Конспект непосредственной образовательной деятельности в cтаршей речевой группе Тема "Деревенский быт в русских народных сказках"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лабузова Ирина Леонидовна

Конспект подгруппового интегрированного занятия    в старшей логопедической группе

Лексическая тема: Деревенский быт в русских народных сказках

Логопедическая задача: Расширить, уточнить, активизировать употребление глаголов и существительных  в речи

Цели:  

1. Закрепление и активизация словаря глаголов и существительных по теме

2. Уточнение значения слова « ПРОРУБЬ»

3. Закрепление понимания предложно – падежных конструкций с предлогами В, ПОД

4. Закрепление умения составлять сложносочинённые предложения

 5. Закрепление названий русских народных сказок

6. Закрепление умения  образовывать относительные прилагательные

7. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. Развитие фонематического анализа

8. Развитие умения делить двусложные  слова с одним закрытым слогом 

9. Развитие зрительного внимания

10. Расширение представлений о деревенском быте

 11. Формирование навыков количественного счета.  Формирование умения решать наглядные практические задачи на разъединение ( на нахождение остатка)

Оборудование:

- Корзинка с предметами – игрушками : скалка, мышка, горшок, ложка, лапоть, яйцо, кувшин;

- Платок с пришитыми картинками: грабли, лопата, корова, печь, топор, пила, лейка;

- Горшок, ухват, символы звуков речи;

- Карточки с символами предлогов;

- Разрезные картинки: ПЕЧЬ, САНИ, ЩУКА, ВЕДРО, КОРОМЫСЛО, ТОПОР;
- «Снежки»;

- Ведро, игрушка -  щука, цифры, счетный материал – рыбки  для ковролинографа;

- Картинки – раскраски « Зайка ловит рыбу»

 

 

 

 

Слова логопеда

Ответы детей

1.. Закрепление названий русских, народных сказок. Закрепление умения составлять сложносочинённые предложения

 Орг. Момент

- Сегодня мы отправляемся в гости к бабушке. – Здравствуйте , гости дорогие. Рада вас видеть у меня в избе. Полюбуйтесь , как мы тут в деревне живём.

Вот у меня -  корзиночка. Да, не простая. Эта корзиночка помогает мне рассказывать сказки. Давайте узнаем , что в ней лежит.

- Что это? Как ты думаешь, эта скалка ( кувшин, лапти,   ) из какой сказки?

- Какие вы умные, сколько сказок вы знаете!

2. Расширение представлений о деревенском быте. Закрепление и активизация глагольного словаря по теме.  Сообщение темы занятия.

 -  Да , интересно  у бабушки в избе. А что это, бабушка?

- Это сундук. В нем я храню и одежду, и головные уборы.

- А  твой чудесный  платок тоже в этом сундуке лежит? – Лежит. Ну-ка , Маша , доставай платок из сундука.

- Эти картинки помогут вам вспомнить , чем занимаются люди в деревне:

- Маша, это что? Лопата  ( грабли, топор, пила, лейка ) нужна , чтобы что делать?

- Это кто? Чтобы корова давала молоко, корову надо …?

- Это что? Печь надо … что делать?

 

3.Закрепление понимания предложно – падежных конструкций с предлогами В, ПОД.

- Да, в деревне не обойтись без печки. Поэтому печка встречается во многих русских сказках. Вспомните, в  каких сказках говорится о печке?

ГОЛОС ПЕЧКИ: Здравствуйте, ребята. Я печка. Хочу вас отправить в сказку. Выполните мои задания. Задания сначала надо найти.

/ Из печки достает карточки подсказки с символами предлогов   В, ПОД/          

-   Где лежат задания  для девочек ?

- Где лежат задания для мальчиков?

  4. Развитие зрительного внимания

 

 

- Что нарисовано на ваших картинках?. Как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?

 

 

 

5. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. Развитие фонематического анализа.

/ Появляется Емеля./

- Как я рад гостям. Любим мы в деревне поиграть. Печка – то у нас непростая. Давайте посмотрим, что она нам приготовила?

