ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для реализации этих целей разработана программа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_grammatike.docx | 122.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 161 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
№ __ от «__» _________ 2018г.
Заведующий ЧДОУ
«Детский сад №161 ОАО «РЖД»
___________О. Б. Михальская
ПРОГРАММА
По формированию грамматического строя речи детей
старшего дошкольного возраста
средствами дидактических игр и игровых упражнений
«Занимательная грамматика»
для детей 5-6 лет
Автор - составитель:
Полекаренко Т.А.,
Учитель-логопед
г. Барабинск
Оглавление
Календарно-тематическое планирование 13
Условия реализации программы 21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет |
Основные разработчики Программы | Полекаренко Татьяна Александровна – учитель-логопед |
Исполнитель Программы | Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» города Барабинска Тел., факс: (8383-61) 7 – 27 – 83 E-mail: ndou.ds161.bar@yandex.ru сайт: http://дс161ржд.рф |
Юридический адрес | 632334, Новосибирская обл., г. Барабинск, ул. Ермака, 5. |
Правовая база | 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Концепция дошкольного воспитания. 3. Конвенция о правах ребёнка. 4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». 5. Методические рекомендации Министерства образования Российской Федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (от 01.01.2014г.). 7. Общая образовательная программа негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 161 ОАО «РЖД». 8. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». |
Цель Программы | Создание условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений. |
Задачи Программы | 1. Научить детей произвольно строить высказывания, целенаправленно выбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления. 2. Сформировать у детей способы словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий. 3. Научить детей обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях. 4. Формировать умение правильно составлять простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений. |
На кого рассчитана Программа | Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). |
Новизна Программы |
- Целенаправленная и систематическая работа по формированию грамматически правильной речи. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Овладение правильным грамматическим строем речи, соответствующим данному возрасту. 2. Пополнение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря. 2. Формирование любознательности, положительной мотивации обучения. |
Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для реализации этих целей разработана программа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу под морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе, формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения в дальнейшем обучении.
Актуальность
В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.
Программа «Занимательная грамматика» по формированию грамматического строя речи предназначена для овладения детьми старшего дошкольного возраста (5 лет) грамматически правильной речи с помощью дидактических игр и упражнений.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Данная программа может быть востребована воспитателями, учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях, центрах дополнительного образования, родителями.
Программа разработана на основе методических пособий Агранович З.Е., Александрова Т.В., Новиковская О.А., Ткаченко Т.А., опираясь на тематическое планирование общей образовательной программы негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 161 ОАО «РЖД», которая составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой (2014).
Новизна программы:
- комплексный подход, что отвечает современным требованиям ФГОС;
- целенаправленная и систематическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи детей.
Основной целью программы «Занимательная грамматика» является формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Научить детей произвольно строить высказывания, целенаправленно выбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления.
2. Сформировать у детей способы словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.
3. Научить детей обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях.
4. Формировать умение правильно составлять простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений.
Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.
Использование разнообразных дидактических игр и упражнений помогает достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.
Основные формы реализации
Программа «Занимательная грамматика» рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Форма организации детей – групповая (7 человек). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 мин. Всего 32 занятия. Диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
- Вводная часть – 3-5 минут.
- Основная часть – 10-15 минут.
- Заключительная часть – 3-5 минут.
Данная программа частично соответствует цели деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Значительное пополнение номинативного, атрибутивного и предикативного словаря.
2. Умение произвольно строить высказывания, целенаправленно выбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления.
3. Сформированность способов словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.
4. Умение обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях.
5. Навык правильно составлять простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений.
Эффективность коррекционной программы оценивается на основе методических рекомендаций, составленных В.И. Нодельман и на основе диагностического комплекса, составленного Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломаха. Диагностический комплекс включает в себя 3 серии заданий, так как при оценке состояния грамматического строя должно быть изучено состояние грамматических навыков во всех разделах: словообразовании, словоизменении, синтаксисе. (Приложение 1).
В диагностике, проходившей в начале 2016 – 2017 учебного года принимало участие 15 человек старшей возрастной группы. Результаты диагностики показали, что развитие грамматического строя речи не достигает требуемой нормы.
(Приложение 2, табл. 2, рис.1). В начале 2017 – 2018 в диагностике приняли участие 16 человек. Из них двое имели степень успешности в норме (Приложение 2, табл. 3, рис.2).
В конце каждого учебного года проводилась повторная диагностика развития Грамматического строя речи, которая показала положительную динамику (Приложение 2, табл. 4,5, рис.1,2).
