Тема: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ.
консультация по логопедии на тему

   Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня (ОНР 3) ограничивается словами–предметами и словами-действиями.  Поэтому речь детей с ОНР 3 невыразительна, однообразна, а предложения малоразвернутые и незаконченные. Ребенок не может передать оттенки ощущений от предмета, явления, события. От этого страдает описательная связная речь, что в дальнейшем влияет на коммуникативные функции речи ребенка и затрудняет его обучение в школе.

   Из этого следует актуальность проблемы обогащения словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, его уточнения и активизации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для учителей-логопедов ДОУ

Тема: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 3 УРОВНЯ.

учитель-логопед  Т.Ю.Зубова

 

 


 

      Введение

О богатстве и многообразии русского языка говорили многие великие русские писатели. Глубоким знанием и отточенностью владения словом обладал А.П.Чехов. «Вы че6ловек, - писал ему А.М. Горький, – которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, чтобы сотворить рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю».

   Что же делает русский язык действительно столь мелодичным, ярким и точным? Безусловно, прилагательные! Прилагательные являются обязательным атрибутом любой описательной и повествовательной речи. И трудно представить себе, что было бы с нашим языком, если бы из него исчезли прилагательные. Насколько бы бедной и невыразительной стала бы наша речь.

   Каждый предмет имеет признаки, в которых  проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова-прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из нескольких однотипных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть даже богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвет предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают эмоциональное отношение к предмету:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной»

                                                                         И.Бунин

   Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня (ОНР 3) ограничивается словами–предметами и словами-действиями.  Поэтому речь детей с ОНР 3 невыразительна, однообразна, а предложения малоразвернутые и незаконченные. Ребенок не может передать оттенки ощущений от предмета, явления, события. От этого страдает описательная связная речь, что в дальнейшем влияет на коммуникативные функции речи ребенка и затрудняет его обучение в школе.

   Из этого следует актуальность проблемы обогащения словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, его уточнения и активизации. Чтобы изучить этот вопрос, рассмотрим прилагательное как самостоятельную часть речи.


  1. Понятие о прилагательном

    Прилагательное – часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, обычно выражающая это значение в грамматических категориях: роде,  числе, падеже и используемая в синтаксических функциях определения и сказуемого. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть употребляются им в форме рода, числа и падежа. Прилагательные могут распространяться существительными или наречиями, образуя с ними словосочетания (широкий в плечах).

   По значению выделяют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам.

Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности к человеку или животному. Эти прилагательные отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чье? Чьи?

   При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: лисий след (притяжательное), лисья шапка (относительное), лисья хитрость (качественное). Прилагательные могут быть полными и краткими. Качественные прилагательные имеют две формы – полную и краткую: умный – умен. Относительные прилагательные имеют только полную форму: стальной, московский. Притяжательные прилагательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы. Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в этом предмете в большей или в меньшей степени, чем в другом. (Этот тополь выше клена.)

Сравнительная степень бывает простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:         -ее (-ей) удобный – удобнее; -е большой – больше. Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью слов «более», «менее». Сложная форма сравнительной степени изменяется по родам, числам, падежам: более громкий голос, более громкое пение, более громкая песня, более громкие песни.  Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в этом предмете в наибольшей степени.  Превосходная степень тоже бывает простая и сложная. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш-, -айш-: спокойный – спокойнейший, мягкий – мягчайший. Сложная превосходная степень образуется от полной формы с помощью слов: «самый», «наиболее», «наименее»: самый спокойный, наиболее спокойный, наименее спокойный. Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам. Падежам. Существует несколько способов словообразования прилагате6льных: суффиксальный, префиксальный, сложение двух основ. Прилагательные образуются от разных частей речи: куры – куриный, двое – двойной, средние века – средневековый и т. д.

  1. Особенности формирования словарного запаса у детей  в норме

   Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми в норме, которые представлены в работах А.Н. Гвоздева и других исследователей с путями становления детской речи в условиях ее нарушения, то нельзя не заметить в них определенного сходства. Это сходство проявляется в общем поступательном характере, в закономерностях и в последовательности усвоения детьми различных сторон родного языка. Наблюдая за формированием словарного запаса у детей, мы можем заметить следующие особенности его становления: существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов, несколько позже предметного словаря начинает формироваться глагольный словарь. Позднее появление прилагательных, по сравнению с существительными, глаголами и некоторыми наречиями, представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Долгое время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных (Козлик маленький идет). Усвоение же грамматических категорий прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (17-27 прилагательных) и большая часть их является качественными прилагательными. Они обозначают:

- величину – большой, маленький;

- цвет – беленький, черный, желтый, красный;

- вкус – горький, сладкий;

- температуру – теплый, холодный;

- вес – тяжелый;

- оценку предметов - грязный, чистый, хороший, плохой.

