Картотека игр для развития речевого дыхания.
картотека по логопедии на тему

Рябина Светлана Александровна

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 
 

Перечисленные ниже игры и упражнения объединены в соответствии с лексическими темами и помогут научить ребенка младшего и среднего возраста плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Картотека представлена в виде таблицы, в которой указаны название игры, ее цели и описание хода игры.

Материал предназначен для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Предисловие.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

Перечисленные ниже игры и упражнения объединены в соответствии с лексическими темами и помогут научить ребенка младшего и среднего возраста плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Картотека представлена в виде таблицы, в которой указаны название игры, ее цели и описание хода игры.

Материал предназначен для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Тема: « Игрушки».

Игра: «Определи место игрушки»
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например:
"Мяч лежит между куклой и мишкой". Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Тема: «Осень»

Игра «Осенний лес»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо). Листочки едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)

Осенние листочки на веточках висят.

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Тема «Ягоды, грибы»

Игра «В лес по ягоды»:

Описание игры: Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)

- Ау – у - у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.

- Ау – у – у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.

Маша зашла далеко в лес и громко закричала:

- Ау – у – у, мама!

А в ответ раздается тихо:

- Ау – у – у, Маша!

Тема: «Овощи»

Игра «На грядке»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

Тема: «Дом»

Игра « Строим дом»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук»

Тема: «Фрукты»

Игра « Сбор урожая»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: « ФА-ФО, ФЫ-ФУ.»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Игра: «Приятный запах»

Описание игры: У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко).

Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнение «Подуй на листок».

Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

Тема: «Одежда»

Игра « Шитьё одежды»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Шьём одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.»

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), Произнести на одном выдохе слоги: « Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!

Тема: «Бытовая техника»

Игра « Шум на кухне»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины « Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: « Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже»

Тема: «Человек»

Игра « Моя семья»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Братик плачет. Произносить звук (а) (громко,тихо.шепотом)

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а»

Малыш учится говорить. Произносить слоги: « Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко!)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо)
Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ЛЯ-ЛЯ.)
Оборудование: кукла или матрешка.
Описание игры: игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
 
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.

Тема «Части тела».

Цель: Вырабатываем координацию и дифференциацию ротового и носового дыхания, воспитываем навык фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом).

Тема: «Птицы»

Игра « Птицы поют»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Удод: « Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: « Фью-фью-фью» Осоед: « Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: « Крек-крек-крек» Чайка: « Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица, чиж.

Игра: «Ворона»

Описание игры: Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Игра «Птицы улетают»

Описание игры: подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона.

- детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов:

Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.

Тема: «Посуда»

Игра « Чаепитие»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: « Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Игра «Блюдца»

Описание игры: сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»

Тема: «Домашние животные»

Игра « Отгадай, кто кричит?»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: « Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: « Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: « Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле»

Тема: «Домашние птицы»

Игра « Птичьи голоса»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: « Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: « Кря-кря-кря, где здесь вода?»

Игра « Птицы»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры:

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! 
Г-у-у! Г-у-у! 
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Тема: «Зима»

Игра «Зимняя вьюга»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы « М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».

Игра: «Соревнование лыжников».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу)

Тема «Новый год».

Игра: «Надуй шарик».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Детям предлагается надуть маленькие воздушные шарики для новогоднего праздника. Сделать полный вдох носом, затем выполнить длинный выдох ртом, имитируя надувание воздушного шара. Выполнять упражнение не более трех раз.

Выполнить полный вдох и на выдохе произнести музыкальную фразу: «В лесу родилась елочка».

Тема: «Дикие животные»

Игра « На лесной полянке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у»(Произносить тихо и громко) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: « Пых-пых-пых».

Разговор Лисы и зайца

Су-зу-су-зу, су-зу-су-зу.

Зайка, где ты был?

В лесу.

За-са-за-са

Ты не съешь меня, лиса?

Игра: «Сердитый еж»

Описание игры:

Вот идет сердитый еж:
Пф-ф, пф-ф, пф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Игра «Лиса».

