Развитие связной речи ребенка.
консультация по логопедии на тему

Помощь ребенку в овладении связной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vladenie_svyaznoy_rechyu.doc_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у ребенка.

     Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь  начинает развиваться у детей только после трех лет, когда возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка.

Активное развитие связной  речи  развивается в период 4-5 лет, когда в процессе  усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. В это время ребенок  уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. При построении же  связного высказывания требуется  логическая связь между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому понять такие «рассказы» трудно.  

    Для обучения связному рассказу  можно использовать ряд вспомогательных приемов. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-то интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка и т.п. Слушать нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок и приучение ребенка, внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен научиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, волк съел Красную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.

Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полные ответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.

Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклониться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее: пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа, просмотренного мультфильма.

Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке, об экскурсии.

Заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?). Составление рассказа по известному ему концу (что было до этого?).Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный и логичный пересказ учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка в семье"

Материал предназначен для родителей детей 5-7 лет....

развитие связной речи ребенка в семье

развитие связной речи ребенка в семье...

Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс.

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...

"Развитие связной речи ребенка" (Практикум для родителей)

Оказание помощи родителям в овладении приемами развития связной речи, фантазии и словесного творчества....

Памятка для родителей "Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка"

Не имея словарного запаса- нет связной речи, нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи....

"Развитие связной речи ребенка в семье"

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...