картотека по развитию речи
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

дидактические игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

 дидактические игры по развитию речи

Гласные звуки

ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить  каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

ХОД  ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.

Назови три слова

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.

ХОД  ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

     Чудесный мешочек

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

Закончи предложение

ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.

ХОД  ИГРЫ: воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что холодно

Лишнее слово

ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

Назови, как можно больше предметов

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.

ХОД  ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

          На приёме у врача

ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)

ХОД   ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. "Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом" и так далее. "А теперь послушаю спинку". Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.

Пчёлы и медведь

ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.

ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.

ХОД  ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-

Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.

Эхо

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять  произношение звуков  в словах и слогах.

ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

"Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» - поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

Подумай и измени

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.

Я купил елку - я купил елки

Я кормлю белочку - я кормлю белочек

Я повесил на елку фонарик - …фонарики

Я иду за клюшкой -…клюшками

Я чищу шапку - …шапки

Я вижу зайца - …зайцев

Я сыплю синичке крошки - Я сыплю синичкам крошки

и так далее.

Я знаю много названий

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель  начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

Назови одним словом

ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.

ХОД  ИГРЫ: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

Плохо или хорошо

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.

ХОД  ИГРЫ:  Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей - …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям - …

Говорить грубые слова - …

Помогать маме - …

Болеть - …

Веселиться с друзьями - …

Я знаю пять названий

ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

ХОД  ИГРЫ: Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:

Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.

Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград - киви.

И так далее.

Кому угощение

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед?   Кому зерно? Кому мясо?  Кому фрукты?

Слова

ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово "белый" (например).

Куртка какая?  Белая

Сапоги какие? Белые

Поле какое? Белое

Снеговик какой? Белый

Аналогично другое прилагательное:

Снег какой? Серебристый

Дорога какая? Серебристая

Ветки какие? Серебристые

Назови ласково

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Подбор прилагательных

 Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Что бывает?

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Узнавание

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Цепочка слов

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".

 Кошка бывает какая?

 Пушистая, ласковая, разноцветная...

 Что еще бывает разноцветным?

 Радуга, платье, телевизор...

 Каким еще может быть платье?

 Шелковым, новым, прямым...

 Что еще может быть прямым?

 Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Добавь слово

Цель:  развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по развитию речи, слуха, внимания

Материал взят с Интернета. Удобная картотека для оформления в родительский уголок....

Картотека по развитию речи для младшей группы

картотека игр по развитию речи у детей 3-4 лет....

Картотека по развитию речи

Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группыРаздел: "Введение в звуковую действительность" Игра «Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со зв...

Картотека по развитию речи

Картотека дидактических игр  «Какое слово заблудилось?». Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые не...

Картотека по развитию речи

Старший дошкольный возраст...

картотеки по развитию речи

картотеки и игры для развития речи дошкольников...