- Это картинка какого звука? Придумайте слово, которое начинается на звук …

- А теперь составьте короткие слова: УМ, ОХ, АХ, УХ

6. Закрепление умения  образовывать относительные прилагательные.

- Пришла пора пойти поиграть.

/ Игра « Золотые ворота». /

- Кто" попался  в ворота"отвечает на вопрос: - Кувшин из глины – какой? – Лавка из дерева – какая? – Труба из кирпича – какая? Стакан из стекла? Ложка из металла?

7. Развитие умение делить двусложные  слова с одним закрытым слогом 

- А теперь поиграем в снежки. Два снежочка – два бросочка.

 

8. Уточнение значения слова « ПРОРУБЬ»

Надо пойти за водой. Воду у нас в деревне набирают из проруби. Как вы думаете, что такое «ПРОРУБЬ»?

/ Объяснить значение слова, с опорой на сюжетные картинки/

9. Формирование навыков количественного счета.  Формирование умения решать наглядные практические задачи на разъединение ( на нахождение остатка)

- Речка далеко. Но я знаю сказочный способ, как быстро попасть на речку . Будем передавать друг другу ведро и считать: 1,2 …

- Вот мы и пришли. Кто запомнил, как называется дыра во льду? Зачерпнем воду. Посмотрите, кто это? Щука – хозяйка речки. Она разрешит нам набрать воды, если мы решим ее задачу.

- Приплыли в гости к Щуке 6 рыбок. Две рыбки уплыли. Сколько рыбок осталось?

- Молодцы. Чтобы быстро вернуться, будем передавать ведро и считать в обратную сторону. 7, 6 …

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 -  Оценка деятельности детей

- Вот мы и снова в доме у бабушки. Сколько вы сегодня дел переделали. Спасибо вам за помощь. Емеля приготовил вам подарки: картинки – раскраски « Зайка ловит рыбу в проруби»

 

1)Достают предметы из корзинки. Проговаривают:

- Это скалка. Я думаю , что эта скалка из сказки   « Лисичка со скалочкой» ( « Пузырь, соломинка и лапоть», « Журавль и лисица», « Колобок») .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Переворачивают картинки и называют слова - действия.

- Это лопата. Копать ( перекапывать).

- Это корова. Поить, доить, кормить, ухаживать.

Отвечают с опорой на карточки, выкладывают картинку репка:

- Лопата нужна, чтобы ею вскапывать землю.

- Грабли нужны, чтобы ими рыхлить почву.

- Лейка нужна , чтобы поливать грядки.

 

 

 

 

 

Называют сказки : «Гуси-лебеди», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка».

 

 

 

 

 

 

 

- Задания для девочек лежат В сундуке.

- Задания для мальчиков лежат ПОД сундуком.

 

 / Достают конверты  с разрезными картинками : ЩУКА, САНИ, КОРОМЫСЛО, ВЕДРО, ПЕЧЬ.  Собирают разрезные картинки/

 - Я думаю, что мы попали в сказку « По щучьему велению».

 

/ Мальчик достает из печи ухватом горшок. Дети достают из горшка по одной карточке ( символ звука  речи)./

/ Подбирают слова на звуки М, А, Х, У , О/

/ Составляют из символов слова УМ, АХ, УХ, ОХ./

 

/Играют в игру « Золотые ворота». Отвечают на вопрос: глиняный, стеклянный, деревянная, кирпичная, металлическая/

 

 

 

/ Получают снежки. Бросают, проговаривая слоги/

лав-ки, пол-ки, печ-ки, тап-ки, пал-ки, кош-ки, мыш-ки, тык-вы, вед-ра

 

 

 

 

 

 

 

 

/ Передают друг другу ведро и называют числа// Решают задачку, используя счетный материал и цифры/

 

 

 

 

 

/ Передают друг другу ведро и называют числа/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_shchuchemu_veleniyu_star.gr_.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового интегрированного занятия                                                                            в старшей логопедической группе 

Лексическая тема: Деревенский быт в русских народных сказках

Логопедическая задача: Расширить, уточнить, активизировать употребление глаголов и существительных  в речи

Цели:  

1. Закрепление и активизация словаря глаголов и существительных по теме

2. Уточнение значения слова « ПРОРУБЬ»

3. Закрепление понимания предложно – падежных конструкций с предлогами В, ПОД

4. Закрепление умения составлять сложносочинённые предложения

 5. Закрепление названий русских, народных сказок

6. Закрепление умения  образовывать относительные прилагательные.

7. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. Развитие фонематического анализа.

8. Развитие умение делить двусложные  слова с одним закрытым слогом  

9. Развитие зрительного внимания

10. Расширение представлений о деревенском быте

 11. Формирование навыков количественного счета.  Формирование умения решать наглядные практические задачи на разъединение ( на нахождение остатка)

Оборудование:

- Корзинка с предметами – игрушками : скалка, мышка, горшок, ложка, лапоть, яйцо, кувшин;

- Платок с пришитыми картинками: грабли, лопата, корова, печь, топор, пила, лейка;

- Горшок, ухват, символы звуков речи;

- Карточки с символами предлогов;

- Разрезные картинки: ПЕЧЬ, САНИ, ЩУКА, ВЕДРО, КОРОМЫСЛО, ТОПОР;
- «Снежки»;

- Ведро, игрушка -  щука, цифры, счетный материал – рыбки  для ковролинографа;

- Картинки – раскраски « Зайка ловит рыбу»


Слова логопеда

Ответы детей

  1. Закрепление названий русских, народных сказок. Закрепление умения составлять сложносочинённые предложения

 Орг. Момент

- Сегодня мы отправляемся в гости к бабушке. – Здравствуйте , гости дорогие. Рада вас видеть у меня в избе. Полюбуйтесь , как мы тут в деревне живём.

Вот у меня -  корзиночка. Да, не простая. Эта корзиночка помогает мне рассказывать сказки. Давайте узнаем , что в ней лежит.

- Что это? Как ты думаешь, эта скалка ( кувшин, лапти,   ) из какой сказки?

- Какие вы умные, сколько сказок вы знаете!

2. Расширение представлений о деревенском быте. Закрепление и активизация глагольного словаря по теме.  Сообщение темы занятия.

 -  Да , интересно  у бабушки в избе. А что это, бабушка?

- Это сундук. В нем я храню и одежду, и головные уборы.

- А  твой чудесный  платок тоже в этом сундуке лежит? – Лежит. Ну-ка , Маша , доставай платок из сундука.

- Эти картинки помогут вам вспомнить , чем занимаются люди в деревне:

- Маша, это что? Лопата  ( грабли, топор, пила, лейка ) нужна , чтобы что делать?

- Это кто? Чтобы корова давала молоко, корову надо …?

- Это что? Печь надо … что делать?

3.Закрепление понимания предложно – падежных конструкций с предлогами В, ПОД.

- Да, в деревне не обойтись без печки. Поэтому печка встречается во многих русских сказках. Вспомните, в  каких сказках говорится о печке?

ГОЛОС ПЕЧКИ: Здравствуйте, ребята. Я печка. Хочу вас отправить в сказку. Выполните мои задания. Задания сначала надо найти.

/ Из печки достает карточки подсказки с символами предлогов   В, ПОД/          

-   Где лежат задания  для девочек ?

- Где лежат задания для мальчиков?

- Печка у меня не простая.

  4. Развитие зрительного внимания

- Что нарисовано на ваших картинках?. Как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?

 

5. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. Развитие фонематического анализа.

/ Появляется Емеля./

- Как я рад гостям. Любим мы в деревне поиграть. Печка – то у нас непростая. Давайте посмотрим, что она нам приготовила?

- Это картинка какого звука? Придумайте слово, которое начинается на звук …

- А теперь составьте короткие слова: УМ, ОХ, АХ, УХ

6. Закрепление умения  образовывать относительные прилагательные.

