Конспект Конкурса чтецов "Природа России глазами русских поэтов"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конкурсы чтецов стали традиционными в нашем детском саду. Цель очередного Конкура чтецов "Природа России глазами русских поэтов" - развивать у дошкольников умение выразительно читать стихи, активизировать словарь и обобщить знания детей об окружающем  в рамках лексической темы "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov._russkaya_priroda_glazami_poetov.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов

«Природа России глазами русских поэтов»

Цель: Развивать у дошкольников умение выразительно читать стихи.

Задачи: 

- расширить, уточнить и активизировать словарь, а также  обобщить знания детей об окружающем в рамках лексической темы «Времена года »; обогащать экспрессивную речь сложными словами, многозначными словами, словами в переносном смысле, однокоренными словами, словами - синонимами, красочными определениями;

- развивать литературно исполнительное творчество, артистические способности, память;

- воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование: фонограмма Альбома П.И. Чайковского «Времена года», презентация «Красота русской природы», костюмы для детей, бабочка, букеты по сезонам, призы.

Предварительная работа: беседы о временах года и приметах в природе, выставка рисунков «Природа глазами детей», разучивание стихов русских поэтов.

Оборудование: презентация «Красота русской природы», костюмы для детей

Ход мероприятия.

Демонстрация презентации№1.

(слайды:

  1. Карта России;
  2. Фото океана
  3. Фото тайги
  4. Южный пейзаж
  5. Фото  Севера.
  6.  Фото поля с пшеницей
  7. Фото пустыни.
  8. Фото вулкана
  9. Фото озера Байкал
  10. Фото Волги.
  11.  Коллаж из зимних пейзажей.
  12. Коллаж из весенних пейзажей
  13. Коллаж из летних пейзажей
  14. Коллаж из осенних пейзажей
  15. Коллаж из пейзажей разных времен года

(В ходе показа слайдов звучит музыка вступление в 1 концерт П.И. Чайковского)

1-я Вед.: Наша страна велика и необъятна (слайд 1: карта России). В ней есть безбрежные океаны (слайд 2: фото океана), непроходимые леса (слайд 3: фото тайги), теплые моря с пальмами (слайд 4: южный пейзаж), холодные ледяные моря (слайд 5: фото Севера), золотые нивы (слайд 6: фото поля с пшеницей), пустыни (слайд 7: фото пустыни), огнедышащие вулканы (слайд 8: фото вулкана), озера (слайд 9: фото Байкала), полноводные реки (слайд 10: фото Волги). Все это наша Родина.

2-я Вед.: Русские писатели и поэты, описывая любой уголок России, показывали, как он прекрасен! Прекрасен, в любое время года.

1-я Вед.: Сегодня наш конкурс чтецов посвящается нашей любимой Родине – России, красоте ее природы.

2-я Вед. Прозвучат стихи великих русских поэтов, в которых описывается русская природа в разные времена года.

1-я Вед.: Наших конкурсантов будет оценивать жюри. Они будут отмечать, как наши участники умеют четко, выразительно и красиво читать стихи.

2 –я Вед.: Сегодня к нам придут необычные гости. Они будут нам помогать вести конкурс.

1-я Вед.: Итак, мы начинаем. Встречайте первого гостя.

(звучит музыка Чайковского «Зима», входит ребенок в костюме Зимы).

Зима: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой.

(слайд 11 Коллаж из зимних пейзажей)

Зима: А какие еще приметы зимы вы знаете?

(дети называют зимние приметы)

(ребенок Зима садится)

2-я Вед.: Сейчас мы услышим стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», которое прочитает ребенок.

(ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина  «Вот север, тучи нагоняя…»)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

1-я вед.: Стихотворение Сергея Есенина «Береза» почитает ребенок

(ребенок читает стихотворение С. Есенина  «Береза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине.

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

(звучит музыка П.И.Чайковского «Весна», входит ребенок в костюме Весны).

Весна:     Прихожу я с ласкою

И со своею сказкою

Где моя нога ступнёт,

Там подснежник расцветет

Шагаю я, красавица

Легко земли касаюсь я.

Иду на поле на реку,

И по снежку и по цветку.

2-я вед.: Ребята, вы узнали, кто же эта красавица?

Дети: это Весна.

(ребенок Весна садится)

2-я вед.: Сейчас мы послушаем стихи о весне – прекрасном времени года, когда вся природа просыпается.

1-я вед.: Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды» прочитает ребенок

(ребенок читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»)

Еще в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят -

 Бегут и будят сонный брег,

 Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

2-я вед.: Иван Саввич Никитин написал стихотворение «Полюбуйся: весна наступает». Его прочитает ребенок.

(ребенок читает стихотворение. И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает».

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости в тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

1-я вед. Весна и Зима всегда спорят. И не всегда Зима сразу уступает место Весне. Вот и сейчас они проведут с вами игру.

(дети Весна и Зима проводят игру с детьми)

Игра «Потопаем-похлопаем» -

1-я вед.: Если услышите слово о зиме – хлопните в ладоши, если о весне – потопайте ножками.