Мониторинг коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развить грамматический строй речи.
По показателям на конец учебных лет (2016-2017, 2017 – 2018): уровень развития грамматического строя речи превышающий норму увеличился на 10%, соответствие норме увеличился на 8%, ниже нормы – уменьшился на 18% (Приложение 2, рис.3).
Кроме этого, дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, у них наблюдается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания, что положительно скажется на их дальнейшем школьном обучении.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств);
- синтаксис (построение простых и сложных предложений).
В разделе «Морфология» дети учатся обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях:
- подбирать однокоренные слова,
- слова-антонимы,
- образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
- правильно употреблять наиболее продуктивные предлоги,
- согласовывать числительные с существительным в роде, числе, падеже,
- различные местоимения с существительным в роде, числе, падеже,
- глаголы с существительным в роде, числе,
- местоимения с глаголом в роде, числе,
- прилагательные с существительным в роде, числе и т.д.
В разделе «Словобразование» дети учатся способам словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий:
- образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с различными продуктивными и менее продуктивными суффиксами,
- названия детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе,
- существительные, обозначающие профессии и лиц, осуществляющих действия,
- дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками,
- образовывать притяжательные прилагательные,
- качественные прилагательные,
- относительные прилагательные,
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных,
- превосходную степень прилагательных,
- наречия от качественных прилагательных,
- сравнительную степень наречий и т.д.
В разделе «Синтаксис» дети учатся правильно составлять простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений; произвольно строить высказывания; целенаправленно выбирать языковые средства.
Календарно-тематическое планирование представлено в табл.1.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Материалы к занятию |
Сентябрь | |||
1 | Диагностика | Выявить уровень сформированности грамматического строя речи. | Приложение 1 |
2 | Осень | 1. Уточнить знания детей о времени года осень: приметы и признаки осени. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме. 3. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных (лист - листья; птица - птицы; и т .д.). 4. Упражнять в согласовании существительных мужского и среднего рода с числительными. 5.Развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. 6. Учить отгадывать загадки по теме. | Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов. |
Октябрь | |||
3 | Дары осени. Огород. Овощи | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания об овощах. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме 3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными (овальный огурец, спелый помидор). 4. Упражнять в согласовании существительных с числительными (один огурец, два огурца, пять огурцов). 5. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (морковочка, капусточка). 6. Упражнять в образовании отыменных прилагательных (морковный сок). 7. Упражнять в подборе антонимов: кислый - сладкий, сырой - вареный, горький - сладкий, большой - маленький, твердый - мягкий, гладкий - шершавый. 8.Учить составлять описательный рассказ об овощах с использованием опорных схем. 9. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок об овощах. | Картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
4 | Дары осени. Сад. Фрукты | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о фруктах. 2. Обогащать и активизировать словарь по теме. 3. Упражнять в образовании отыменных прилагательных (яблочный сок). 4. Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. 5. Упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Упражнять в подборе антонимов: кислый - сладкий, горький - сладкий, большой - маленький, твердый - мягкий, гладкий - шершавый. 7. Учить составлять описательный рассказ о фруктах с использованием опорных схем. 8.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о фруктах. | Картинки с изображением фруктов, муляжи фруктов, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
5 | Дары осени. Грибы и ягоды | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о грибах и ягодах. 2. Учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. 3. Закреплять употребление предлога в. 4. Упражнять в подборе обобщающих слов. 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о грибах и ягодах | Картинки с изображением грибов и ягод, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
6 | Перелетные птицы | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о перелетных птицах. 2.Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. 3. Развивать умение составлять простые предложения. 4. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка. |
Ноябрь | |||
7 | Дикие животные наших лесов | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных («Это заячий хвост»). 4. Учить составлять описательный рассказ о диких животных с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о диких животных и их детенышах. | Картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
8 | Бытовая техника | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о бытовой технике, правилах безопасного использования бытовых приборов. 2. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных. 4. Учить составлять описательный рассказ о бытовой технике с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о бытовой технике. | Предметные картинки с изображением бытовой техники. Схемы для описательного рассказа. |
