кистью руки из стороны в сторону.)

Прыг – уже вскочил на стул, - («Стул» - ладонь одной руки поставить вертикально – это «спинка стула», к ней прижать кулак другой руки – это «сиденье».)

Скок – стакан перевернул! – («Стакан» -  сомкнуть пальцы округленных ладоней, сделав круг.)

Шлеп – со столика упал, - («Столик» - на кулак одной руки наложить ладонь другой руки».)

Цок – по полю поскакал. – («Скакать» по столу на указательном пальце и мизинце.)

Но – о! – мышонка перегнал. – («Мышонок» - водить по столу кистью руки, сложенной щепоткой.)

Ох! – на травку он упал. – («Травка» - вертикально поставить ладони основаниями на стол и шевелить пальцами.)

Бам! – гусыню с лапок сбил. – («Гусыня» -  поставить локоть на стол и наклонить вниз сложенную щепоткой кисть.)

Ам! – цветочек проглотил. – («Цветок» - соединить основания ладоней и расставить пальцы – «лепестки».)

Эх! – помчался прямо в лес – («Скакать» по столу на указательном пальце и мизинце.)

И исчез… - (Спрятать руку за спину.)

№19

Там, где ползал Ужонок, - («Змея» - делать волнообразные движения рукой.)

Появился Утенок! – («Утенок» - поставить локоть на стол, кисть руки сложить щепоткой и наклонить.)

Головой покрутил, - (Покрутить из стороны в сторону «головой утенка».)

Червячка проглотил, - (Раскрывать и закрывать «клюв», сложенный из указательного и большого пальцев.)

Перышки расправил, встал, - (Растопырить пальцы скрещенных кистей рук – «крылышек».)

Крылышками замахал. – (Помахать скрещенными ладонями – «крылышками».

№20

Триста рыбок и рыбят

Суетятся и спешат. – (Делать волнообразные движения ладонями обеих рук.)

Под корягой проплывают, - (Пальцы одной руки растопырить и опустить вниз – это «коряга». «Рыбкой» - ладонью другой руки «проплывать» между пальцами.)

Водоросли огибают. -  (Пальцы одной руки растопырить и поднять вверх – это «водоросли». «Рыбкой» - ладонью другой руки «проплывать» между пальцами.)

Успевают червячков

На ходу срывать с крючков. – («Червячок» - указательный палец одной руки «срывается» с согнутого крючком указательного пальца другой руки.)

Корм хватают – посмотри – (Делать хватательные движения прямыми пальцами обеих рук.)

И пускают пузыри. – (Каждой рукой делать по четыре колечка – «пузыря» разными пальцами. «Пузыри» поднимаются вверх и лопаются, т. е. пальцы разжимаются.)

Подставляют свои спины

Мне отважные дельфины,

Быстро к берегу плывут,

На себе меня везут. – (Делать волнообразные движения вверх – вниз сложенными вместе ладонями.)

№21

Первым коготочком

Нацарапал кочку.

А вторым коготком

Начертил на кочке дом.

Третьим когтем – норку.

Четвертым – хлеба корку.

А последним коготком

Подписал: «Мышиный дом».

№22

Обведите букву Щ поочередно каждым пальчиком.

№23

Мои пальчики вначале

Круглым мячиком играли, - (Поочередно каждым пальцем постучать по воображаемому мячику.)

Вишни круглые срывали – (Поочередно соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, как бы срывая с ветки вишенки.)

И колечки рисовали. – (Делать круговые движения каждым пальцем – «карандашиком».)

Ниточки в клубок мотали, - (Одной рукой как бы наматывать нитку на кулачок другой руки.)

Шапку круглую вязали – (Имитировать вязание спицами.)

И лепили потом

Круглый – круглый снежный ком. – (Имитировать соответствующие движения.)

№24

Ключ, калач,

Печь, ночь, врач,

Обруч, ключ, кирпич, меч, мяч,

Печь, ключ, грач,

Луч, трубач.

