Коррекция дисграфии
учебно-методический материал по логопедии на тему

Куркина Наталья Борисовна

Изучение современных методов коррекции дисграфии. Анализ различных методик профилактики всех видов дисграфии в дошкольном возрасте у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_korrektsii_disgrafii.docx562.1 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методы коррекции дисграфии.

Цели:

  • Изучение современных подходов к проблеме
  • коррекции дисграфии.  
  •  Анализ методик профилактики различных видов дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
  •    Проведение профилактики дисграфии у детей с
  • общим недоразвитием речи в условиях логопедической
  • группы детского сада

 Задачи

  • Формирование звукобуквенного и слогового анализа слов
  • Формирование грамматических отношений слов
  • Формирование структуры словосочетания и предложения с использованием моделей и наглядного моделирования
  • Развитие буквенного гнозиса, дифференциация смешиваемых букв

Основные направления работы

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
  4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений  по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
  5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

     Обучение звуковому, а затем звукобуквенному анализу помогает предотвратить нарушения при письме, связанные с пропуском букв, недописывание букв, помогает дифференцировать смешиваемые звуки.

     Визуализация звуков (зрительные символы звуков) помогает ребенку «увидеть» слово, понять принцип соединения звуков в слова, а в последующем более точно соотнести букву со звуком.

    В коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов, профилактики дисграфии и подготовки детей к школьному обучению.

          Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

     Речевое дыхание  представляет  собой  высококоординированный  акт,  во

время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе  речевого высказывания

      У  детей с речевой патологией эта  координация  нередко  нарушается  даже  в процессе  плавной  речи.  Перед  вступлением  в  речь   дети   делают недостаточный по объему вдох, что не  обеспечивает  целостного  произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения, говорят на вдохе,  либо в фазе полного выдоха.

      При  коррекции  речи  в  практике,  как   правило,   используется регуляция  речевого  дыхания,  как  один  из  ведущих  приемов  установления плавности речи.

       В  последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки.    

     Основными из них являются следующие:

1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв,

 2. Списывание с готового образца – прописей, образца в тетради.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

      Однако следует помнить, что при профилактике дисграфии не следует давать задания на исправление ошибочного письма, т.к. суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать.  

Профилактика оптической дисграфии

  • Развитие зрительного восприятия
  • Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений
  • Развитие буквенного гнозиса.
  • Выработка правильной траектории руки (только сверху вниз)

Упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия.

  • Выкладывание букв из палочек, шнурков, лепка из пластилина, построение букв из пальчиков.
  • Узнавание букв в предметах
  • Узнавание букв на зашумленном фоне, наложенном изображении букв, изображение недописанных букв и слов.

 

Профилактика акустической дисграфии

  • Дифференциация звуков по звонкости – глухости
  • Дифференциация звуков по мягкости – твердости
  • Дифференциация свистящих и шипящих звуков
  • Дифференциация аффикатов и их компонентов

Упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия.

  • Игра «Веселый рыболов» - дифференциация звуков по твердости- мягкости
  • Игра «Девочки – Звуковочки» - дифференциация звуков по звонкости – глухости
  • Игра «Звенит – жужжит», «Вода и змея» - дифференциация шипящих и свистящих звуков.

Профилактика артикуляторно-аккустической дисграфии

  • Развитие речевого дыхания
  • Работа над развитием подвижности мышц речевого аппарата
  • Коррекция и введение в речь дефектных и отсутствующих звуков
  • Дифференциация и закрепление в речи смешиваемых звуков

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков:

  • Игра «Послушный ветерок» - развитие дыхания
  • Игра «Сказка о веселом язычке» - развитие артикуляции
  • Игра «Лабиринт» - автоматизация звуков в словах
  • Игра «Закрой картинку» - дифференциация смешиваемых звуков

Профилактика нарушения языкового анализа и синтеза.

  • Определение позиции звука в слове
  • Нахождение слов с заданным звуком, с заданной позицией звука в слове
  • Обучение слоговому анализу и синтезу слов
  • Обучение звуковому анализу и синтезу слогов, слов

Упражнения, способствующие развитию языкового анализа и синтеза.

