Домашнее задание с непоседой
консультация по теме

Васильева Светлана Петровна

В статье даны практические рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком во время выполнения рекомендаций логопеда по закреплению усвоенных навыков в домашних условиях в случае, если ребенок слишком подвижен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_s_neposedoy.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашнее задание с непоседой»

Многие дети не  выдерживают времени на закрепление домашнего задания, которые были рекомендованы специалистами учителем-логопедом, педагогом-психологом, или воспитателем. Как мама не усаживает ребенка для того чтобы закрепить сформированные специалистом умения, но ничего из этого не получается. Что делать? Прежде всего нужно понаблюдать за ребенком и исключить у него синдром гиперактивности и дефицита внимания. Не пугаться, если совпали те или иные признаки, только специалист медицины детский невролог может подтвердить или опровергнуть наличие данного синдрома и помочь.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Прежде всего, родители должны понимать с каким нарушением в развитии ребенка они столкнулись и имеют дело.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению различных конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Как выявить гиперактивного ребенка. Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой

Критерии гиперактивности:

Нарушение произвольности внимания.

1. Дефицит активного внимания

2. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

3. Не слушает, когда к нему обращаются.

4. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

5. Испытывает трудности в организации.

6. Часто теряет вещи.

7. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

8. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность 

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Импульсивность

1. Очень говорлив, начинает отвечать, не дослушав вопроса.

        2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

        3. Плохо сосредотачивает внимание на собеседнике.

        4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

        5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

         6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: во время одной деятельности  - спокоен, на другой – нет.

          Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

            Очень часто родители задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, и родители начинают надеяться, что с возрастом всё пройдёт». Часто родители считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Практически все окружающие гиперактивного ребёнка люди, пребывают в уверенности, что ребёнок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т. д. К сожалению, они ошибаются!

           Как помочь гиперактивному ребенку? Проявление гиперактивного ребёнка в большой многодетной семье сразу становится заметным родителям, в сравнении с другими детьми, ребенок ведет себя по другому и опытной маме это сазу дает повод к активным действиям.

           Родители поинтересовавшись у воспитателя, узнают, что ребенок невольно в группе детского сада осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя.

          Удастся ли родителям повести себя мудро пойти на продуктивное взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения и выполнить рекомендации воспитателя, пройти консультацию детских специалистов: психолога, детского невролога. Комфортная жизнь ребенка во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Многие дети не  выдерживают времени на закрепление домашнего задания, которые были рекомендованы специалистами учителем-логопедом, педагогом-психологом, или воспитателем. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова, загадать загадку, ввести перед занятиями организационный момент, сюрпризный момент, приложить максимум фантазии.  Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут постепенно снижаться. Постепенно эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком. Всё это даёт результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.

Порядок общения родителей с ребёнком. Для родителей очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

От физических наказаний родителям вообще следует отказаться. Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать.

Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми. Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребёнка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть её участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребёнка, но и родителей, так как не простой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, лучше выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения, т.е. отвести для него собственную «территорию». В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.   Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Дав ребёнку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени, можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить (например, с 9.30 до 9.00 убирать свою постель). Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения. Примером поощрения могут служить разрешение в качестве разовой поблажки посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени, лишний раз сходить на прогулку или купить вещь, о которой он давно мечтает; угощение специальным десертом, предоставление возможности поучаствовать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы). Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (например, поездку вместе с родителями за город, экскурсию в зоопарк, поход в театр и др.).

При неудовлетворительном поведении родители могут словесно высказать своё неодобрение. Гиперактивный ребёнок не переносит большого скопления людей. Поэтому родителям не следует ходить с ним часто в гости, крупные магазины, на рынки, в кафе и т.д. Всё это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему дошкольника. А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма не легко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приёмами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по голове, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить сказать, что делают папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе.

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребёнка: как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать и т.д.

Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности. Такой ребёнок чрезмерно активен в поведении, трудноуправляем и невнимателен; испытывает недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий; склонен к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца, к хаотичной, недостаточно контролируемой двигательной активности, к неадекватной эмоциональной реакции (лёгкая возбудимость).

Гиперактивные дети неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, с ними чаще происходят несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения правил, причём не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. Результат? Дисциплинарные наказания со стороны либо родителей, либо педагогов. Отношения таких детей со сверстниками и со старшими по возрасту отличаются несоблюдением дистанции.

Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счёте асоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих, а следовательно, проблемы эмоционального плана: дети испытывают страх, подавленность, их беспокоят проявления антипатии, причины которой им непонятны.

Чрезмерная активность и импульсивность поведения, к сожалению, часто негативно сказываются на обучаемости: гиперактивным детям плохо удаётся подавлять свои двигательные импульсы. Поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы.

У гиперактивных детей нарушены перцептивная ориентация и планирование действий, практически отсутствуют паузы между мыслью и действием. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходуется слишком интенсивно.

 Гиперактивный ребёнок по-разному себя ведёт, оставшись один или находясь среди сверстников. Обычно такой ребёнок показывает, на что он способен, лишь оказавшись в группе детей. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

Психологи отмечают, что гиперактивность – это не просто внешне малоприемлемое поведение, это комплексное нарушение. В современной психологопедагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикаментозные методы, методы, основанные на программах самоконтроля, когнитивная терапия и т.д.

Результаты работы показали: коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:

* синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

* сочетание разных видов художественного творчества;

* простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);

*яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребёнку чувство удовлетворения (он должен иметь возможность показать свои достижения как можно большему количеству зрителей);

*сочетания различных форм воспитательного воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком, взаимодействие со сверстниками, взаимодействие с психологами и другими педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задание для родителей по теме: "Зимние забавы".Предлогается домашние

Предлогается домашние задание для детей средней и младшей группы детского сада в виде презентации, в котором показаны картинки по теме "Зимние забавы". Родителям надо рассмотреть картинки вместе с дет...

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Правила выполнения домашних заданий по заданию логопеда

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении....

Дети четырех лет легко справятся с этими заданиями (домашнее задание на лето)

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Он содержит краткую характеристику возрастных особенностей детей четырех лет в форме домашнего задания. А так же рекомендации по чтению хужожес...

Весна. Грамматические задания и подвижные упражнения Домашние задания

Родителям рекомендуется:-поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;-вспомнить названия весенних месяцев;- понаблюдать за  из...