Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Сухова Наталья Викторовна

Артикуляционные упражнения  нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения  свистящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_ag_dlya_ssss.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Артикуляционные упражнения  нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения  свистящих звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

 «Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

«Насос»

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

«Свисток»

Выполнять упражнение следует таким образом:

Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).

Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).

Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.

Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.

Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Презентация "Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков...

Комплекс артикуляционных упражнений для группы свистящих звуков.

Рекомендации для родителей (законных представителей) детей посещающих логопункт ДОО. Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков у детей дошкольного возраста. реко...

Комплекс артикуляционных упражнений для выработки свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционные упражнения помогают разложить сложную артикулему свистящих на более простые уклады...

Буклет "Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков"

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)....