Кроме этой основной группы появляются первые притяжательные прилагательные – мамин, дядин.

   Усвоение рода прилагательных начинается позже, чем усвоение прошедшего времени глаголов, одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных.

  1. Особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

   Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей речевой группы имеет индивидуальные особенности.

   Подробнее остановимся на словарном запасе дошкольников с общим недоразвитием речи.

   Словарь дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня, составляет примерно 1.5 – 2 тысячи слов. Из них преобладают существительные, обиходные глаголы и общеупотребительные прилагательные. У детей отстает от возрастной нормы, как количество, так и качество словарного запаса.

   Основная трудность – усвоение значений прилагательных. Дети долго смешивают названия цвета, название величины. На первых этапах дети пользуются прилагательными в неизменяемом виде: «каси убаска» - красная рубашка, «каси ябака» - красное яблоко.

   Затруднения касаются синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостая), притяжательные прилагательные (лисий, слоновий и пр.) и т.п. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.

   Таким образом, последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях в развитии речи протекает в русле общих законов.

  1. Значение игры в общем психическом и речевом развитии ребенка.

Основной целью словарной работы является  уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не только запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться словом в своей речи.

   Для того чтобы развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из всего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, мы предлагаем использовать различные речевые игры и упражнения.

   Отечественная психология традиционно придает игре большое значение в общем психическом и речевом развитии речи. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка. В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что «для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». К.Д. Ушинский так говорил о значении игр для детей: «Для дитяти игра – действительность, и действительность более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».  В литературе по дошкольной педагогике и психологии указывается на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. А так как дети с общим недоразвитием речи 3 уровня интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же как и у их сверстников.

   Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д.Б. Эльконин делает такой вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов: от самых элементарных  до самых сложных». В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение различных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции речевых нарушений, так как любая игра развивает не только внимание к речи, но и является средством развития мышления, воображения, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем мире.

   Поэтому, использование игр в процессе расширения и активизации словарного запаса трудно переоценить, так как они обеспечивают многократное повторение материала в разных речевых конструкциях при сохранении положительного отношения. Во время игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что благоприятно влияет на умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. Помимо  закрепления и расширение имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, то есть жить в коллективе сверстников.

1.5. Рекомендации по организации игр с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня

Чтобы игра соответствовала всем требованиям, следует выполнять некоторые рекомендации по ее организации:

- игры не должны быть длительными по времени (от5 до 15 минут);

- игра должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог – помочь ему;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия, или проводиться в один из режимных моментов;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление достаточно быстро и правильно выполнять речевые задания, поощрять детскую инициативу;

- в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносятся необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении поощряются все дети.

   Работа по расширению, обогащению и активизации словаря прилагательных в большей степени открывает ребенку возможности для развития полной, грамматически правильной и красивой фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. А в дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети правильно строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

   Ценность игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения, то есть как часть занятия. Большое значение в воспитании, обучении и коррекции недостатков в речи имеют те игры, в которые дети играют самостоятельно – вне занятий. К.Д. Ушинский писал, что «повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил». В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, учится ими пользоваться в игровой обстановке.


2.1.  Результаты диагностики словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

В группе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня педагогами дошкольного учреждения целенаправленно проводится работа по обогащению, расширению и активизации словаря прилагательных. Этому предшествовало углубленное обследование запаса словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Был проведен ряд проб, с целью выявить:

- умение детей подбирать прилагательные к существительным;

- умение детей ориентироваться в антонимическом ряду;

- умение образовывать прилагательные от существительных;

- умение образовывать притяжательные прилагательные;

- умение согласовывать прилагательные с существительными;

- наличие прилагательных в связной речи.

Эти пробы проводились в группе детей с общим недоразвитием речи 3 уровня различного генеза.

