РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чигринская Татьяна Сергеевна

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия».      

Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.                                                             

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.                                    

 Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.                                                           Рабочая программа по предмету «Логопедия» может быть рекомендована к применению в Детской школе искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_rechevogo_apparata.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования   «Детская  школа  искусств  ст. Холмской»

муниципального  образования   Абинский  район

                                                                       

Обсуждено                                                      

на заседании МО

Протокол № ____ от _______2016 г.

Руководитель МО

__________________    СтешенкоЗ.Д.

Подпись председателя МО                    Ф.И.О.

Согласовано

Заместитель директора по МР

___________ 2016 г.

__________    Русина Ю.В.

           подпись                  Ф.И.О.

Утверждено

решением педсовета

протокол № _ от ____2016 г.

Председатель педсовета

___________  Волкова Н.И.

   подпись директора ОУ        Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«Первые шаги в искусство»

Предмет по выбору «Логопедия»

По предмету:      Логопедия

Класс(ы): 1 год обучения

Количество  часов: 24                      Уровень:  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

                                                                                                               ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ

Преподаватель: Чигринская Татьяна Сергеевна

Ст. Холмская

2016 г.

Пояснительная записка

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития . 

Рабочая программа обсуждена на заседании подготовительного отделения, принята на педагогическом совете и утверждена в директором МБУДО  «ДШИ  ст.Холмской» Волковой Н.И

Проблема речевого недоразвития детей относится к числу наиболее актуальных. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а так же многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а так же их сочетания. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

Недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой  многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития, свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах дошкольных учреждений.

Логопедическая  работа строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

 Цель и задачи программы

    Цель - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.   

 Основные задачи:                                                                              

  • активизация и выработка дифференцированных движений органов         артикуляционного аппарата;                                                              
  • подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
  •  развитие понимания речи;
  •  развитие активной подражательной речевой  деятельности;
  •   развитие произносительной стороны речи;
  •   развитие самостоятельной фразовой речи;  
  •  формирование  грамматически правильной речи;
  •  развитие  связной речи
  • развитие фонематического слуха и слоговой структуры.

Возраст детей: от 4 лет

Срок реализации программы: рассчитано на три месяца.

Форма работы: индивидуальная.

Общее количество занятий: 24ч.

Режим занятий: 2раза в неделю.


Логопедическая работа развитии  речевого аппарата

Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание работы

Кол. ч.

1

Диагностика

Обследование анатомического строя артикуляционного аппарата, состояние речевой деятельности (понимания речи, состояние фонематического слуха, состояние активной речи, звукопроизношение).

3

2

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов

Развитие моторики артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. Учить правильной артикуляции гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы]. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).  Развивать правильное диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

7

3

Развитие понимания речи

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Готовить ребенка к овладению диалогической и монологической речью.
Формировать понимание обобщающего значения слов. Лексические темы: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Овощи», « Фрукты», «Продукты питания» и др.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.

4

4

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (
Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (
на, в, под).
Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (
поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (
много столов, много грибов, много коров и т. п.).
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами
(я сижу, он сидит, они сидят). 
Учить подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например:
Спит кто? Собака, кошка).
Учить называть части предмета для определения целого (
спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (
санки — зима, корабль — море).
Учить подбирать существительные к названию действия (
кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).
Учить отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (
круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

3

5

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». 
Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (
Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Заучивать короткие двустишия и потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (
Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).
Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

2

6

Развитие произносительной стороны речи

Продолжать учить подражанию:                              

*голосам животных;

*звукам окружающего мира;

*звукам музыкальных инструментов.

Учить различать речевые и неречевые звуки.
Учить определять источник звука.
Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).
Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Формировать звуко-слоговую структуру слова.
Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например:
«па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.
Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (
па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).
Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (
та кта, по пто).

5

Показатели результативности логопедической работы по программе:

      * знание  органов артикуляционного аппарат;
      * соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
      * узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
      *сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
      * понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
      *фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
      * правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
      *общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения (
«Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
      В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребенка расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Методические обеспечение программы:

Содержание программы построено в соответствии с принципами:

-общекультурная направленность;

-научность;

-вариативность содержания;   

-последовательность работы;

-учет индивидуальных и возрастных особенностей.


Список использованной литературы:

  1. Л.С.Волкова «Логопедия». Изд., «ВЛАДОС».  Москва,2009г.
  2. Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева «Основы логопедической работы с детьми». Изд., «Аркти». Москва 2011г.
  3. Е.А.Дьякова «Логопедический массаж при разных формах дизартрии», «Точечный массаж в логопедии». Москва, 2014г.
  4. Е.Н.Винарская «Дизартрия». Изд. АСТ «Астрель». Москва, 2005г.
  5. Т.В.Буденная. Логопедическая гимнастика. С-Петербург. «Детство-Пресс»2003г.

                                                                 РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую модифицированную программу по общеобразовательной общеразвивающей программе

«Раннее эстетическое развитие»

 «Первые шаги в искусство» по предмету

«Логопедия», составленную преподавателем

МБУДО «ДШИ ст. Холмской»

муниципального образования Абинский район

Чигринской Т.С.

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия».      

Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.                                                              

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.                                    

 Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.                                                           Рабочая программа по предмету «Логопедия» может быть рекомендована к применению в Детской школе искусств.

Рецензент:

Заместитель директора по УР

МБУДО «ДШИ ст. Холмской»  

Преподаватель высшей квалификационной категории          Ибраимова А.М.

Заверяю:

Директор

МБУДО «ДШИ ст. Холмской»                                                   Н.И. Волкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития «АБВГДйка»

Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития«АБВГДйка»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.

Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа образовательной области – художественно-эстетическое развитие «Классическая музыка и дети»

Решению этой проблемы во многом будет способствовать реализация в дошкольном образовательном учреждении муниципального проекта г. Тамбова «Классическая музыка в детском саду». Этот проект ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.

Данная программа  гуманитарной  направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...