Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии по теме

Багринова Жанна Анатольевна
"Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada
"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребёнка - это тонкий инструмент, который может и должен держать в руках каждый воспитатель" Аристотель

С введением инклюзивного обучения, учителю-логопеду нужно уметь проводить логотерапию с разными категориями детей с ОВЗ. Специалисту в области специального образования необходимо знать особенности детей с ОВЗ, специфику логопедической работы с разными проявлениями  особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для реализации адаптированных программ в инклюзивной группе (АОП) или в условиях группы компенсирующей направленности (АООП) логопед должен владеть различными техниками логопедического воздействия при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, при когнитивных нарушениях, после кохлеарной имплантации - КИ,при расстройствах аутистического спектра - РАС, с детьми с миофункциональными нарушениями и с комплексными множественными нарушениями развития - сложной структурой дефекта. Английский корень special (особый,индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области "специальной педагогики".

Данная методическая разработка поможет ответить на актуальные вопросы, связанные с организацией  индивидуального образовательного маршрута для воспитанников с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ и его практической реализацией в работе службы специалистов и педагогов психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках коррекционно-образовательного процесса. Обучение детей со сложными нарушениями в развитии по адаптированным образовательным программам затруднено, так как  сочетанные (множественные) нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ.

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.Основополагающая задача в реализации индивидуального образовательного маршрута, разработанного с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ, состоит в оказании  квалифицированной мультидисциплинарной помощи при освоении ребенком  АОП в условиях группы компенсирующей/комбинированной направленности (в условиях инклюзии)       с целью  интеграции и позитивной социализации ребенка с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в речевом, физическом и (или) психическом развитии в диапозоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы проектирования и условия реализации индивидуального образовательного маршрута  для  ребёнка                                      

   с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации    ФГОС ДО.

C:\Users\user\Desktop\картинки\hello_html_1b0df599.jpg

    Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»                    от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ регламентирует право детей с ОВЗ                        и с инвалидностью на образование и обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

К множественным  сложным дефектам, в частности, можно отнести  и сочетание у одного ребёнка целого ряда небольших нарушений (моторики, зрения, слуха) с выраженным тяжёлым недоразвитием речи, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект.                      В разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения,слуха,тактильной чувствительности), повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения), синдром дефицита внимания  с гиперактивностью.  Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки                      в более чем одной жизненно важной деятельности.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и /или психическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержательные вопросы:

1. Нормативная база, регламентирующая данный вид деятельности в группах

    компенсирующей/комбинированной направленности в ДОУ.    

2. Организационно-педагогические условия разработки и основные этапы

    проектирования ИОМ ребёнка с ОВЗ.  

3. Методика построения и реализации ИОМ ребёнка с ОВЗ.

    ИОМ – навигатор для получения коррекционно-образовательной                            

    помощи в ДОУ.

4. Структура ИОМ.

ИОМ предусматривает квалифицированную адресную коррекцию недостатков в  психофизическом и речевом развитии ребёнка с ОВЗ                             в освоении Программы в тесном взаимодействии  службы сопровождения (педагогов и специалистов) ДОУ с семьёй ребёнка.

Целевое назначение ИОМ заключается в направленности                                       на преодоление несоответствия между процессами обучения ребёнка                       с ОВЗ по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей и возможностей.

ДЕТИ С ОВЗ – ЭТО ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Цели индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ направлены на: 