   По полученным результатам можно сделать следующие выводы:

-основная группа детей подбирает только по одному прилагательному к данному существительному – 90%;

- относительно сохранными и употребляемыми являются качественные прилагательные – 70%;

- страдает антонимический ряд, особенно ряд пространственных антонимов, только к слову холодный у 90% детей был правильно подобран антоним;

- в той или иной мере страдает словообразование у всех детей, самая распространенная ошибка – неправильное ударение в словах: меховая, кожовая, стекленный, 100% детей допускали ошибки в словообразовании;

- 100% детей не умели образовывать притяжательные прилагательные;

- при согласовании прилагательных с существительными не вызывает затруднений категория мужского рода, а вот категория среднего рода дала 100% нарушений в согласовании;

- у детей мало сформирована связная речь, а тем более описательная,  у 80% детей в рассказах отсутствуют прилагательные.

   Итак, в речи детей с общим недоразвитием очень мало прилагательных. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня выделяют признаки предмета, но в ряде случаев подобные признаки являются неадекватными по отношению к предметам. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня плохо ориентируются в антонимическом ряду, у них страдает словообразование прилагательных от существительных, а так же словообразование притяжательных прилагательных, затруднения вызывает категория среднего рода, а в связной речи дети очень редко или совсем не используют прилагательные.

  1. Направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей, формированию, обогащению и активизации  словаря прилагательных.

   Чтобы исправить выявленные недостатки следует систематически и целенаправленно проводить коррекционную работу с детьми общего недоразвития речи 3 уровня по всем направлениям:

- практическое усвоение лексических средств языка;

- формирование грамматического строя;

- формирование звуковой стороны речи: воспитание артикуляционных навыков, постановка и автоматизация  звуков, развитие мелкой моторики, фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков связной речи.

   Для этого проводятся следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи;

- занятия по формированию звукопроизношения.

   Успех формирования правильной речи во многом зависит от того, насколько продуманно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми. Работая с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, мы убедились в том, что для получения положительных результатов в работе по формированию, обогащению и активизации словаря прилагательных недостаточно проводить только занятия. Осуществляя постоянный поиск  приемов обучения, позволяющих  развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из всего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, мы пришли к выводу, что игры и различного рода речевые упражнения лучше всего помогают детям.

   Отечественная  психология и коррекционная педагогика традиционно придают игре большое значение в общем психическом и речевом развитии. Многие авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции речевых нарушений, так как любая игра развивает не только внимание к речи, но и является средством развития мышления, воображения, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем мире.

   Поэтому, использование игр в процессе расширения и активизации словарного запаса трудно переоценить, так как они обеспечивают многократное повторение материала в различных речевых конструкциях при сохранении положительного отношения.

   Так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, мы постарались отобрать наиболее интересные и соответствующие направлению нашей работы, а именно – игры направленные на расширение и активизацию словаря прилагательных. Когда было отобрано достаточное количество игр, то возникла необходимость их систематизировать:

- игры на подбор прилагательных к существительным;

     - игры и упражнения на подбор антонимов и синонимов;

     - игры и упражнения на подбор притяжательных прилагательных;

     - игры и упражнения на согласование прилагательных с существительными;

     - игры и упражнения на построение самостоятельного высказывания.

  Осуществляя комплексный подход к коррекции речевых нарушений, мы стремились создать единое коррекционно-образовательное пространство, где ребенку оказывают помощь не только логопед, но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре педагог по ИЗО и родители.

   Проведя консультацию для специалистов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, мы пришли к выводу, что эти игры можно и нужно использовать не только логопеду и воспитателям речевых групп, но и другим специалистам в качестве физминуток или игрового момента на занятиях по изобразительной деятельности, физкультуре, музыке.

   Совместно со специалистами детского сада мы внесли коррективы в цели, правила и содержание игр, дополнили их условными обозначениями, которые дают возможность специалистам ориентироваться в разнообразии игр и выбирать наиболее оптимальную для своего вида занятия ( В – игры может использовать воспитатель, Ф- игры может использовать физинструктор, М- игры может использовать музыкальный руководитель, И – игры может использовать  педагог по ИЗО- деятельности), создали картотеку игр для удобства использования их в работе. Все специалисты сумели найти время и место для этих игр.