9-10 | Транспорт | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о видах транспорта и ПДД. 2. Учить образовывать приставочные глаголы. Закреплять навык использования в речи предложных конструкций (машина подъехала к гаражу). 3. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных. 4. Учить составлять описательный рассказ о транспорте с использованием опорных схем. 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей разных видов транспорта. Схемы для описательного рассказа. |
Декабрь | |||
11 | Зимушка-зима | 1. Уточнить знания детей о времени года зима: приметы и признаки. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме. 3. Учить детей составлять простые распространенные предложения. 4.Учить использовать в речи предлоги (в, на, за, из). 5.Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (ледяная горка). 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением снеговика, снежинки, снегопада. |
12 | Животные и птицы зимой | 1. Познакомить с зимующими птицами. 2. Уточнить представления о диких животных зимой. 3. Учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. 4. Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных. 6. Упражнять в узнавании птиц и животных по их описанию. 7. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные картинки с изображением животных и птиц. |
13 - 14 | Новогодняя карусель | 1. Заучивание стихотворений к новому году. 2.Загадывание загадок. 3. Чтение произведений по теме. | |
Январь | |||
15 - 16 | Зимние забавы | 1. Расширять и активизировать словарь по теме. 2. Развивать умение подбирать имена существительные к глаголам. 3. Закреплять правильное употребление предлогов. 4. Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы». 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок | Картины с изображением зимнего времени года; предметные картинки с изображением снеговика, санок, лыж и т.д. Сюжетная картина «Зимние забавы». |
17 | Квартира. Мебель. | 1. Дать представления о различных видах мебели, познакомить с названиями частей мебели. 2. Упражнять в составлении предложных конструкций с помощью предлогов. 3. Формировать навык образования отыменных прилагательных. 4. Упражнять в употреблении существительных мн.ч. (стул - стулья). 5. Учить подбирать антонимы. 6. Упражнять в употреблении простого распространенного предложения с дополнением. 7. Учить составлять описательный рассказ с помощью опорных схем. 8. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные картинки с изображением мебели. Сюжетная картина с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской). Схемы для описательного рассказа. |
Февраль | |||
18 | Профессии | 1. Познакомить с основными профессиями. 2. Познакомить детей с атрибутами, орудиями труда различных профессий. 3. Практическое накопление глагольного словаря по теме (глаголы настоящего времени, 3-го лица, ед.ч.). 4. Формировать у детей навык образования сложных слов (рыболов, лесоруб, землекоп и т.д.). 5. Формировать навык правильного употребления имен существительных множественного числа родительного падежа. 6. Образование слов с помощью суффиксов -чик, -щик. 7. Учить составлять описательный рассказ о профессиях с помощью опорных схем. 8. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов, схемы для описательного рассказа. |
19 | Животные жарких стран | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о животных жарких стран и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных. 4. Учить составлять описательный рассказ о животных жарких стран с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о животных жарких стран и их детенышах. | Картинки с изображением животных жарких стран и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
20 | «Папа может, все, что угодно…» | 1. Дать понятие о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена, отчества папы, дедушки, их место работы, специальность. 3. Упражнять в назывании военных профессий. 4. Учить образовывать прилагательные от существительных. 5. Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. 6. Вырабатывать навык самостоятельного рассказа («Кем работает мой папа»). | Картинки с изображением людей военных профессий и военной техники. |
21 | Одежда, обувь, головные уборы | 1. Расширять знания по теме. Познакомить с видами одежды и обуви, названиями частей одежды и обуви. 2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе (зимняя шапка, зимний свитер, зимнее пальто). 3. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных. 4. Учить составлять предложения по картинкам. 5. Учить составлять описательный рассказ по теме используя схемы. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, схемы для описательного рассказа. |
Март | |||
22 | «Мама-первое слово» | 1. Дать понятие о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена, отчества мамы, бабушки, их место работы, специальность. 2. Упражнять в подбое родственных слов. 3. Вырабатывать навык самостоятельного рассказа («Кем работает моя мама»). | Предметные картинки с изображением девочки, женщины, предметов одежды, обуви. |
23 | «Домашние животные и их детеныши» | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о домашних животных и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных («Это лошадиный хвост»). 4. Учить составлять описательный рассказ о домашних животных с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о домашних животных и их детенышах. | Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
24 | Посуда | 1. Познакомить детей с различными видами посуды (столовая, чайная, кухонная). 2. Уточнить знания детей о частях посуды. 3.Упражнять в образовании относительных прилагательных (деревянный, металлический). 4. Упражнять в составлении предложений с глаголами по сюжетной картине. 5. Развивать навыки словообразования. 6. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 7. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением посуды, схемы для описательного рассказа. |