C:\Users\Павел\Desktop\kraski2.jpg

  • создание системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями  и обеспечение специальных образовательных условий, прописанных в заключении ТПМПК.
  • координация педагогических, психологических                                        и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции; конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста;
  • организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в образовательной организации, а также взаимодействия               с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями. В первую очередь должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательной  коррекционно-развивающей деятельности - создание психолого-педагогического консилиума образовательной организации, организация координации деятельности членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива групп  образовательной организации в целом.
  • обеспечение потребности в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом изолированном нарушении.
  • создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при коррекции нарушений развития ребёнка с ОВЗ.
  • применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся специальных методов, приёмов, форм организации коррекционной работы и средств обучения, гибких технологий в том числе ИКТ, учитывающих особенности психофизического развития детей с ОВЗ и  обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения  и коррекции.
  • адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др .
  • с целью индивидуализации учет особых образовательных потребностей в коррекционно-развивающей работе и психофизических особенностей: вариативности и специфичности структуры тяжелого и (или) множественного нарушения развития, а также имеющихся у детей ограничений жизнедеятельности. На основании этого принципа в учреждении подбирается вариативное содержание, методы и приемы, средства  коррекционно-развивающей  работы.  Индивидуализация предполагает  разработку  индивидуальных  программ  развития, индивидуального образовательного плана, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных образовательных маршрутов и определения индивидуальных сроков их реализации с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку с ОВЗ на основе диагностического мониторинга.
  • организация особой развивающей предметно-пространственной                       и временной организации образовательной среды; специально организованной и доступной безбарьерной среды.
  • динамическое наблюдение, своевременная корректировка и отбор адекватного индивидуальным возможностям ребёнка содержания образования.
  • динамическая оценка эффективности коррекционного воздействия.
  • учёт компенсаторных возможностей, выявление актуальных                                и резервных возможностей (реабилитационного потенциала) ребёнка                с ОВЗ.
  • преодоление трудностей в освоении ребёнком с ОВЗ адаптированной образовательной программы ДОУ за счёт повышения компенсаторных и адаптационных механизмов ребёнка с ОВЗ и его интеграция в ДОУ.
  • обеспечение возможности ребёнку с ОВЗ повысить свою социальную компетентность.
  • развитие реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ путём привлечения здоровьесберегающих и новых педагогических технологий.
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ребёнка                    с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического  и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития ребёнка.
  • создание комфортных условий для воспитания, обучения и развития, социальной адаптации ребёнка с ОВЗ и детей-инвалидов.

Аспекты реализации ФГОС ДО к проектированию индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ:

Коррекционная работа отличается от общеразвивающей наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия, то есть конкретных проблем в нарушении развития ребёнка с ОВЗ.

  • Подбор адекватных методик диагностики в условиях ПМПК, позволяющих выявить специальные образовательные потребности и определить специальные условия обучения. Заключение ТПМПК.  Коллегиальное  психолого-медико-педагогическое заключение по результатам данных медицинского, психолого-педагогического обследования ребёнка о состоянии соматического и нервно-психического здоровья с индивидуально-ориентированными рекомендациями по определению вида образовательного учреждения и образовательной программы для детей с ОВЗ дошкольного возраста  согласно Приказу Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

  • Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).

Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить специальные условия развития, воспитания, обучения детей с проблемами в развитии.

  • 2. Учёт особых образовательных потребностей отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • 3. По итогам диагностики составляется коллегиальное заключение специалистов комиссии, определяются тип образовательного учреждения, программы обучения ребенка                   и рекомендации по дальнейшему его развитию.
  • 4. Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области сурдопедагогики, тифлопедагогики и логопедии.
  • 5. Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.

 

Заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о создании для ребёнка с ОВЗ специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов в условиях группы комбинированной/компенсирующей направленности.

  • 6. Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (при наличии справки об инвалидности) в соответствии со статьёй 7 ФЗ № 181-ФЗ.

                                          Пример

Заключение ТПМПК: Ребёнок с ТМНР. ДЦП, левосторонний гемипарез; ЗПР ЦОГ; тугоухость 2-3 степени; миопия.

Рекомендации: Обучение по специальной индивидуальной программе сопровождения ребёнка в рамках адаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА, 2 вариант; сопровождение сурдопедагога; наблюдение невролога, окулиста.

ИПР. Слуховые аппараты; ходунки.

Специальные технические средства обучения: требуются.

Создание безбарьерной среды: требуется.

Сопровождение тьютера: требуется.

Организация коррекционной помощи ребёнку с ТМНР осуществляется по ИОМ в рамках СИПР.