№25

Бабочка, бочка, кисточка, точка,

Дудочка, ручка, удочка, тучка,

Печка, яичко, белочка, спичка,

Мячик, крючок, меч, червячок.

№26

То ли домик, - («Крыша дома» - соединить пальцы рук над головой.)

То ли норка, - («Норка» - положить руки на стол, соединив подушечки больших пальцев, остальные пальцы приподнять над столом, округлить и тоже соединить между собой.)

То ли зонтик, - («Зонт» - одну ладонь поставить вертикально, другую положить сверху.)

То ли горка, - («Горка» - поставить локти на стол и соединить пальцы рук.)

Нет, не зонтик – («Зонт» - одну ладонь поставить вертикально, другую положить сверху.)

И не норка. – («Норка» - положить руки на стол, соединив подушечки больших пальцев, остальные приподнять над столом, округлить и тоже соединить между собой.)

Нет, не домик – («Крыша дома» - соединить пальцы рук над головой.)

И не горка. – («Горка» - поставить локти на стол и соединить пальцы рук.)

№27

Мухи

      ростом с журавлей

надо мной летают. – («Муха» - помахать скрещенными ладонями.)

                                    («Журавль» - помахать вытянутыми в стороны                                                    

                                   руками.)

Червяки

     длиннее змей

рядом проползают. – («Червячки» - пошевелить вытянутыми    

                                   указательными пальцами. Все остальные

                                    пальцы зажать в кулачки.)

                                       «Змеи» - делать хаотичные плавные                    

                                      движения вытянутыми руками.)

Гриб

      как небоскреб стоит. – («Гриб» - одну ладонь поставить

                                              вертикально  - это «ножка гриба»,

                                              другую ладонь положить сверху – это

                                               «шляпка».)

                                                «Высоко» - поднять руки вверх,

                                                потянуться.)

Лужа –

       моря шире… - («Лужа» - соединить средние пальцы вытянутых

                                 вперед округленных рук.)

                                   («Широко» - развести руки в разные стороны.)

А рыбешка –

      словно кит

самый крупный в мире! – («Рыбка» - делать волнообразные

                                                 движения сложенными вместе

                                                ладонями.)

                                             («Широко» - развести руки в разные

                                             стороны.)

     

№28

Присоединить к большому пальцу поочередно все остальные, делая «колечки», и четко проговаривать при этом: «Нас силач согнет в калач, нас силач согнет в калач…»    

№29

Произнося слог ЦЫ, поднимайте вверх указательные пальцы, произнося слог ЧИ, выставляйте мизинцы. После каждого слова сжимайте кулачки.

Жуки – ПРОДАВ…(цы),

жуки – МОЛОД…(цы),

жуки – ВРА…(чи),

жуки – МУДРЕ…(цы),

жуки – СКРИПА…(чи),

жуки – БЕГЛЕ…(цы),

жуки – ХИТРЕ…(цы),

жуки – СИЛА…(чи),

жуки – КУЗНЕ …(цы),

жуки – ЦИРКА…(чи),

жуки – ТРУБА…(чи),

жуки – ИНОСТРАН…(цы).

№30

Повторяйте слова и движения:

Ти – ше, ти – ше, ти – ше…

Ша – гов сов – сем не слы – шим.

Шаг, шаг, снова шаг –

Зашагали не спеша…

Поспешите, поспешите, поспешите, поспешите…

Поскорее проходите! Поскорее проходите! – («Пройти» по столу «ножками» - указательными и средними пальцами.)

ПРОСОДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

№1

Ребята, с какой интонацией я произнесла звук А? Повторите.

Мышка в норке показалась,

Я ужасно испугалась: «А – а!!!»

Побежала я, упала

И от боли застонала: «А – а!!!»

Мышь как будто испарилась.

Я сначала удивилась: «А – а!!!»

Но искать ее не стала

И, махнув рукой, сказала: «А – а!!!»