25 | «Игрушки» | 1. Углублять знания по теме. 2. Учить преобразовывать имена существительные ед. числа в имена сущ. множ. числа. 3. Закреплять употребление предлога с. 4. Учить составлению описательного рассказа по схеме. | Игрушки, предметные картинки с изображением игрушек. Схемы для описательного рассказа. |
Апрель | |||
26 | «Домашние птицы». | 1. Уточнить знания о домашних птицах, их значении для человека. 2.Упражнять в образовании сложных форм прилагательных: черные глаза - черноглазый, острый клюв - остроклювый, красные лапы - краснолапый, желтый клюв - желторотый. 3.Формировать практическое умение использовать в речи предлоги (в, на, из). 4. Образование существительных ед. и мн. числа (курица - 5. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Картинки с изображением домашних птиц и их птенцов, схемы для описательного рассказа. |
27 | «Продукты питания». | 1. Уточнить знания детей о продуктах питания, из чего их делают. 2. Развивать навыки словообразования. 3. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 4. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением продуктов питания, схемы для описательного рассказа. |
28 | «Весна» | 1. Расширять, закреплять знания детей о признаках весны. Дать представления о труде людей весной. 2.Формировать навыки словообразования с помощью приставок (таял, растаял; лепил, слепил; гребут, сгребают; метут, подметают; носят, уносят; зеленеть, позеленеть, зазеленеть). 3.Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним. 4. Упражнять в составлении простого распространенного предложения. 5. Развивать связную речь. | Картинки с изображением проталин, подснежников, ручейков, капели, цветущих деревьев. Сюжетные картины по теме «Весна», «Труд людей весной» |
29 | «Тело человека». | 1. Расширять и закреплять кругозор по теме. 2. Упражнять в образовании ед. и множ. числа имен существительных: рот - рты, нос - носы, ухо - уши, палец - пальцы. 3. Упражнять в согласовании имен существительных с числительными (один рот - много ртов). 4. Закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 5. Развивать словарь антонимов. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением человека, частей тела. |
Май | |||
30 | «День Победы» | 1. Расширять кругозор по теме. 2. Упражнять в подборе родственных слов. 3. Развивать связную речь. 4. Воспитывать чувство патриотизма. | Сюжетные картины с изображением военных действий. Презентация «Дети герои». |
31 | «Семья» | 1. Закрепить знания о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена и отчества родителей, их место работы, специальность. 3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Развивать связную речь. | Сюжетная картина «Семья». |
32 | «Насекомые» | 1. Расширять, уточнять знания о насекомых, среде обитания, пользе. 2.Учить детей образовывать прилагательные от существительных: польза - полезный, вред - вредный, пчела - пчелиный, оса - осиное. 3. Упражнять в образовании мн.ч. имен существительных. 4.Закреплять употребление предлогов при составлении предложений. 5. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением насекомых, схемы для описательного рассказа. |
33 | «Школа. Школьные принадлежности» | 1. Дать представления о школе, о профессии учителя. 2. Учить согласовывать имена существительные с числительными. 2. 3акреплять умение образовывать мн.ч. глагола: пишет - пишут, читает - читают. 3. Развивать связную речь. 4. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением школьных принадлежностей. Сюжетная картина. |
34 | Диагностика | Выявить уровень сформированности грамматического строя речи. | Приложение 1 |
Условия реализации программы
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, включение логопедических приемов работы, использование многообразных дидактических игр и игровых упражнений помогают достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.
При этом грамматическая работа с детьми-дошкольниками осуществляется не как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм, а как создание условий для полноценного освоения грамматического строя языка.
При использовании грамматических игр педагогу необходимо придерживаться некоторых общедидактических принципов, таких как:
- возрастной подход – учет возрастных возможностей детей.
- развивающий характер обучения – распределение грамматических игровых упражнений от более простых к более сложным.
- комплексное решение различных речевых задач - соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой.
- концентричность - наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких-то новых элементов или задач.
- систематичность - систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений.
Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:
- многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
- многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
- гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
- взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.
Работа с родителями
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения входной диагностики проводится анкетирование родителей и индивидуальные беседы.
Обобщив данные анкетирования родителей за два года работы по программе, можно говорить о том, что большая часть объединяют общую и мелкую моторику в одно понятие, считая возраст 3 – 4 года оптимальным для начала её развития. В числе популярных игр для развития общей и мелкой моторики, используемых в домашних условиях, указывались различные виды раскрасок, пазлов, конструкторы лего. Небольшой процент опрошенных использует нетрадиционный материал – крупа, пуговицы. Большая часть современных родителей берут информацию из интернета. Мнения о форме работы с воспитателем разошлись, все предложенные варианты ответов (родительское собрание, мастер – класс, индивидуальная беседа, консультации в родительском уголке, никакая, информации хватает вполне) набрали примерно одинаковое число голосов. Около половины родителей выразили желание участвовать в выставке творческих работ.