  •  Игра «Веселый поезд» - определение количества слогов в слове,    

      определение позиции звука в слове

  •  Игра « Что не так?» - звуковой анализ слов
  •  Игра «Собери пирамидку» - определение количества звуков в слове
  •  Игра «Заколдованные слова» - составление слов по первым звуком  

      названий картинок

  •  Игра «Волшебное окно» - составление слов из данных слогов или букв.

Профилактика аграмматической дисграфии

  • Уточнение понятия «слово»: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия
  • Дифференциация понятий «слово» - «предложение»
  • Уточнение смысловых и пространственных значений предлогов
  • Анализ и составление предложений, составление схем предложений

Упражнения, способствующие развитию грамматического строя речи

  • Составление словосочетаний и предложений с предлогами
  • Составление предложений по схемам без предлогов и с предлогами
  • Выкладывание предложений из букв азбуки

Перечень игр, которые могут быть использованы в работе логопеда.

                                                                        Дидактическая игра Изображение 002

                                                                       «Веселый поезд»

                                                           Цели: определение позиции звука в слове: начало, середина, конец.

     Ход игры:

Дети получают от логопеда или выбирают самостоятельно картинки с заданным звуком. Затем логопед предлагает разместить картинки в вагонах поезда в зависимости от позиции звука: 1-ый вагон – звук в начале слова, 2-ой вагон – звук в середине слова, 3-ий вагон – звук в конце слова.

Вариант 1.   Ставя картинку в вагон, ребенок называет слово и позицию звука в нем.

Вариант 2.  Дети ставят картинки самостоятельно, а затем проверяют выполнение задания вместе: логопед называет слово, а дети правильность выполнения задания.

                   Дидактическая играИзображение 022

                     «Волшебное окно»

Цель игры:  учить составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; упражнять в чтении слов.

                              Ход игры:

На панно слева с справа от окошка расставляются буквы или слоги, или то и другое одновременно. Окошко закрыто. Затем логопед предлагает прочитать буквы/ слоги и составить из них слово, выложив его в кармашке под окошком. Если слово составлено верно, логопед открывает окошко и дети проверяют правильность составления слова по картинке.

                                                                     Дидактическая играИзображение 005

                                                          «Птица говорун»

                                                           

                                                            Цель игры:  упражнять в чтение слогов и слов.

 

Ход  игры.

Логопед вставляет в центральный карман на животе птицы изучаемую букву, на концы перьев с каждой стороны – гласные буквы или слоги.

Логопед предлагает прочитать слоги/слова, которые принесла птица: сначала обратные: АТ, ОТ, ИТ, УТ, ЫТ;

а затем прямые: ТА, ТО, ТЫ, ТУ, ТИ

                    Дидактическая играИзображение 035

     «Найди домик для картинки»

Цель игры:   дифференциация звуков по твердости – мягкости (для сильной подгруппы: дифференциация звуков по твердости – мягкости + определение позиции звука в слове).

Ход занятия.

Логопед предлагает определить изучаемые звуки в названии своих картинок и разместить их в соответствующих домиках: с мягким звуком – в домике с зеленой крышей, с твердым – в домике с синей крышей.

Дети сильной подгруппы могут также определить позицию звука в словах (начало, середина, конец) и разместить картинку на соответствующем этаже: верхний – звук в начале слова, средний – звук в середине слова, нижний – звук в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Коррекция дисграфии

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения мотива­ции, трудностей в общении, а иногда даже криминального поведения. Ср...

Групповое занятие для учащихся 1-4 классов, направленное на профилактику и коррекцию дисграфии

Конспект содержит различные игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии...

"Система работы по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза"

Родительское собрание. "Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза". Этот вид дисграфии чаще встречается у детей с интеллетуальной недостаточностью....

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

Разноуровневые задания для обучающихся по коррекции дисграфии

Разноуровневые задания для обучающихся по коррекции дисграфии...