  • 6. Создание специальных условий для получения образования:

- АОП/СИПР; ИОП/ИПР;

- организация ИОМ;

- определённые организационные формы обучения: (специальные учебные пособия и дидактические материалы  в соответствии                            с требованиями АООП; специальные ТСО индивидуального пользования;

- организация психолого-педагогического сопровождения,                                    в том числе проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий с различными специалистами;

- предоставление услуг ассистента (помощника)/(тьютера) для индивидуализации образовательного процесса и оказания необходимой технической помощи (по необходимости);

- организация безбарьерной среды (по необходимости).

  • Заявление родителей (законных представителей) ребёнка  с ОВЗ на согласие организации в ДОУ индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи.

Вывод: ИОМ составляется с целью эффективного решения вопросов  социализации и интеграции ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида                            в условиях инклюзии:

 - на основе заключения ТПМПК с учётом специфических

   образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ;

 - на основе содержания ОП ДО, адаптированной для

   обучающихся с ОВЗ для каждой категории детей

   с нарушениями в развитии, а для инвалидов  в соответствии  

   с  АООП/СИПР и индивидуальной программой

   реабилитации инвалида (ИПР);

  • Особые образовательные потребности  детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
  • Результатом освоения учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться                     в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне.

 - на основе специальных условий для получения образования  

   и коррекции нарушений развития;

 - на основании заявления родителей.

Разработка специалистами и педагогами ДОУ (при участии родителей) индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ осуществляется на 1 учебный год. Статьёй 79 ФЗ от 29.12.2012г. « Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающегося с ОВЗ определяется АОП.  

К примеру, рабочие программы учителей-логопедов ориентированы на детей с ОВЗ, имеющих нарушение речевой функции. В условиях инклюзивного образования актуальным встаёт вопрос разработки                     и реализации ИОМ для воспитанников с ОВЗ, имеющих осложнённый вариант развития при различных сочетанных нарушениях развития                (с высокой степенью выраженности нарушений). Это является определяющим фактором для проектирования ИОМ для ребёнка с ОВЗ.  

По мнению отечественных специалистов (Чулков В.Н.,2000) «Сложное нарушение», совокупность различных психофизических нарушений характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития) с последующим комплексом вторичных расстройств у одного ребёнка,                       в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению                      к нему. Именно поэтому ИОМ, разработанный с учётом психофизических особенностей  и специфических (особых) образовательных потребностей и возможностей конкретного ребёнка выступает как адекватный и продуктивный инструмент по коррекции сочетанных дисфункций и развитию  ребёнка  с ОВЗ, ребёнка-инвалида в условиях инклюзивного образования, как средство поддержки его позитивной социализации и индивидуализации.

    Определение варианта образовательной программы, форм                            и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования ребёнку                 с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ТПМПК, сформированных по результатам  комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Серьёзное внимание уделяется характеристике особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ.

Термин «Индивидуальные образовательные потребности» используется по отношению к детям с нарушениями в развитии,                       у которых отмечаются особенности когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, психических функций с поведенческими нарушениями. Специфика психофизиологических особенностей данной категории детей с ОВЗ обусловлена характером дефекта развития.

Основными проблемами детей с ОВЗ являются:

  • психологическая несамостоятельность;
  • социально-психологическая ограниченность;
  • затруднение процесса социализации;
  • деформация психологической сферы, тотально препятствующая эффективному социальному функционированию и социальной коммуникации с другими на фоне «вымывания» потенциально позитивного, резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов со сверстниками и окружающими;
  • часто отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
  • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития ручной и крупной моторики;
  • нарушение координации движений;
  • трудности в понимании инструкций;
  • низкий уровень развития речи;
  • незрелость ВПФ;
  • повышенная тревожность;
  • повышенная утомляемость или возбудимость;
  • замедление темпа выполнения заданий (очень низкий);
  • нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания и развития ребёнка с ОВЗ.

Методические рекомендации по организации индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения  с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с ОВЗ в условиях группы компенсирующей/ комбинированной направленности.

Целевая группа детей с ОВЗ, обучающихся по ИОМ:

1.Нарушения опорно-двигательных функций.