- Пришла пора пойти поиграть.

/ Игра « Золотые ворота». /

- Кто попался отвечает на вопрос: - Кувшин из глины – какой? – Лавка из дерева – какая? – Труба из кирпича – какая? Стакан из стекла? Ложка из металла?

7. Развитие умение делить двусложные  слова с одним закрытым слогом  

- А теперь поиграем в снежки. Два снежочка – два бросочка.

8. Уточнение значения слова « ПРОРУБЬ»

-  Надо пойти за водой. Воду у нас в деревне набирают из проруби. Как вы думаете, что такое «ПРОРУБЬ»?

/ Объяснить значение слова, с опорой на сюжетные картинки/

9. Формирование навыков количественного счета.  Формирование умения решать наглядные практические задачи на разъединение ( на нахождение остатка)

- Речка далеко. Но я знаю сказочный способ, как быстро попасть на речку . Будем передавать друг другу ведро и считать: 1,2 …

- Вот мы и пришли. Кто запомнил, как называется дыра во льду? Зачерпнем воду. Посмотрите, кто это? Щука – хозяйка речки. Она разрешит нам набрать воды, если мы решим ее задачу.

- Приплыли в гости к Щуке 6 рыбок. Две рыбки уплыли. Сколько рыбок осталось?

- Молодцы. Чтобы быстро вернуться, будем передавать ведро и считать в обратную сторону. 7, 6 …

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 -  Оценка деятельности детей

- Вот мы и снова в доме у бабушки. Сколько вы сегодня дел переделали. Спасибо вам за помощь. Емеля приготовил вам подарки: картинки – раскраски « Зайка ловит рыбу в проруби»

1)Достают предметы из корзинки. Проговаривают:

- Это скалка. Я думаю , что эта скалка из сказки   « Лисичка со скалочкой» ( « Пузырь, соломинка и лапоть», « Журавль и лисица», « Колобок») .

2)Переворачивают картинки и называют слова - действия.

- Это лопата. Копать ( перекапывать).

- Это корова. Поить, доить, кормить, ухаживать.

Отвечают с опорой на карточки, выкладывают картинку репка:

- Лопата нужна, чтобы ею вскапывать землю.

- Грабли нужны, чтобы ими рыхлить почву.

- Лейка нужна , чтобы поливать грядки.

Называют сказки : «Гуси-лебеди», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка».

- Задания для девочек лежат В сундуке.

- Задания для мальчиков лежат ПОД сундуком.

 / Достают конверты  с разрезными картинками : ЩУКА, САНИ, КОРОМЫСЛО, ВЕДРО, ПЕЧЬ.  Собирают разрезные картинки/

 - Я думаю, что мы попали в сказку « По щучьему велению».

/ Мальчик достает из печи ухватом горшок. Дети достают из горшка по одной карточке – символе звука  речи./

/ Подбирают слова на звуки М, А, Х, У , О/

/ Составляют из символов слова УМ, АХ, УХ, ОХ./

/Играют в игру « Золотые ворота». Отвечают на вопрос: глиняный, стеклянный, деревянная, кирпичная, металлическая/

/ Получают снежки. Бросают, проговаривая слоги/

лав-ки, пол-ки, печ-ки, тап-ки, пал-ки, кош-ки, мыш-ки, тык-вы, вед-ра

/ Передают друг другу ведро и называют числа/

/ Решают задачку, используя счетный материал и цифры/

/ Передают друг другу ведро и называют числа/

Составляют схему предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по оригами с элементами рисование по произведению Русской народной сказки «Заяц- Хваста» в обработке А. Н. Толстого (по проекту художник – иллюстратор Е. Рачёв) (для подготовительной группы)

Ø Создать условия для изображения детьми сказочного героя Зайца и Вороны по мотивам русской народной сказки «Заяц - Хваста»Ø  Развивать воображение чувство цвета, форму и композициюØ Поддерживать...

Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...

Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по развитию речи "Русские народные потешки"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в  первой младшей группе по развитию речи "Русские народные потешки"...