№2

Слы – шу я дят – ла стук:

«Тук – тук – тук». – (повторить медленно)

Вот стучат кузнечики вокруг:

«Тук – тук – тук – тук – тук». – (повторить быстро.)

Строит бобр плотину на реке:

«Тук – тук – тук». – (повторить громко.)

Эхом отдается вдалеке:

«Тук – тук – тук …» - (повторить тихо.)

Зубы волка страшного стучат:

«Тук – тук – тук!» - (повторить грозно.)

Как сердечки бьются у зайчат?

«Тук – тук – тук …» - (повторить робко.)       

№3

Ребята, помогайте котенку пугать волков. Четко повторяйте ритмические рисунки его «стучалок»:  

Тук – тук – тук. Тук.

Тук. Тук – тук. Тук.

Тук – тук. Тук – тук. Тук – тук.

№4

А вы так сможете, ребята?

        Словно играя с нами в прятки, Ветер помчался в лесок. Мы побежали вслед за ним. Куда он мог спрятаться?

№5

Ребята, выберите при помощи этой считалки, кому из зверят начинать чтение, и помогите ему произнести все слова нужным тоном.

Шу – шу – шу.

Ши – ши – ши.

По – шур – шу

От ду – ши.

№6

Ребята, не отставайте, бегите вместе с нами по лесу (по столу «ножками» - указательным и средним пальцами) и говорите быстро – быстро:

Я бегу, бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,

Я бегу, бегу, бегу, все, больше не мо – гу…

Не бе – гу я, а ша – га – ю

И ша – ги я за – мед – ля – ю…

Я опять бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,

Я бегу, бегу, бегу, все, больше не мо – гу…

Не бе – гу я, а ша – га – ю

И ша – ги я за – мед – ля – ю… 

№7

Ребята, помогайте нам:

Шло – шлу – шлэ. - …?

Шпа шпы – шпо . - …?

Шны шна – шну. - …?

Шку шко – шка . - …? 

№8

Повторяйте эту шаманскую закличку с разными интонациями.  

Считайте, загибая пальцы

Дождик, ты весь день идешь,

Хлещешь, капаешь, поешь,

Барабанишь, мочишь, льешь,

Брызжешь, не перестаешь,

Поливаешь, моросишь,

Не смолкаешь и стучишь.

№9

Повторяйте слова:

Ти – ше, ти – ше, ти – ше…

Ша – гов сов – сем не слы – шим.

Шаг, шаг, снова шаг –

Зашагали не спеша…

Поспешите, поспешите, поспешите, поспешите…

Поскорее проходите! Поскорее проходите!

№10

Жук решил рассказать о своей жизни и позволил нам дожужжать окончания некоторых его слов, сумеете?

Я, друзья, ученый Жук.

Я без дела не ле…(жу),

Без работы не си…(жу)  -

Книжный шкаф я сторо…(жу), 

Взад – вперед хо…(жу), бро…(жу).

Я за книжками сле…(жу),

В них слова я нахо…(жу), 

Если букву Ж увиу),

От восторга весь дро...(жу),

С этой буквой я дру…(жу), 

День и ночь ее твер…(жу),

В букве Ж себя я ви…(жу),

Этим сходством доро…(жу).

№11

Ежиха очень ЛАСКОВЫМ голосом называла только слова со звуком Ж, а ЕЖ ВОРЧЛИВЫМ тоном произносил названия одежды со звуком Ш.

Ребята, сможете повторить по три их слова такими же голосами?

Шубы, пиджаки, жилеты,

Шапки, шарфики, жакеты.

Джинсы, шорты и тельняшки,

Бриджи, шали и рубашки.

№12

Ребята, спойте

                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков".

Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Буклет для воспитателей и родителей...

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляторного аппарата к постановке шипящих звуков...

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Артикуляционная гимнастика помогает подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука....

Презентация: "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"

Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением? Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его губы, зубы и язык должны принять определенное положение  - артикуляционный уклад. Пр...