2.Нарушения интеллекта.

3.Задержка психического развития.

3.Расстройства аутистического спектра.

4.Нарушения сенсорной сферы.

5.Нарушения речи.

5.Нарушения эмоционально-волевой сферы.

6.Нарушения поведенческой сферы.

7.Сочетанные (сложные) нарушения развития.

8.ТМНР (комплексные нарушения: сочетания 2-х или 3-х нарушений).

9.Инвалидность.

ФГОС п.2.2-2.5.  На основе требований  стандарта и АООП -  ИОМ разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно как одно из специальное условий для получения образования, коррекции нарушений и социальной адаптации, учитывая специфические образовательные потребности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида в целях его психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом                     особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

C:\Users\Павел\Desktop\img13.jpg

                                           

                                         Структура ИОМ

Проектирование ИОМ ребёнка с ОВЗ выполняется пошагово:

Первая часть содержит общие сведения о ребёнке, характеристику  на основе результатов  психолого-педагогического обследования ребёнка, проводимого специалистами и педагогами образовательной организации с целью  оценки актуального состояния  развития ребёнка с ОВЗ на момент составления ИОМ и определения зоны его ближайшего развития; вторая включает организацию взаимодействия специалистов, педагогов ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ по вопросам коррекционно-развивающей помощи и здоровьесбережения, социальной адаптации и определяет приоритетные направления коррекции и обучения ребёнка;

третья часть ставит конкретные задачи педагогической помощи, определяет содержание коррекционно-развивающего обучения  ребенка  с ОВЗ в условиях  учреждения и семьи; четвёртая часть оценивает эффективность реализации ИОМ ребёнка с ОВЗ. Кроме того, ИОМ имеет приложение, включающее  перечень дополнительных коррекционных  и оздоровительно-профилактических, лечебно-восстановительных мероприятий с ребёнком в системе дополнительного образования, здравоохранения, центрах социальной реабилитации детей-инвалидов, ГБУ ДО центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи,  ГБУ социального обслуживания (социально-реабилитационное отделение), Центрах восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями (ГЦВЛДПН), центрах медицинской и социальной  реабилитации детей-инвалидов и др.

Первый этап. Аналитический.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке. Сбор и анализ данных диагностического периода. Изучение документации: заключение ТПМПК; ИПР и др. Анализируются и принимаются в учет особенности соматического, неврологического статуса ребенка, особенности (нарушения) развития зрительной  и слуховой системы, а также особенности развития и ограничений в двигательной сфере и др.

2. Углублённая психолого-педагогическая диагностика отклонений                  в развитии и /или состояний декомпенсации; для оценки  актуального состояния развития ребёнка с ОВЗ и зоны  его ближайшего развития. Характеристика пределяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ.

Проводится специалистами и педагогами ДОУ.

Второй этап.  Организационный.                                                      Специалисты, участвующие в разработке и  реализации ИОМ.

Формулировка цели ИОМ.

Цель определяется исходя из особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ, его компенсаторных возможностей. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий педагогов специалистов различного профиля.

1. Выработка (педагогами и специалистами, участвующими                    в реализации психолого-медико-педагогического сопровождения ПМП(к) ДОУ совместно  с родителями ИОМ ребёнка с ОВЗ с учётом его особых образовательных потребностей и специальных  условий      для получения образования, рекомендованных ТПМПК.

Обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики; определение приоритетных областей, согласование деятельности специалистов и педагогов службы сопровождения.

Третий этап.                                                                                               Содержание работы по коррекции нарушений развития                          с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка в рамках ИОМ.

Содержание образования в условиях организации и семьи.

1.Составление плана коррекционно-развивающих мероприятий                         с ребёнком; формулировка конкретных образовательных задач, корректировка поставленных целей; выработка рекомендаций  для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения  по дальнейшей социализации ребёнка с ОВЗ (по согласованию родителей).

Задачи формулируются в качестве возможных(ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребёнка на один учебный год.