Ребенок, изображая лису, надевает маску (шапочку). «Лиса» должна определить, чей след изображен на картинке. Для этого ребенок, изображающий лису, должен сделать глубокий вдох (принюхаться) и на одном выдохе произнести: «Это мышь (заяц, белка)».

Игра «Кто как кричит в лесу»: взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе. Например:

Лиса кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв – тяв.

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку!

Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса):

- У –у –у –у –у –у –у!

Тема: «Транспорт»

Игра « В мастерской»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: « Ша-шу-ши-шо.» Гудит автобус. Произнесение слога ту на одном выдохе: « Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: « Би-би-би-би.»

Игра: « Чей пароход лучше гудит?»

Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра: «Весёлое путешествие»

Цель: развитие речевого дыхания.

Описание игры:

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Тема «Транспорт».

Упражнение «Автобус»: на картинке нарисован автобус с открытыми дверями. Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук «ф-ф-ф-ф-ф». Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Игра « В зоопарке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет « раз», «два», «три»). Затем выдох (под счет от « одного» до «пяти») Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом. Произносить фразу:

« Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление.

Игра: «Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),То животик опускается(выдох).

Игра: «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх 
(вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

Тема: «Весна»

Игра: «Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Описание игры: ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх
 (вдох),
Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В игре «Качели" вдох и выдох производится через нос.

Игра «В саду»

Описание игры: встаньте в круг. Мы гуляем по саду. Цветут вишни, груши, яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

Игра «Сосчитай цветочки»

Описание игры: на картинке изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается). Выполните полный вдох, а на выдохе сосчитайте цветы (прямой счет до четырех), с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картинке). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.

Тема «Мамин день»

Игра: «Выбираем цветок для мамы»

Оборудование: несколько цветков.

Описание игры: Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим «Ах!»

Тема «Моя семья»

Игра «Зарядка»

Описание игры: в каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение «Шар»: сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох – втянуть живот. Выполнить 3 раза.

Упражнение «Ежик»: выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3 раза.

Тема «Насекомые».

Упражнение «Бабочка»

Описание игры: сделать плавный бесшумный вдох и сдуть с ладони бабочку.

- сделать плавный вдох, произнести на выдохе:

И-и-и – с последовательным повышением и понижением голоса («комар пищит»);

Ж-ж-ж – «муха жужжит».

Пояснительная записка

       

          Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

         Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития речи с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева показали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

       Настоящая методическая разработка описывает ряд игр и упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

         Методическая разработка составлена на основе источников, приведенных в списке литературы.

         При составлении методической разработки я основывалась на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении                   Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психо-физическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

         Цели методической разработки – развитие движений пальцев рук, их координированности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

         Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей методической разработки основное значение имеют:

  • забота о здоровье, всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи методической разработки: 

  • развивать мелкую моторику пальцев рук, их координированность;
  • подготовить кисть ребенка к овладению письмом;
  • научить делать точные, ритмичные движения руками;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • научить согласовывать речь с движениями;
  • формировать творческие способности, внимание, память и речь.

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

         Диагностика проводится три раза в год: вводная (сентябрь), промежуточная (январь), итоговая (май).

Пальчиковые игры и упражнения по лексическим темам

Месяц

Лексическая тема

Название  пальчиковой игры (упражнения)

сентябрь

Обследование

Обследование

Обследование

Овощи

«Вырос у нас чесночок…»

октябрь

Фрукты

«На базар ходили мы…»

Овощи-фрукты

«Квасим капусту»

«Яблоня»

Семья

«Моя семья»

Осень

«Вышел дождик погулять»

Грибы

«Вылезли на кочке…»

ноябрь

Домашние животные и их детёныши

«Кусается сильно котёнок – глупыш…»

Домашние птицы

«Зёрнышки»

Дикие животные и их детёныши

«В зоопарке мы бродили»

Посуда

«Чайник»

декабрь

Дикие и домашние животные

«Повстречались»

«На лужок»

Птицы зимой

«Снегирь, и сорока...»