(сугроб, капель, лыжи, шуба, подснежник, мороз, скворец, снеговик, метель, травка, одуванчик, ласточка, снежинка, почки, ручьи, лед)

2-я вед: Наверное, самое любимое время года – это лето. Почему? Наш следующий гость расскажет об этом.

(звучит музыка П.И.Чайковского «Лето», входит ребенок в костюме Лето).

Лето:         Ярко солнце светит, в воздухе тепло,

И куда не взглянешь, все вокруг светло.

По лугу пестреют яркие цветы

Золотом облиты темные листы.

1-я вед.: Веселое, звонкое время года. Все стихи о лете такие же веселые, звонкие, яркие. Лев Александрович Мей написал стихотворение «Лето красное, росы студёные ...». Его расскажет ребенок.

(ребенок рассказывает стихотворение Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные ...»)

Лето красное, росы студёные

Изумрудом все листья цвечённые;

По кустам, по ветвям потянулися

Паутинки серебряной проволокой;

Зажелтели вдоль тына садового

Ноготки, янтарём осмолённые;

Покраснела давно и смородина;

И крыжовник обжёг себе усики;

И наливом сквозным светит яблоко.

2-я вед.: Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Ярко солнце светит»

 прочитает ребенок.

(ребенок читает отрывок из стихотворения И. З. Сурикова «Ярко солнце светит»)

Ярко солнце светит, в воздухе тепло.

И куда не взглянешь, всё кругом светло.

По лугу пестреют яркие цветы;

Золотом облиты тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука – лист не шелестит,

Только жаворонок в воздухе звенит.

 (звучит музыка П.И.Чайковского «Осень», входит ребенок в костюме Осень).

Осень:         Вянет и желтеет травка на лугах

                    Только зеленеет озимь на полях…

Скучная картина! Тучи без конца,

                 Дождик так и льётся, лужи у крыльца

2-я вед.: Как зовут нашу гостью?

Дети: Осень.

1-я вед: Очень грустно рассказала о себе осень. Но поэты в своих стихах восхищались ее красотой. Давайте послушаем стихотворение Николая. Алексеевича Некрасова «Славная осень!». Его прочитает ребенок.

(ребенок читает стихотворение Н. А. Некрасова «Славная осень!»)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

2-я вед.: Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, написал много великолепных стихов об этом прекрасном, но грустном времени года. Одно из них прочитает ребенок.  Стихотворение «Унылая пора…»

(ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора…»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.

 (слайд  коллаж времен года)

 1-я вед.: Слушая стихи великих русских поэтов, мы и совершили целое путешествие по временам года. Все стихи, заявленные в конкурсе, прочитаны. Просим жюри приступить к обсуждению выступлений. А мы с вами, ребята, поиграем в игры.

2 вед.: «Бывает – не бывает»

(Логопед предлагает детям утверждение дети внимательно слушают и при необходимости поправляют его)

- Летом дети катаются на санках, а зимой на велосипедах.

- Зимой на деревьях распускаются листья, а летом деревья стоят голые.

- Летом дети играют в снежки, а зимой в мяч.

- Весной люди надевают теплые шубы, а зимой – легкие куртки.

- Осенью птицы прилетают, а весной улетают.

1 вед.: Игра «Кто больше назовет признаков». Я буду называть время года, а вы подбирать слова, которые подходят к нему.

Зима какая? (суровая, холодная, снежная, серебристая, пушистая, скользкая)

 Весна (ранняя, изумрудная, солнечная, красная, звонкая, теплая)

Лето (разноцветное, жаркое, яркое, цветущее, пестрое)

Осень (золотая, дождливая, унылая, голая, поздняя, багряная, ветреная)

Игру «Подбери действие по содержанию предложения» (снег под ногами…скрипит; небо осенью… хмурится; птицы весной … вьют гнезда, бабочки над цветами … порхают, люди урожай…собирают, листья с деревьев…падают, снежинки в воздухе…кружатся)

2-я вед: А теперь слово предоставляется уважаемому жюри.

 (проводится награждение участников конкурса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов " Природа в стихах русских поэтов"

Конкурс чтецов " Природа в стихах русских поэтов"...

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...

Красота природы глазами русских поэтов

КОНСПЕКТ НОД по речевому развитию«КРАСОТА ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ»(Подготовительная к школе группа)...

Конспект литературной гостиной "Осень в глазах русских поэтов художников"

Предлагаю Вашему вниманию конспект [[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"21551056","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]литературной гостинной с подобраными стихами....

Онлайн конкурс чтецов «Природа России глазами русских поэтов»

- расширить, уточнить и активизировать словарь, а также  обобщить знания детей об окружающем в рамках лексической темы «Времена года »; обогащать экспрессивную речь сложными словами, ...

Конкурс чтецов для детей разновозрастных групп «Осень глазами русских поэтов»

Конкурс чтецов для детей разновозрастных групп «Осень глазами русских поэтов»Подготовила: Сергеева О.А.Цель: создать условия для повышения уровня выразительности чтения стихов.За...

Смотр чтецов - «Зима глазами русских поэтов»

Сценарий досуга для подготовительной группы детского сада - Смотр чтецов "Зима глазами русских поэтов". В сценарии использованы стихотворения русских класиков....