Главные вкладки

    Игры для развития фонематического слуха
    материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Кувакина Елена Геннадьевна

    Игровой материал, направленный на формирование и развитие фонематического слуха могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для развития фонематического слуха

    Игры для детей до  1 года

    «Где звучит?»

    Взрослый с погремушкой колокольчиком или пищащей игрушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик? Динь-дон. Вот он где звенит. А где сейчас? Ну-ка посмотри, вот он где».

    «Гуление»

    Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.

    «Покажи, скажи, кто это?»

    Покажите в семейном альбоме с фотографиями: «Это мама, это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи дедушку». Аналогично играть с изображениями животных, птиц. Научить узнавать (называть, показывать части тела).

    «Кто как кричит?»

    Возьмите игрушки (картинки) животных, поиграйте с малышом: «Мяу, мяу. Кто это к Катюше пришел? Кошечка пришла. Давай, Катюша, позовем кошечку, кис, кис, кис. Как мяукает киса? Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис».

    «Ладушки»

    Хлопая в ладоши, приговаривайте:

    Ладушки, ладушки!

    Где были? – У бабушки.

    Что пили? – Бражку.

    Кашку поели,

    Бражку попили –

    Шу-у-у.… Полетели!

    На головку сели.

    Учите, помогайте ребенку выполнять действия под стишок.

    «Теремок»

    Сделать домик из картона (коробки из-под торта), внутрь поместить игрушки животных (из киндер-сюрпризов). Приговаривать: «Стоит в поле теремок. Смотри, Катюша, какой домик-теремок. Кто-кто в теремочке живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая собачка? Позови, Катюша, собачку. Ав-ав, иди ко мне».

    Когда ребенок запомнит названия животных и сможет звать их словами, замените игрушки.

    Общаясь с ребенком, находите нужную песенку, поговорку  в любой ситуации: сажая на коленки и держа за ручки, подкидывая вверх, уча его ходить, поддерживая за подмышки.

    Игры для детей 2-х лет

    «Похлопай в ладоши, как я»

    «Угадай по звуку»

    Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу), ребенок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

    «Посидим в тишине»

    Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, металлические предметы. Упражнения выполняются 2-3 раза.

    «Разведчики»

    Перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

    «Угадай, чей голосок»

    Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

    «Волшебный сундучок»

    Послушай и угадай: что в коробке (сундучке)? (Один или несколько предметов: монетки, пуговицы.)

    «Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки»

    Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.

    Игры для детей 3-х лет

    «Угадай, кто идет»

    Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен» (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.

    «Угадай, кто пришел»

    «Договори стишок»

    Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек.  читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук:

    Самолет построим сами,

    Понесемся над…(лесами).

    «Петрушка ошибается»

    В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки. Так, вместо «стол» - говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяснить ошибки.

    Игры для детей 4-5 лет

    Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

    «Что я сказал?»

    Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.

    «Исправь ошибку».

    Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.

    «Рифмы»

    — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.

    «Аплодисменты».

    Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

    • Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

    «Кто лишний?»

     Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).

    «Повторяй за мной!»

    Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.

    «Сколько слогов»

     — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

    • Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
    • Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
    • Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
    • Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.

    «Собери слово».

     Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.

    «Какой звук общий»

     — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

    Игры для детей 5-6  лет

    "Прохлопай как я"

    Взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др. ребенок повторяет.

    Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

    "Звук убежал"

    Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".

    Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

    "Слог убежал"

     Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".

    "Эхо"

    Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Взрослый произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.

    "Веселые квадратики"

    Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий  "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

    Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения  твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.

    Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

    "Поймай гласный /согласный"

    Взрослый называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши  только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

    "Малыш"

    Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий  "звук",  "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

    Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.

    Ход игры. Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый"  бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".

    "Твердое и мягкое"

    Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии. Взрослый  раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.

    "Первый и последний"

    Взрослый раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.

    "Назови по-порядку" (мяч)

    Цель. Формировать навык звукового анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

    Оборудование. "Волшебная палочка", картинки.

    Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет  по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.

    "Считаем звуки"

    Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

    Успехов Вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

    Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

    Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

       Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

    консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

    Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

    Игры для развития фонематического слуха

    Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

    Игры на развитие фонематического слуха

    Развитие фонематического восприятия у детей....

    Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

    Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

    Игры для игры для развития фонематического слуха

    Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....