Статья "Методические рекомендации по использованию ИКТ в работе с дошкольниками"
статья по теме

Лагутина Светлана Равиковна

В данной статье указаны особенности ИКТ, выявлена специфика работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации и определены основные методические аспекты применения логопедом ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Современная педагогическая наука и практика ориентирует педагогов на осуществление деятельности по активизации познавательных способностей детей, для чего применяются различные педагогические средства и технологии, среди которых следует выделить информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), чье применение непосредственно связано с техническими устройствами. При использовании ИКТ повышается интенсивность образовательного процесса, его информационная насыщенность, возрастает активность дошкольников [2, с. 34] – это объясняется тем, что средства визуализации информации включают большее число механизмов чувственного восприятия, нежели традиционные средства. В современных детских садах большинство воспитанников имеют дефектные и возрастные нарушения речи [3, с. 113], что налагает на логопеда  как большую нагрузку, так и большую ответственность. При этом логопед должен не только применять уже разработанные методические модели, схемы и приемы, но также и самостоятельно совершенствовать методическую базу на локальном уровне. Разработка методического обеспечения должна носить как научный, так и творческий аспекты [6, с. 5]. Сложность вопроса заключается в том, что педагог, при работе с ИКТ, должен самостоятельно изучить данные технологии, применить их и на основе полученных сведений внести изменения на методическом уровне. Таким образом, нужно пройти три обозначенных этапа: 1) самообучение; 2) практика; 3) развитие.

ИКТ неразрывно связаны с современными техническими устройствами – мультимедиа проигрывателями, компьютерами, интерактивными досками и др. Техническая база регулярно обновляется, устройства предыдущих поколений замещаются новыми, развиваются компьютерно-информационные продукты. Педагог должен быть в курсе всех актуальных изменений и владеть на уровне пользователя аппаратурой, имеющейся в его организации. Помимо этого педагог должен изучить возможности применения ИКТ в контексте специфики своей деятельности. Так, логопеды могут использовать специализированные компьютерные программы, к примеру программно-дидактический комплекс «Логомер», дидактические игры, размещенные на портале компании «Мерсибо». Работа логопеда носит индивидуализированный характер, поэтому ему не следует широко использовать технологии ИКТ, ориентированные на большую группу (презентации, фильмы и др.) – необходимо ограничиться логопедическим кабинетом. Однако, для повышения эффективности логопедии нужно разрабатывать видеоматериалы обучающего характера для детей и родителей по различным направлениям коррекции. Таким образом, применительно к работе логопеда ИКТ можно условно разделить на две группы:

  1. Индивидуализированные технологии;
  2. Групповые технологии.

Данное разделение произведено по критерию  направленности воздействия для достижения методической дифференциации. Логопеду нужно адаптировать доступные ИКТ в зависимости от того, сколько лиц будет вовлечено в процесс их реализации. Индивидуализированный характер работы логопеда обусловливает необходимость применения технологий, связанных с компьютерной техникой. На сегодняшний день доступны компьютерные дидактические комплексы, основанные на тематических играх, способствующих достижению целей логопедии. Групповые технологии, применяемые в логопедии, связаны с расширением сферы деятельности логопеда, что соответствует идеи объединения ДОУ и семьи, поскольку лишь при их полноценном взаимодействии возможно решение проблем детского развития. В ДОУ можно реализовать большое число форм участия родителей в работе организации (организация мероприятий, беседы в формате круглого стола, семинары, клуб молодой семьи и др. [4, с. 459]), однако большинство из них не подходят для решения логопедических задач. В этой ситуации логопед может разработать общий для всех родителей фильм, в котором бы разъяснялись особенности работы с детьми, имеющими определенные нарушения в развитии, высказывались рекомендации и вместе с тем учитывалась бы специфика ДОУ.

