Главные вкладки

    отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».
    методическая разработка по логопедии на тему

    отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    г.Ртищево Саратовская область

    ОТЧЕТ

     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СТУЕНКО Т.Г.

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    по теме:

    «Современные образовательные технологии в логопедической практике».

          Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

    С целью расширения и углубления знаний и умений учителя-логопеда,  для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ мною для изучения и внедрения была взята  тема: «Современные образовательные технологии в логопедической практике».

    Я ставила перед собой следующие задачи:

    1. Изучение учебно-методической литературы по теме самообразования

    2. овладение новыми логопедическими технологиями путем внедрения их в коррекционно-образовательный процесс.

    3. планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-логопедического процесса.

    4.повышение эффективности образовательного процесса за счёт использования современных технологий (в том числе информационных и здоровьесберегающих технологий) в логокоррекционной работе.

    Изучены и составлены в таблицу различные технологии с целью использования, способа применения и ожидаемого результата.

    1. Общепедагогические технологии:

    - социально ориентированные игровые технологии, прежде всего направленные на решение воспитательных задач;

    - интерактивные методы и технологии, повышающие эффективность обучения;

    - информационно-коммуникационные технологии.

    2. Технологии коррекции познавательно-речевого развития.

    2.1. Нейропсихологические, направленные на формирование и укрепление межанализаторных связей, коррекцию сенсомоторных процессов, находящихся в основе развития речевых процессов.

    В качестве компонентов нейропсихологических технологий выступает:

    - логопедический массаж,

    - комплексы артикуляционной гимнастики,  

    -способ утрированной артикуляции звукосочетаний с функциональной нагрузкой,

    - упражнения по нормализации и активизации тактильной, кинестетической, проприоцептивной чувствительности.

    Важным моментом нейропсихологических технологий является выделение ключевых слов и фраз, создающих установку на переключение, активизирующих мыслительную деятельность.

    2.2.Педагогические технологии:

    - проектирование и создание специально организованной полифункциональной, интерактивной коррекционно-развивающей среды;

    - взаимосвязь в развитии разных сторон речи и усвоения языковых средств, формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности;

    - использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения;

    - повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым.

    2.3. Лингвоориентированные технологии:

    - создание полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного говорения взрослых друг с другом и детьми, независимо от возможностей их восприятия и уровня речевого развития;

    - соблюдение взрослыми в речи всех языковых норм;

    - включение детей в разнообразную деятельность практического характера, не только на занятиях, но и в быту;

    - развитие слуховой функции;

    - развитие форм общения;

    - побуждение детей к подражанию и активному применению речи на всех уровнях ее становления.

        Мною был изучен  большой блок –это здоровьесберегающие технологии.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

     Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

    Современные технологии коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением речи включают в себя и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

    Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Активное распространение компьютеризации дает возможность применять новые варианты обучения. Грамотное использование современных ИКТ способствует повышению мотивации детей к обучению, помогает более широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации их умственной деятельности
    Применение средств ИКТ в моей работе позволило решить следующие задачи:
    • Осуществлять диагностику.
    • Организовать подгрупповую и индивидуальную образовательную деятельность.
    • Осуществлять работу с родителями.
    • Обмениваться опытом с педагогами.
            В процессе изучения и применения информационных компьютерных технологии (ИКТ) в логопрактике был создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

    • Формирование произношения.

    • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

    • Формирование лексико-грамматических средств языка.

    • Развитие связной речи.

    • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

              Выступала по теме самообразования на МО  учителей-логопедов г.Ртищево 13.10.2017г. «Применение ИКТ на этапе логопедического обследования дошкольников и мл.школьников».

    В соответствии с планом работы изучала литературу по теме самообразования и использовала полученные знания в работе с детьми, родителями и педагогами следующим образом:

    • Изучила методическую  литературу и нормативные документы.
    • Использовала в логокоррекционной работе с детьми с ОВЗ современные образовательные технологии, проведение коррекционных занятий с использованием  ИКТ.
    • Пополнила картотеку игр с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие связной речи, развитие психических процессов.
    • Провела анкетирование с родителями, используя ИКТ.
    • Провела индивидуальные беседы, консультации с разъяснением родителям и педагогам методов и приемов, повышающих эффективность коррекционно-образовательного процесса.
    • Выступала  на родительских собраниях с использованием презентаций
    • Консультации в родительских уголках, методическо-информационном стенде, на сайте ДОУ.
    • Провела  обучающий семинар по использованию современных образовательных технологий в коррекции речи дошкольников с ОВЗ.
    • Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ.

    Информационные ресурсы:

    1. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

    2. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.

    3. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

    4. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009

    5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.

    www. iteach. ru

    6. Интернет-ресурсы:

    http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

    http:// festival .1 september. ru / articles /520782/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

    План по самообразованию на учебный год....

    Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

    Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

    Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

    Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

    В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

    Современные педагогические технологии в логопедической практике

    На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интел...