Таким образом, результаты анкетирования подтверждают актуальность программы по развитию моторики, предназначенной для правильного развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений.
Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников (Приложение 3,4).
В рамках «Семейной гостиной» совместно с воспитателями ДОУ была подготовлена выставка нетрадиционных пособий, проведён мастер-класс по использованию занимательных игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики дошкольников.
В родительском уголке размещаются рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме (Приложение 3).
Вся информация для родителей по данной теме представлена на сайте детского сада.
Работа с педагогами
Тесное сотрудничество с педагогами ДОУ по развитию общей и мелкой моторики улучшает качество результатов работы.
Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре и музыкальные занятия. Поэтому для специалистов были разработаны рекомендации по развитию общей и мелкой моторики, подобраны упражнения на развитие координации движений (Приложение 5).
Для воспитателей детского сада была проведена серия консультаций по оснащению предметно-развивающей среды в группах и использованию игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики в режимных моментах и непосредственно-образовательной деятельности. В результате были приобретены и сделаны своими силами разнообразные виды шнуровок, оформлены центры по развитию мелкой моторики с использованием природного материала.
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий - презентации, открытые НОД (Приложение 6).
Список литературы
- Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребёнка). – М., 2002.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – М.,2008.
- Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет. / Под ред. Н. Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2003.
- Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2010.- 160с.
- Никитина А. В. Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2 – 3 года, 4-5 лет, 6-7 лет). – СПб., 2009.
- Николаева Е. П. Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребёнка//Справочник педагога-психолога. – 2015.- № 2. – С.60 – 70.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2009.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2015.
- Поспелова Т.А. Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нестандартного оборудования//Справочник педагога-психолога. – 2014.- № 2. – С.53 - 59.
- Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет. – М., 2007.
- Цыпленкова О. А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребёнка//Справочник педагога-психолога. – 2012.- № 8. – С.47 - 59.
- Шишкова С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 4 до 15 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Интернет-ресурсы:
galka-igralka.ru - Развивающие занятия для мамы и малыша до 5 лет.
Приложение 1
Грамматический строй языка представляет собой "систему систем", объединяющую морфемику, морфологию, синтаксис.
Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучаются значимые части слова и способы словообразования.
Морфология - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Она изучает общие значения и изменения слов, их формы.
Синтаксис - изучает законы построения предложений и словосочетаний как грамматических конструкций.
Овладение грамматическим строем языка происходит не у всех детей одинаково. У детей, имеющих речевые нарушения, процесс овладения грамматическим строем языка затруднен. Грамматически правильную речь у таких детей нужно формировать с помощью специальных методов и приемов. Чтобы начать коррекционную работу с такими детьми, необходимо выяснить какие затруднения испытывают дети, какие способы словообразования, какие морфологические единицы и синтаксические конструкции не освоены детьми. То есть при оценке состояния грамматического строя должно быть изучено состояние грамматических навыков во всех разделах: словообразовании, словоизменении, синтаксисе.
Для исследования грамматического строя речи детей мною был разработан диагностический комплекс заданий на основе методических рекомендаций, составленных В.И. Нодельман и на основе диагностического комплекса, составленного Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломаха. Диагностический комплекс включает в себя 3 серии заданий. По данному диагностическому комплексу можно проводить индивидуальную диагностику детей.
Первая серия включает в себя 5 заданий на исследование способности к словообразованию.Первое задание - на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, второе – на образование названий детёнышей животных, третье – на образование глаголов с помощью приставок, четвёртое – на образование относительных прилагательных, пятое - на образование притяжательных прилагательных от существительных.
Вторая серия включает в себя 5 заданий на исследование способности к словоизменению.Первое задание - на исследование умения преобразовывать имёна существительные из формы единственного числа в форму множественного числа, второе – на исследование умения согласовывать имена прилагательные с существительными в единственном и множественном числе, третье – на исследование умения образовывать от существительных единственного числа именительного падежа форму множественного числа родительного падежа, четвертое – на исследование умения употреблять имена существительные в разных падежах, пятое – на исследование умения согласовывать числительное 5 с существительными.
Третья серия включает в себя 3 задания на исследование умения составлять грамматически правильно оформленные предложения. Первое задание – на исследование умения составлять простое предложение по картинке, второе - на исследование умения составлять сложноподчиненное предложение по вопросу, третье – на исследование умения составлять сложноподчиненное предложение по двум простым.
