Профилактика задержки речевого развития
статья по логопедии на тему

Длоугая Алла Леонидовна

В статье показана необходимость профилактики речевых нарушений в раннем возрасте как средство достижения успешного речевого развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zaderzhki_rechevogo.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика задержки речевого развития

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия.

С 4 месяцев необходимо начинать гимнастику губ ребенка. Для этого сближают его губки и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Кроме того, собирают их в морщинки, также до сопротивления. Надо побуждать малыша тянуться к соске, к пище, стимулируя движения языка путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении (но крайне осторожно). Мама должна побуждать и его жевательные движения, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх — вниз.

После 4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие родному языку. До этого звуки его лепета были гораздо шире их.

В 6 месяцев он уже произносит четыре и больше слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. Если в этом возрасте ребенок невосприимчив к речи в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух.

Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9—10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»). В 1,5 года в одном его предложении может быть уже два аморфных слова («няня-бух», «ми- зинь-ням-ням»). В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок начинает говорить «Я!», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.

Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференциирует «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д. И если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно, что вся энергия уходит именно на это.

Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2 года 6 месяцев у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в остальном.

С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи усиливается логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений. До этого времени, если речь в не очень хорошем состоянии, оно не страдает, а позже даже негрубые ее нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие мышления. Таким образом, речь ребенка должна быть исправлена раньше этого срока.

Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных условиях малыш растет тревожным, пугливым, пассивным. У него задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость. Здесь необходимо заметить, что насильственная переориентация ребенка совершенно исключена. В данном случае просто нужно параллельно развивать правую руку.

С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок всё впервые познает через кожные ощущения. Глаза и уши у него есть, но пользоваться он ими еще не умеет. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающиеся по температуре. Ребенку нужно разрешать трогать абсолютно всё.

Однако самый древний анализатор — обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Таким образом, с помощью обоняния ребенок познает действительность. Это знание связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активируют всю кору головного мозга. Поэтому ее зона, ответственная за обоняние, должна активно стимулироваться.

Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребенок всё берет в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться.

Еще один важнейший анализатор — это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии (дистантно), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. Зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми. С 1,5—2 лет ребенка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.

Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и классическую (адаптированную) музыку, и поговорить сам с собой.

С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит. На следующем этапе надо переходить к развитию фонематического слуха.

В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, — это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребенок будет перебирать, перебрасывая мешочек из руки в руку и т.д.

Речевая деятельность — это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. С этой целью лучше всего использовать игру как основную деятельность детей.

Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым — он заговорит.

Из практических советов

Можно предложить матери перед сном почитать ребенку 2,5— 3 лет стихи, где он постепенно научится договаривать последние слова.

У меня зазвонил телефон.

  • Кто говорит?
  • Слон.

К. Чуковский

  • Кто живет под потолком?
  • Гном.
  • У него есть борода?
  • Да.
  • И манишка и жилет?
  • Нет.

Саша Черный

Очень полезно распевание стихов, чтение по ролям.

Из иллюстративного материала рекомендуются книги В. Сутеева. Они ярко оформлены, эмоциональны и просты по содержанию.

Полезны и аудиокассеты со сказками, в которых часто используются одни и те же фразы, которые ребенок будет неоднократно повторять.

На логопедических занятиях сначала нужно установить психологический контакт с ребенком, работая невербальными способами, выяснить его предпочтения, понять, что ему больше нравится (играть в машинки, строить из кубиков, рисовать и т. д.), и на этом фоне формировать желание ребенка общаться. Здесь необходимо вызывать непроизвольные речевые реакции ребенка, которые должны поощряться. Не нужно приставать к нему с повторениями, задавать вопросы, если ребенок замыкается. Не давите на ребенка!

Если ребенок произносит слоги, надо составлять из них простые слова и подкреплять предметной картинкой или демонстрацией этого предмета. Все его новые слова следует записывать и стимулировать ребенка к их произношению. Если это глагол — обязательно показывать соответствующее ему действие или иллюстрировать картинку с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения, как одно из средств профилактики задержки речевого развития

как помогают физические упражнения. ем у кого задержка речевого развития...

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...

Профилактика задержки речевого развития у дошкольников.

Профилактика задержки речевого развития у детей дошкольного возроста....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...