Игрушки

«Наши пальцы»

Новый год

«Праздник»

январь

Зима (промежуточная диагностика)

«Погреемся»

Транспорт

«Лодочка»

Продукты питания

«Мы тесто месили…»

Мебель

«Стул», «Кисточка»

февраль

Профессии

«Наперсток»

Детский сад

«Наша группа»

Наша Армия

«Солдаты»

Одежда

«Варежки»

март

Мамин праздник

«Мамочка»

Перелетные птицы

«Птичка крылышки сложила»

Ранняя весна

«Весенний дождик»

Сад-огород

«Хозяйка однажды с базара пришла»

апрель

Обувь

«Новые кроссовки»

Комнатные

растения

«Алые цветы»

Игрушки

«Классическая»

Насекомые

«Божья коровка»

Цветы

«Цветки»

май

Лес – деревья

«У сосны, у пихты…»

Профессии

«Кровельщик»

Лето

(итоговая диагностика)

«Пчёлки»

Ягоды

«За ягодами»

                                                          «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

                                                   «Вылезли на кочке».

Вылезли на кочке                                        мизинец

Мелкие грибочки        :                                        безымянный

Грузди и горькушки,                                        средний        - правая рука

Рыжики, волнушки.                                        указательный

Даже маленький пенек                                        большой

Удивленья скрыть не мог.                                большой

Выросли  опята,                                                указательный

Скользкие маслята,                                        средний – левая рука

Бледные поганки                                                безымянный

Встали на полянке                                        мизинец

Массаж или самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца.

                                                                  «Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

      2                3          4                5

Он думает: это не палец, а мышь  (смена рук).

 5                  4            3            2

Но я же играю с тобою, малыш,

      2          3             4            5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

        5             4              3                   2

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья – смена рук.                                  

«Пять утят»

Пять утят плывут вперед,

На берегу их мама ждет,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут …

Трое утят плывут…

Двое утят плывут …

Вот один плывет вперед,

На берегу его мама ждет,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук – «мама-утка». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от «Мамы-утки» и к ней. Количество  разогнутых пальцев соответствует количеству утят. Постепенно пальцы загибаются.

«В зоопарке мы бродили»

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги.

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

«Чайник»

Привет, я – чайник                        показываем руками толщину

Большой и толстый.

Вот моя ручка,                                рука вбок,

А вот мой носик.                                другую руку вверх и в сторону

Если буду кипеть,                        хлопаем рукой на макушке

Я буду свистеть.                                изображаем свист

С печки меня возьмешь,                наклоняемся в сторону, где рука-ручка

Чаю себе нальешь.                        наклон в сторону, где рука – носик

«Мама-ежиха»

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж ладоней щеткой для волос (на ударные слоги). Не исключается и самомассаж.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При  перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно.

«Снегирь и сорока»

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили, по-прежнему, с нами,

Мы будем кормить их,

Конечно же, сами.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Это ребенок может проделать одной рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали вряд -                         показываем ладонь

Десять крепеньких ребят.                                сжимаем пальцы в кулак.

Эти два – всему указка,                                        показываем указательные пальцы

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,                                демонстрируем средние пальцы

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны,                                        показываем безымянные пальцы

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки -                                 вытягиваем мизинцы

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них -                                 показываем большие пальцы

Два больших и удалых.                                         остальные пальцы сжимаем в кулак

«Праздник».

Ждали праздника мы долго                        трем ладошку о ладошку

Наконец пришла зима.                                сжать кулаки, прижать их друг к другу

Наконец пришла зима,

В гости елку привела.                                пальцы «идут» по столу, по коленкам

К елке все мы подошли,

Хороводы завели.                                пальцы показывают елочку, указательные                                                                                             пальцы сгибаются.

Покружились, поплясали.                        Круговые движения кистями рук.

Даже чуточку устали.                                Кисти рук опустить, расслабить

Дед Мороз, скорей приди,                          ладони прижать друг к другу,

Нам подарки принеси.                                потом притянуть вперед.