Первая серия заданий – задания на исследование навыка словообразования.
Задание №1. Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Цель: Исследовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Инструкция: «Рассмотри картинки и назови большой и маленький предметы. Например: «Большой стул, а маленький стульчик». «Это большая ложка, а это маленькая ложечка»».
Предъявленные картинки: изображение взрослого человека и ребенка (голова – головка; рука – ручка; локоть – локоток; ухо – ушко); мяч и мячик; одеяло и одеяльце; ведро и ведерко; тарелка и тарелочка; кукла и куколка; ложка и ложечка; стол и столик; шкаф и шкафчик; кровать и кроватка; стул и стульчик; кресло и креслице.
Задание №2. Образование названий детёнышей животных.
Цель: Исследовать умения детей образовывать названия детёнышей животных.
Материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей или детёныша.
Инструкция: «Рассмотри картинки и назови, как зовут детёныша (детёнышей) у: кошки (котенок); утки (утята); лисы (лисенок); зайца (зайчонок); белки (бельчата); медведя (медвежата); волка (волчата); коровы (теленок); собаки (щенята); лошади (жеребенок)».
Задание №3. Образование глаголов с помощью приставок.
Цель: Исследовать умение детей образовывать глаголы с помощью приставок.
Материал: Картинки с изображением действий: Мальчик переходит дорогу. Машина выезжает из гаража. Машина заезжает в гараж. Самолет улетает. Учитель входит в класс.
Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, что делает: мальчик (переходит через дорогу); машина (выезжает из гаража); машина (заезжает в гараж); самолет (улетает); учитель (входит в класс)».
Задание №4. Образование относительных прилагательных от существительных.
Цель: Исследовать умение детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Материал: Картинки с изображением деревянного стола; бумажного конверта; снежного кома; резинового мяча; глиняного кувшина.
Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, если …
1) … стол сделан из дерева, значит он какой»? (деревянный);
2) … конверт сделан из бумаги, значит он какой»? (бумажный);
3) … ком слеплен из снега, значит он какой»? (снежный);
4) … мяч сделан из резины, значит он какой»? (резиновый);
5) … кувшин сделан из глины, значит он какой»? (глиняный).
Задание №5. Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Цель: Исследовать умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Материал: Картинки с изображением медведя; зайца; женщины с сумкой в руке; мужчины с газетой в руках; петуха.
Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чей, чья»?
1) Это лапа медведя, значит лапа чья? (медвежья);
2) Это хвост зайца, значит хвост чей? (заячий);
3) Это сумка мамы, значит сумка чья? (мамина);
4) Это газета папы, значит газета чья? (папина);
5) Это хвост петуха, значит хвост чей? (петушиный).
Вторая серия заданий – задания на исследование навыка словоизменение.
Задание №1. Преобразование имён существительных из формы единственного числа в форму множественного числа.
Цель: Исследовать умение детей преобразовывать существительные из формы единственного в форму множественного числа.
Материал: Картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Инструкция: «Назови сначала название одного предмета, а затем название нескольких таких предметов. Например: « Это стол, а это столы »».
Предъявленные картинки: стол – столы; кукла – куклы; ухо – уши; рукав – рукава; рот – рты; окно – окна; стул – стулья; лев – львы; сон – сны; дерево – деревья.
Задание №2. Согласование имён прилагательных с существительными единственного и множественного числа.
Цель: Исследовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными единственного и множественного числа.
Материал: Картинки с изображением одного предмета и нескольких таких же предметов.
Инструкция: «Назови, какого цвета один предмет, а какого цвета много таких предметов».
Предъявленные картинки: шар красный; шары синие; ведро белое; вёдра зелёные; платье желтое; платья розовые; машина чёрная; машины красные; сапог коричневый; сапоги белые
Задание №3. Образование формы родительного падежа множественного числа от существительных единственного числа именительного падежа.
Цель: Исследовать умение детей образовывать от существительных единственного числа именительного падежа форму множественного числа родительного падежа.
Материал: Картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? Например: « Одна яблоня, а много чего – яблонь»».
Предъявленные картинки: шар – шары; сумка – сумки; ложка – ложки; нога – ноги; чашка – чашки; книга – книги; стул – стулья; мяч – мячи; карандаш – карандаши; ключ – ключи.
Задание №4. Употребление имен существительных в разных падежах.
Цель: Исследовать умение детей употреблять существительные в различных падежах.