Так музыкальный руководитель, начиная занятие загадывал детям загадку: «Отгадайте, какое это время года? Хмурые, дождливые дни, а называют золотой». После правильного ответа предлагала детям сказать еще «красивые слова» об осени, что способствовало активизации и уточнению словарного запаса по лексической теме «Осень». На занятиях по физкультуре педагог предлагала детям найти в зале деревянные предметы и выполнить с ними упражнения, а затем глазами поискать и назвать пластмассовые предметы. Преподаватель по ИЗО-деятельности много внимания уделяла активизации прилагательных обозначающих цвет, форму, качество предметов. Использовала на занятиях такую игру как «Кто пойдет, пусть возьмет». Воспитателем группы эти игры  проводились в часы утреннего приема, на прогулке, использовались как часть занятия. Во время свободных, самостоятельных игр воспитатель вносила новые, старалась заинтересовать детей ими. Чтобы интерес детей на логопедических занятиях не ослабевал, а затем и во время проведения игр по формированию, обогащению и активизации словаря прилагательных мы использовали двух персонажей – попугая Гошу (он умный, все знает и подсказывает детям) и зайчонка Заю ( он многого не знает, задает много вопросов, позволяет детям себя обучать). При появлении персонажей у детей  активизировалась речевая деятельность, они проявляли инициативу, старались не допускать ошибок, быть «учителями» Гоши и Заи. Игры позволяют обогащать и активизировать словарь прилагательных, развивают понимание чужой речи и активизируют собственную речь детей.

   Группировка и разделение игр в большей мере условно, так как каждая игра может быть вариативна и использована не только так как указывается в тексте. Исходя из возраста и состояния речи детей, можно добавлять в эти игры дополнительные задачи.

   На родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на групповых консультациях родителям были рекомендованы эти игры для активизации словаря детей дома. В результате мы наблюдали положительную динамику, дети чаще стали использовать «красивые слова» в своей речи, легче и интереснее проходил процесс активизации словаря , связная речь стала красочной и интересной.

     

  1. Повторная диагностика по результатам работы

В конце учебного года мы повторно провели пробы. По полученным результатам можно сделать следующие выводы:

- дети подбирали не менее двух прилагательных к данному существительному. В речи появились прилагательные, обозначающие форму, величину предмета, его внутренние качества;

- все дети умеют подбирать антонимы, очень редки ошибки (только если слово редко встречается  в речи);

- при образовании притяжательных прилагательных дети еще допускали ошибки, но они касались более сложных слов (детская, взрослая);

- у детей не вызвало затруднений согласование прилагательных с существительными из обиходного словаря, но если слово встречалось редко, то затруднения в согласовании по-прежнему вызывала категория среднего рода;

- анализируя рассказы детей можно сделать вывод, что дети научились использовать в речи прилагательные. Связная речь детей стала более красочной, интересной, насыщенной прилагательными, передающими эмоциональное отношение ребенка к событию. Например: Аня Г. составила рассказ по серии картинок «Лиса и гуси» - «Гуси долго гуляли на зеленом лугу. Они сильно устали и легли отдохнуть на мягкой травке. А тут, хитрая рыжая лиса вышла из леса. Она увидела усталых гусей и решила поймать маленького гусенка. Лиса была очень голодной и решила съесть одного гусенка. Она схватила бедного гусенка. Мама-гусиха заплакала. Лиса пожалела гусенка и отпустила его к маме. Радостно гуси пошли домой».

   Итак, помимо основных занятий по формированию словаря, развитию грамматического строя, развитию связной речи рекомендованной в программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», всеми специалистами детского сада проводились игры, способствующие обогащению и активизации словаря прилагательных. Эта работа дала положительный результат. У детей увеличился пассивный запас слов-прилагательных, они чаще стали употреблять эти слова в своей речи. Формируя у детей данную языковую категорию, мы не только меняем статус ребенка, но и обогащаем его речь, делаем ее грамматически правильной. Учим говорить красиво и ценить красоту и богатство родного языка.

                         


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.

Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в мага...

Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

О богатстве и многообразии русского языка говорили многие великие русские писатели. Глубоким знанием и отточенностью владения словом обладал А.П.Чехов. «Вы че6ловек, - писал ему А.М. Горький, ...

Буклет «Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»

Буклет содержит словесные игры и упражнения,  способствующие активизации речевого развития детей...

Консультация для родителей: "Кинезиологические игры и упражнения, способствующие формированию правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

развитие речи детей через развитие обоих полушарий при помощи кинезиологических игр и упражнений...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ: «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...