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,                        кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.                           разжать кулачки, хлопать в ладоши

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!                                  пальчики, чтобы их согреть,

Сильно надо растереть.                                прижать  ладони друг к другу, тереть        

Пальчики мы согреваем,                             ладонь о ладонь

Их сжимаем, разжимаем.                        греем руки круговыми движениями,  

                                                          сжимаем и разжимаем кулачки.

                                                                 

«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву          ладони лодочкой, волнообразные

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.                  движения рук.

Парус подниму, синим морем поплыву.                  поднять выпрямленные ладони

                                                                  вверх

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.    имитация движений волн и рыбок

«Мы тесто месили»

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим, и сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 кг. Гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак большим пальцем к себе.

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить подушечки всех пальцев вместе, движениями пальцев и запястьев, раскачивать кисть вправо, влево: вправо – пальцы раздвинуть, влево – мягко соединить.

                                                  «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка,                      левая ладошка раскрыта, в правой

Пальцу больно,                                     руке – воображаемая иголка; иголка

Пальцу колко.                                     «шьет» и задевает кончик указательного пальца

                                                  на левой руке

А наперсток                                          правой рукой делаем такое же движение

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг !

Говорит иголке:

- Шей,                                         «Шьют»

А колоться ты не смей !                  грозят указательным пальцем левой руки

                                                     

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.                        дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший – это я                        разжимают кулачки, начиная с мизинца

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша

                                                            «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,                        пальцы «бодро маршируют» по столу

Бодрым шагом  мы идем.

В нашу армию, ребята                                пальцы сжаты в кулак,

Просто так не попадешь.                указательный вверх и покачивается        влево - вправо

Нужно быть умелыми,                                       ладони вверх, пальцы растопырены,

Сильными и смелыми        сжимаются и разжимаются.

                                               

«Варежки»

Маша варежки надела:                сначала все пальцы растопырены,

«Ой, куда я пальчик дела ?»        потом большие прижимаются к ладони –

        «прячутся»

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал

Маша варежку сняла:        большие пальцы выпрямить

«Поглядите ка, нашла».

Ищешь, ищешь, не найдешь.        сжать пальцы в кулак

«Здравствуй, пальчик,

Как живешь?»        большой палец отделить от кулака.

                                                 «Мамочка»

Мамочка, мамочка,                                    поочередно загибаем пальчики правой

Любимая моя.                                             руки, загибаем пальцы правой руки,

                                                                     начиная с большого, затем то же на левой руке.

Ведь ты знаешь, мамочка,                        правую руку сжать в кулак, ладошкой

Как я люблю тебя.                                     левой крепко его обхватить

                                                       «Птичка»

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.                          выпрямленные, соединенные мизинцы

                                                                     изображают клюв

Птичка зернышки поела,                           соединенные мизинцы стучат по столу

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела, полетела!                                   Кисти – скрещены, шевелятся - машет крыльями

                                           «Весенний дождик»

Дождик песенку поет,

Только кто ее поймет        пальцы постукивают по столу, сначала

        быстро, потом - медленно

Не поймет ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,        пальцы барабанят быстро

И зеленая трава,

И весенняя листва.

Лучше  всех поймет зерно        пальцы стучат медленней и медленней

Прорастать начнет оно.        наконец, останавливаются

                         «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,        «Шагают» пальчики по столу

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,        загибают по одному пальцу на строчку

Горох, петрушку и свеклу. Ох !        хлопок

Вот овощи спор завели на столе -         попеременные удары кулаками и ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка ? Капуста ? Морковка ?        загибают пальцы на обеих руках

Горох ? Петрушка и свекла ? Ох !        хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла        стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,        загибают пальчики

Горох, петрушку и свеклу. Ох !        хлопок

Накрытые крышкой в душном горшке      ладони складывают крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка

Горох, петрушка и свекла. Ох !        хлопок

И суп овощной оказался неплох.