- обучение по специальным АОП для каждой категории детей;

- формы психолого-медико-педагогической помощи  

  в соответствии с требованиями АООП;

- методы и способы   психолого-медико-педагогической

  помощи  в соответствии с требованиями АООП;

          - разработка структуры индивидуальных коррекционно-

            развивающих занятий с ребёнком в зависимости от характера

            нарушений в развитии с применением эффективных педагогических                    

            и здоровьесберегающих технологий.

2.Определение специальных условий образования ребёнка                                   с ОВЗ, необходимых для реализации (освоения) АОП:

  • средства обучения в соответствии с требованиями АООП (перечень необходимых технических средств и  дидактических материалов):

- организация пространства, в котором обучается ребёнок с ОВЗ;

- организация учебного места ребёнка с ОВЗ;

- технические средствам обучения и обеспечения  комфортного  

  доступа ребёнка с ОВЗ  к образованию (ассистирующие средства                      

  и технологии);

- специальные учебные и дидактические материалы,  

  отвечающим особым образовательным потребностям детей;

- организация безбарьерной среды (по необходимости);

- сопровождение ассистента (помощника).  

- предоставление тьютера (по необходимости).

  • проведение групповых и/или  индивидуальных

  коррекционных занятий.

           3.Составление ИУП и определение состава специалистов.  

              Составление индивидуального расписания.

Соблюдение допустимого уровня учебной нагрузки с учётом психофизических особенностей. Лечебно-охранительный (щадящий) режим дня.  Гибкий режим учебных и эмоциональных нагрузок. Временной режим образования детей с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными  нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами ОО.

Индивидуальная траектория развития ребёнка с ОВЗ требует поддержки со стороны команды профессионалов междисциплинарного уровня:

- Медикаментозное сопровождение – по назначению врача.

  Наблюдение узких специалистов: перечислить врачей в соответствии  

  с основным и сопутствующими заболеваниями.

- Логопедическое сопровождение.

- Дефектологическое сопровождение.

- Психологическое сопровождение.

- Педагогическое сопровождение.

- Социальное сопровождение.

- Наличие специалиста сопровождения  по необходимости:

  Тьютера (наставника); Ассистента педагога (сопровождающего).

4. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды  как условие для развития ребёнка с ОВЗ,                   его социализации. Разработка рекомендаций  по созданию аутентичной среды, отвечающей всем требованиям развития ребёнка с ОВЗ.

5. Организация внешнего ИОМ. Учитывая сложность психофизических особенностей ребёнка с ОВЗ и отсутствие специалистов необходимого профиля в системе психолого-медико-педагогического сопровождения ДОУ (посещение ребёнком с ОВЗ дополнительных учреждений                         в системе дополнительного образования, здравоохранения, психолого-медико-социального профиля и реабилитации (наблюдение и лечение             у узких специалистов).

6. Разработка программы  сотрудничества с семьёй ребёнка с ОВЗ содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребёнка,развитии мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами.

7. Представление ИОМ ребёнка с ОВЗ на Педсовете ДОУ.

Рассматривается ИОМ  ребёнка с ОВЗ/ребёнка-инвалида коллегиальным органом образовательной организации - на Педагогическом Совете ДОУ по итогам психолого-педагогической диагностики. По результатам рассмотрения ИОМ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. При положительном решении  ИОМ утверждается приказом руководителя образовательной организации и заверяется на титульном листе подписью руководителя ОО (заведующего или заместителя по УВР)                   в соответствии с должностными обязанностями.

Реализация ИОМ ребёнка с ОВЗ.

Осуществляется в течение учебного года с обязательным сопровождением специалистов и педагогов ДОУ(психолог, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог), АВА-терапевт, логопед, медицинские работники, специалист АФК, кинезиолог и др.)

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-медико-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

  • Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.
  • Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей. Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому

уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.