Материал: Картинки: Девочка читает книгу. Мальчик рисует карандашом. На столе стоит тарелка. Девочка кормит петуха зернами. Мальчик нарисовал белку.
Инструкция: « Посмотри на картинку и ответь на вопросы: Что читает девочка? Чем рисует мальчик? Чего не стало на столе? Кому девочка дает корм? Кого нарисовал мальчик»?
Задание №5. Употребление числительного 5 с существительными.
Цель: Исследовать умение детей согласовывать числительное 5 с существительными.
Материал: Картинки с изображением предметов в количестве пяти штук: 5 карандашей, 5 львов, 5 деревьев, 5 яблок, 5 ложек.
Инструкция: «Посчитай, сколько предметов нарисовано на картинке»?
Третья серия заданий – задания на исследование умения составлять грамматически правильно оформленные предложения.
Задание №1. Составление предложений по картинке.
Цель: Исследовать умение детей составлять простые предложения по картинке.
Материал: Картинка с изображением рисующей девочки.
Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, что ты на ней видишь»?
Задание №2. Составление сложноподчиненного предложения по вопросу.
Цель: Исследовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения по вопросу.
Материал: Картинка с изображением одетого мальчика, а в руках у него коньки.
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на вопрос: «Почему у мальчика в руках коньки»»?
Задание №3. Составление сложноподчиненного предложения по двум простым.
Цель: Исследовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения по двум простым.
Инструкция: «Я скажу тебе два предложения, а ты соедини их так, чтобы получилось одно, целое по смыслу. Например: « Мы не пошли кататься на лыжах. Было очень холодно. Мы не пошли кататься на лыжах, потому что было очень холодно».
Предложения для ребенка: «Я не доделал аппликацию. У меня закончился клей».
Данный комплекс включает в себя не все возможные задания, поэтому его можно дополнять. При выборе заданий необходимо учитывать:
- развитие грамматического строя в онтогенезе;
- форму речи, которой владеет ребенок (устной или письменной);
- вид грамматики (активная или пассивная).
Диагностический инструментарий
Обследование общей и мелкой моторики
1. Исследование общей моторики
1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).
- Покажи, как летают птицы, машут крыльями.
1.2. Исследование движений туловища.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Покачайся, как маятник часов (тик-так).
- Наклонись и возьми предмет с пола. Колени не сгибать.
1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Покажи, каким ты был маленьким (приседание).
- Покажи, как петушок стоит на одной ноге.
- Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).
- Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).
1.4. Исследование статической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Вытяни руки вперёд и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.
1.5. Исследование динамической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Шагай, как солдат (маршировка).
- Выполни подряд 3 приседания.
1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Пройди по кругу и встань в центр.
- Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.
Оценка состояния общей моторики
1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.
0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.
0,25 балла – неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняется.
0 баллов – не способен выполнить задания.
2. Исследование мелкой моторики.
2.1. Исследование кинестической основы движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперёд, остальные сжаты) поочередно каждой рукой., а затем обеими руками вместе.
- Покажи уши «зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочерёдно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.
- Покажи колечко (поочерёдно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).
- Покажи «очки» (одновременно двумя руками).
2.2. Исследование кинетической основы движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
- Поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-белобока»).
- Пальчики «здороваются» (поочерёдное прикасание подушечек пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук).
- «Игра на пианино».
- Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2 - выпрямленная ладонь и наоборот).
- Кулак - ребро - ладонь.
Оценка состояния мелкой моторики
1 балл - выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе.
0,5 балла - заторможеннсоть и нескоординированность движений при выполнени
0,25 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движении.
0 баллов - отказывается от выполнения задания.
Итог: 23 пробы, 23 балла.
Баллов за весь тест: N
Степень успешности = N × 100 : 23
Приложение 2
Рис.1. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году
Рис.2. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в 2015-2016 учебном году
Рис.3. Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников». 2. Индивидуальная беседа | Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте. Налаживание контактов, сообщения о диагностических данных |
Октябрь | 1. Семинар-практикум в рамках «Семейной гостиной» «Развитие моторики или несколько идей, чем занять ребенка» 2. Изготовление театра «Живых картинок» для группы. | Настраивать родителей на сотрудничество по развитию моторики детей в домашних условиях Использовать театр как средство развития мелкой моторики рук детей. |
Ноябрь | Консультация «Пока мама на кухне» | Учить родителей использовать подручные средства для развития мелкой моторики и речи ребенка. |
Декабрь | День открытых дверей. | Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей |
Январь | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр |
Февраль | Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев» | Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития |
Март | Отчетный показ пластилинового театра по сказке «Колобок» | Показать родителям достижения детей в продуктивной деятельности. |
Апрель | Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» | Совместная творческая деятельность родитель-ребенок |
Май | Посещение родителями НОД. | Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Приложение 4
Анкета для родителей
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников»
- Знаете ли вы что такое общая и мелкая моторика ребенка?
Да Затрудняюсь ответить Нет
- В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
В младенчестве 3-4 лет 7 лет
- Какие игры используете для развития общей и мелкой моторики дома?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
- Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- Телевидение
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
- Как ребенок выполняет задания игры?
Пассивно Активно
- Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
- Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в выставке творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»
Да Не знаю Нет
Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка
Семинар-практикум для родителей
1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук
5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем, речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Упражнения на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве
«Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Письмо в воздухе». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале можно вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
«Гусеница». Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
«Червячок». Ползанье на спине без помощи рук и ног.
Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.
«Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
«Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.
«Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
«Бревнышко» по стене. И.п. — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.
«Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести «запрещаемые движения» (какое-то движение повторять нельзя).
Приложение 5
Мастер-класс для педагогов
«Картины из цветного песка».
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных видах изобразительной деятельности.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с видами рисования цветным песком.
2. показать приёмы и основные этапы выполнения работы.
Оборудование: набор для аппликаций песком (плотная основа с нанесённым рисунком, цветной песок), ножницы, картины из цветного песка, песочные картины в сосуде.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Сегодня я познакомлю вас с одним из видов нетрадиционной изобразительной деятельности – рисование цветным песком.
Рисование песком вызывает огромный интерес у детей, и приносит море ярких эмоций всем участникам! Современные психологи рекомендуют создавать картины из песка гиперактивным, непоседливым малышам и детям с ярко выраженными неврозами и страхами. К тому же работа с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук
Прошу обратить внимание на нашу небольшую выставку. Вот такие картины дети могут создать под вашим руководством – это могут быть забавные звери, герои любимого мультфильма или индивидуально созданный трафарет.
Здесь представлены картины из цветного песка, приготовленного своими руками. Изготовление цветного песка для творчества само по себе может быть захватывающим процессом. Для этого понадобится: соль марки «Экстра», цветной мел, бумага, небольшой нож. Технология изготовления проста:
- На бумагу насыпать немного соли.
- Взять мелок необходимого цвета и растереть его в порошок до получения требуемой окраски.
- Аналогичным образом создаётся солёный песок разных оттенков.
- Полученная смесь ссыпается в прозрачную ёмкость.
Освоив азы обращения с цветным песком с помощью аппликации, можно переходить к созданию песочных картин в сосуде. Это более сложная технология. Рисунки создаются при помощи тонкой спицы. Сложные узоры и пейзажи удобно насыпать кофейной ложечкой, а необходимые контуры отдельных элементов создаются путём прокалывания соляных слоёв на требуемую глубину. Важно, чтобы такие картины были плотно утрамбованы и закрыты крышками.
Для работы можно использовать также и готовые наборы для аппликаций песком, куда входит плотная основа с нанесённым рисунком, цветной песок, рамка. Сейчас наша воспитанница подготовительной группы Лиза познакомит вас с основными этапами работы.
Лиза: «Сделать аппликацию очень просто. Основа уже заранее покрыта клеем и закрыта защитной бумагой. Начинать лучше с тёмных цветов, постепенно переходя к светлым тонам. Тогда картина будет смотреться более аккуратной. Выбранные элементы одного цвета засыпаются песком. Затем песок нужно немного прижать к поверхности картинки пальцами. Излишки песка стряхиваются на лист бумаги».
Хочется отметить, что песка в готовых наборах много. Оставшийся песок можно использовать в дальнейшем. У готовых наборов есть два минуса. Во-первых, песок рано или поздно заканчивается. Во-вторых, ребёнку предлагается уже готовая цветная картинка, что не способствует развитию фантазии и воображению. Поэтому на своих занятиях я использую песок, приготовленный своими руками.
За столь короткое время овладеть методами и формами работы с цветным песком нелегко, поэтому в своей работе вы можете воспользоваться буклетами.
Мастер-класс подошёл к концу. Хотелось бы услышать, что вы узнали полезного для себя? Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?
Благодарю за сотрудничество. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формир...
"Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста"
Цель консультации - повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....
Этапы формирование грамматического строя речи в дошкольном детстве.
Грамматический строй речи-это взаимодействие слов междй собой в словосочетаниях и предложениях.Его становление как структуру речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева,Н.Т.Ушаковой,А.М.Шахнорови...