                                                       «Яблоня»

Яблоня! Яблоня!                                      дети идут по кругу, взявшись за руки

Где же твои яблоки?                                в центре стоит ребенок-«яблоня»

Заморозил их мороз?                               дети останавливаются

Или ветер их унес?                                  на каждую строку загибают пальцы

Или молния спалила?                              ребенок-«яблоня» отрицательно качает головой

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?                                  разводят руками, пожимают плечами

Не морозил их мороз,                              

И не ветер их унес,                                  дети загибают по одному пальцу

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!                                         дети разбегаются, «яблоня» бежит за ними, «пятнает»

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки                                   загибают на обеих руках пальцы

На ногах сапожки.                                     по одному, начиная с большого

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так,                                                         «шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук

Вот так,

Новые кроссовки.

                                                     

                                «Алые цветы»

Наши алые цветки                                             соединяем обе руки ладонями

                                                                             друг к другу

Раскрывают лепестки.                                       медленно раскрываем пальцы

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                                            медленно закрываем пальцы

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.                                          покачиваем сложенными кистями  

Тихо засыпают,

Головой качают.

                                                      «Классическая»

Раз цветочек,                                           пальцы рук согнуты, крутим кистью

                                                                  правой руки, изображая цветок

Два цветочек.                                          то же самое, левой рукой  

Ежики, ежики.                                        кистями рук поочередно изображаем ежиков

Наковальня, молоточек.                         поочередно кулаками стучим друг об дружку

Ножницы, ножницы.                              движение ножниц

Бег на месте, бег на месте.                     ногами – бег на месте

Зайчики, зайчики.                                   руками показываем заячьи уши

Ну-ка, дружно,

Ну-ка, вместе:                                        

Девочки!                                                  девочки кричат: «Девочки!»

Мальчики!                                               мальчики кричат: «Мальчики!»

                                                  «Божья коровка»

Божьей коровки папа идет.                    всеми пальцами правой руки

                                                                  «шагать» по столу

Следом за папой мама идет.                  всеми пальцами левой руки

                                                                  «шагать» по столу

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними малышки бредут.           «шагаем» двумя руками одновременно

Красные юбочки носят они.                  поджать ладони, пальцы плотно сжаты

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.            изображать пальцами солнце

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.            спрятать пальцы в кулачки

                                                          «Бутончик»

Словно в бутончик собрал лепестки.            горсткой собрать пальцы левой руки

Солнце свои посылает лучи                          пальцы раскрыты у левой руки

Утром под солнцем цветы раскрываются.   пальцы на правой руке распрямляются

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

                                                         

«У сосны, у пихты»

У сосны, у пихты, елки

Очень колки иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник!

Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями.

                                                           «Акула»

Приплывали две севрюги,                        двумя ладонями изображают рыб

У них спины словно дуги.                        выгибают ладони тыльной стороной вверх

Налетели с двух сторон                            севрюги плывут навстречу друг другу

Ты, акула, выйди вон.                               делают толчок ладонями от груди

                                                                «Пчелки»

Домик маленький на елке,                одна рука стоит на столе, пальцы растопырены

                                                             другая рука смыкает пальцы в кольцо

Дом для пчел,                                     заглядываем в «улей»

А где же пчелки?

Надо в дом постучать,                        сжимаем кулаки и стучим друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?                стучим кулаками друг о друга

Стали вдруг вылетать:                        разводим руками, растопыриваем пальцы и

                                                              шевелим ими (пчелки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

«Ягоды»

С ветки ягоды снимаю                         левая рука согнута в локте и поднята на

И в лукошко собираю                          уровне лица. Кисть опущена

Ягод – полное лукошко!                     (пальцы – «ветки»)

                                                                                                                                                                                                   

Я попробую немножко.                       Правой рукой (пальцы собраны в щепотку)

 Я поем еще чуть-чуть -                       «снимаем ягоды»

Легче будет к дому путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха

В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.

В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет.  Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые  занятия ...

Картотека игр для развития речевого дыхания

Презентация игр для развития длительного плавного выдоха...

Картотека игр для развития речевого дыхания

В картотеке представлены игры для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста....