Главные вкладки

    Логопедическое обследование детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений
    статья по логопедии на тему

    Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов ДОУ и родителей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.docx23.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическое обследование детей дошкольного возраста

    и профилактика речевых нарушений.

             Ежегодно  учителями-логопедами  ДОУ проводится логопедическое обследование  детей  4 – 5 лет в группах  общеразвивающей направленности.  Цель логопедического обследования:  выявить детей с нарушениями речи; детей с тяжелыми нарушениями речи направить на ЦПМПК с целью оформления в логопедическую группу ДОУ. Также  проводятся индивидуальные консультации для  родителей детей 4-5 лет ДОУ по результатам обследования, даются рекомендации по дальнейшему речевому развитию детей.

             Результаты логопедического обследования показывают, что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, высокое. Поэтому возрастает необходимость в предупреждении речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа педагогов ДОУ  и родителей. Это и преодоление имеющихся нарушений речи,  и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

    Но в настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения звуков.

              Каковы же причины речевых нарушений? Причин для этого может быть множество. Наиболее часто встречаемые причины нарушения  произношения звуков у детей:

    • неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте;
    • нарушения в строении артикуляционного аппарата

    (укорочена подъязычная связка, язык  слишком большой,  неповоротливый, или слишком маленький и узкий, аномалии прикуса);

    • недоразвитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие речевого дыхания;
    • недоразвитием фонематического слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных и др.);
    • неправильное воспитание речи ребенка в семье (взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом);
    •  подражание искаженному произношению (общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение, общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь);
    •  двуязычие в семье (разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой);
    • педагогическая запущенность (когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения).

              Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактическую работу необходимо начинать как можно раньше, начиная с младшей группы ДОУ по следующим направлениям:

    • развитие слухового внимания и фонематического слуха детей,
    • развитие правильного речевого дыхания,
    • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей,
    • развитие подвижности артикуляционного аппарата.

            Анализируя данные логопедического обследования дошкольников  можно сделать  вывод, что  основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционной аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи, загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков.  Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

             Рекомендации: проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов  артикуляции; продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут; упражнение проводить в игровой форме.

             Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Выполнение разнообразных дыхательных игр и упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произношения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течение 3-5 минут.

             У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, которые стимулируют правильное произношение.

             Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также при использовании пальчиковых игр, специальных пособий  (шнуровки) и многого другого.

             Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения отдельных звуков и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия позволят сократить количество детей с нарушениями  звукопроизношения и фонематического  слуха.

           В этой связи одной из главных задач  учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов  (учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания  условий для правильного развития речи детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

    Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

    Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

    Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...

    рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

    В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

    «Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»

    Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....

    «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

    Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

    «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

    Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...

    «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

    Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....