Пятый этап. Аналитический.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Оценивается эффективность реализации ИОМ, исходя из результатов анализа качества образования, достижений ребёнка, уровень сформированности функций,умений и навыков при освоении АОП.  Конкретизируются отдельные направления коррекционной помощи, определяется возможность снижения или повышения требований, предъявляемых к освоению АОП, корректировка Программы при отсутствии динамики. Составление информационно-диагностических карт специалистами и педагогами   в системе психолого-медико-педагогического сопровождения для оценки адекватности и эффективности проведения коррекционных мероприятий с ребёнком. Ведение журнала, где фиксируется индивидуальная образовательная деятельность специалистов   и педагогов службы психолого-медико-педагогического сопровождения по развитию ребёнка с ОВЗ, а также консультативная  деятельность (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, инструктора по физической культуре (ЛФК), социального педагога, муз.руководителя, мед.сестры по массажу, тьютера и др.) по запросу родителей в рамках ПМП консилиума ОУ.

В конце учебного года на основе анализа полученных данных заполняется социограмма, скрининг результатов продвижения, динамики развития ребёнка с ОВЗ, его социальной компетентности, сформированности личностных качеств и образовательных достижений; и качества организации  коррекционной помощи;  оценка сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам психолого-педагогической и методической помощи, и  совместно   с родителями ребёнка обсуждаются задачи для ИОМ по психолого-медико-педагогического сопровождению на следующий учебный год.

Ряд факторов определяет динамику развития детей с ОВЗ:

- этиология и патогенез нарушения;

- время возникновения и выявления отклонения;

- характер (например, структура речевого дефекта) и степень выраженности каждого из первичных расстройств и специфика их сочетания (сенсорных функций, когнитивных; коммуникации);

- сроки начала, объём и качество оказываемой коррекционной помощи.

  • для детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, с инвалидностью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого ребёнка.

В данном варианте  следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения конкретного ребёнка в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой.

Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально с учетом индивидуальных специфических образовательных потребностей.

Системная работа специалистов и педагогов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ является одним из важнейших факторов, влияющих на дальнейшее развитие детей, имеющих сочетанные сложные варианты нарушений в  развитии.

Используемая литература:

1. Сборник нормативных документов. Образование детей                                    с ограниченными возможностями здоровья.                                        Издательство «Национальное образование»,20015.

2. Письмо « О введении ФГОС ОВЗ»                                                              Минобрнауки от 11 марта 016г.  № ВК-452/07.

     3. Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016г. №ВК-641/09

     «О направлении методических рекомендаций по реализации

     адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,

     способствующих социально-психологической реабилитации,

     профессиональному самоопределению детей с ограниченными

     возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их

     особых образовательных потребностей»;

4. Приказ Минобрнауки РФ от 7.06.2013 г. № ИР-535/07                                      «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

5. Психолого-педагогическое консультирование                                         и сопровождение развития ребёнка.                                                        Пособие для учителя-дефектолога.«Владос», Москва,2003.

6. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии.                                                              ж. «Дошкольная педагогика» - 2008.- № 4. – С.37-38.

7. Адаптация детей с ограниченными возможностями. С.А.Завражин, Л.К.Фортова. Москва: Издательство «Академический проект»,2005.

8. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /                         М.В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

9. И.Ю.Исаева. Учебное пособие.«Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов». Магнитогорск: Издательство Магнитогорский гос. техн.университет им.Г.И.Носова,2015.

10. «Ребёнок в интегрированной группе» Методические рекомендации/Под редакцией Н.В.Микляевой. Библиотека воспитателя. Москва.:ТЦ Сфера,2012.

11. А.А.Наумов, В.Р.Соколова, А.Н.Седегова                                                          «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении» Инновационный опыт. 2013.

12. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Вып.2                                   «Технология определения образовательного маршрута                                             для ребёнка с ОВЗ».- М.: МИРОС,2010.

13. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. Библиотека логопеда.                             С.Ю.Танцюра, С.И. Кононова.М.С: ТЦ Сфера,2016.

14. Сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ. Методические рекомендации. С.Ю.Танцюра, С.М.Мартыненко, Б.М.Басангова. – М.: ТЦ Сфера,2017.

15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.                             Правовая библиотека образования. -  М.: ТЦ Сфера,2017.

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26: «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которо...

Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...

Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...

Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...