Стоит отметить, что совместная работа логопеда с детьми и их родителями имеет специальные формы - это совместная артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, речевые игры [1, с. 223]. В этих случаях возрастает роль групповых ИКТ – можно показывать перед началом занятия краткие обучающие фильмы, проводить небольшие презентации. Благодаря визуализации информации можно повысить учебный результат и степень взаимодействия с родителями, которые будут лучше понимать особенности логопедического процесса и по возможности проводить самостоятельные занятия со своими детьми в дополнения к занятиям с логопедом. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку, к примеру, нарушения речи должны корректироваться постоянно, а не только во время нахождения в детском саду. Родители должны поправлять ребенка при ошибках, проводить домашние занятия. Для всего этого нужно, чтобы родители имели базовое представление как о специфике работы логопеда, так и об особенностях развития своего ребенка и его образовательных потребностях, помочь чему могут ИКТ по причине большой наглядности и информативности.

К сожалению, как логопеды, так и другие педагоги зачастую не до конца оценивают потенциальную опасность ИКТ, поскольку использование современных технологий стало нормой в бытовой жизни. Детский организм менее устойчив  нежели взрослый к негативному воздействию, поступающему из внешней среды, к тому же ИКТ одной из своих функций имеет повышение интенсивности учебного процесса. Так, при работе с компьютерами в помещении уменьшается влажность, повышается температура воздуха, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей; желательно, чтобы пол в кабинете имел антистатическое покрытие, использование ковров и ковровых покрытий недопустимо [7, с. 136]. Данные обстоятельства приводят к необходимости снижения количества времени, в течение которого применяются ИКТ, поэтому содержательная сторона ИКТ должна отличаться краткостью и лаконичностью. В том случае, если при применении ИКТ возникает неестественное снижение работоспособности ученика – артикуляция становится менее точной, время реакции на учебные задания снижается, мимика тускнеет, то это является сигналом для прекращения использования технических средств.

Работа логопеда построена на принципах индивидуализации и дифференциации, к каждому ребёнку нужно разрабатывать отдельный подход, поэтому логопеды в части ИКТ не могут обходиться существующими методическими рекомендациями. Если компьютерные дидактические игры не требуют адаптации или переработки – логопеду нужно лишь изучить имеющиеся варианты и выбрать те игры, которые будут им применяться на практике, тогда как вопросы, касающиеся мультимедийных технологий стоят более сложно. Презентации и обучающие курсы, которые были бы полезны для развития конкретных детей с учетом условий, созданных в организации, в которой трудится педагог, в большинстве случаев желательно разрабатывать самому логопеду. Создание собственных мультимедийных материалов предусмотрено самой спецификой ИКТ [5, с. 596]. Методические разработки требуют больших временных затрат, тогда как большая часть рабочего времени логопеда связана с работой с детьми, поэтому необходимо найти баланс между внедрением ИКТ и сохранением личного времени. Как правило, совершенствование методической базы носит не эпизодичный, а регулярный характер – данный процесс протекает на протяжении всего периода работы педагога.

Таким образом, в деятельности логопеда в ДОУ необходимо применять ИКТ, имеющие в данном случае ряд особенностей:

  1. Преобладание технологий, связанных с компьютерными дидактическими играми;
  2. Индивидуализация ИКТ;
  3. Непродолжительность применения;
  4. Необходимость самостоятельной разработки педагогом большей части материалов для ИКТ.

В том случае, если логопед будет уделять достаточное внимание развитию применяемых им ИКТ, то это повысит как учебные успехи его воспитанников, так и профессиональный уровень самого логопеда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ажищева Т. А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 222-224.
  2. Анкудинова С. А., Непочатых И. А. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью информационно-коммуникационных технологий // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 31-35.
  3. Белькова Е. М. Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 53. С. 111-116.
  4. Василенко Н. Г. Детский сад и семья-единое образовательное пространство // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 458-460.
  5. Жбанникова О. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО в современных условиях // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 594-596.
  6. Польшина М. А. Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. 2015. № 8. С. 1-6.
  7. Ставцева Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 132-137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения

Для родителей воспитанников детских дошкольных учреждений "Рекомендации по использованию компьютерных технологий в  обучении дошкольников правилам дорожного движения"...

Рекомендации к использованию разнообразных форм работы с родителями.

Рекомендации для воспитателей детских садов о том, как и какие формы работы с родителями можно использовать....

"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»

Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

Доклад "Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности дошкольников"

В статье даны рекомендации по созданию и использованию макетов в работе с дошкольниками....

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...