Презентация на тему: "Звук и буква Ш"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Звук [Ш] относится к звукам позднего онтагенеза и часто может быть нарушен в речи. Данный материал поможет ребенку, а также родителям правильно и плодотворно работать со звуком [Ш ]: настроиться на звук, различить его в потоке других звуков, слогов, слов; настроить артикуляционный аппарат для произнесение звука а также автоматизировать его в речи. Материал адаптирован для совместных занятий с детьми, содержит интересный иллюстрационный материал, а также информацию, полезную для логопедов и воспитателей речевых групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква Ш | 943 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика звука согласный всегда твердый шипящий глухой
- согласный (по месту резонирования); - всегда твердый (по наличию подъема спинки языка); - глухой (по отсутствию вибрации голосовых связок); - фрикативный (по способу артикуляции); - язычно-передненебный (по месту артикуляции); Звук Ш (информация для педагога):
Губы вытянуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (нет голоса). Особенности артикуляции
Артикуляционная гимнастика «Улыбочка» Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд. «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтоб! язык не дрожал «Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, я не касаться их. «Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд Статические упражнения
Динамические упражнения «Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Делать не торопясь, под счет взрослого. «Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком по-переменно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счет взрослого.
Упражнения для выработки воздушной струи «Ветерок» Дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. «Шар лопнул» Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звук [С] (должен получиться звук, напоминающий шипение выходящего воздуха).
ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит их названия. Если картинка названа правильно, подними условную карточку вверх . Восприятие звука Ш в начале и середине слов сяпка хапка тапка щапка фапка шапка сяпка шапка фышка хыхка шишка хышка шифка шиска фыска щищка сыска шихка фышка шишка
Восприятие звука Ш в потоке прочих звуков - Внимательно послушай и запомни, какой звук издает лопнувшая шина. Разведи ладони в стороны, а затем приближай их друг к другу, как при сжатии лопнувшей шины (жестовый символ звука Ш). Проделай эти движения только тогда, когда услышишь, как шипит лопнувшая шина; С - Т - Х - Ш - А –Ф - ЛЬ - 3 - Ц - Ш - О - Щ – Ч- ЛЬ - И – ТЬ – СЬ – ЗЬ – ФЬ – ЛЬ – ХЬ – Ы –У-Ш – Э – Ц – И – У - С - упражнение следует повторять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагировать на каждое произнесение взрослым звука Ш в длинном звуковом ряду.
Закрепление произношения звука Ш в прямых и обратных слогах (повтори или прочитай) Ш Ш А О И У Э А О И У Э
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ Рассели предметы в домики по месту нахождения в слове звука Ш 2 1 3
Закрепление произношения звука Ш в именах собственных (прочитай или повтори) Маша Наташа Саша Глаша
Закрепление произношения звука Ш в цепочке слов. Четко, выделяя звук Ш, назови животных. Перечисли их от самого большого к самому маленькому и наоборот — от самого маленького к самому большому.
Закрепление произношения звука Ш в сочетаниях слов — названиях признака и объекта Послушай слова-признаки. К каждому из них подбери название картинки и четко, выделяя звук Ш, произнеси пару слов 3-4 раза. большой шумный школьная душная пшенная шерстяной шоколадный шершавая
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш ВО ФРАЗАХ Возьми картинку девочки. Дай ей имя со звуком Ш. Послушай каждое слово-действие и подбери к нему одну или несколько подходящих по смыслу картинок со звуком Ш. Составь и проговори короткие предложения, выделяя звук Ш. Закрепление произношения звука Ш в предложениях, составленных по предметной картинке и слову-действию пьет боится читает любит Нина оля Маша Катя
Закрепление произношения звука Ш во фразах-рифмовках. Хлопушки у Илюшки. Кармашки у Наташки. Ромашки у Наташки. На ножках у Антошки желтые сапожки. Дали Наташе пшенной каши. У нашего Илюшки шайба и две клюшки. Послушай предложения, которые легко запоминаются. Повтори каждую рифмовку 3-4 раза. Затем по первому слову проговори всю рифмовку по памяти.
Конец Презентация подготовлена по материалам Т. А. Ткаченко Магистратура II курс 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:" Звук и буква О"
Наглядный материал к занятию с детьми дошкольного возраста по теме:" Звук и буква О"...
Презентация по теме:" Звук и буква У"
Наглядный материал к занятию с детьми дошкольного возраста по теме:" Звук и буква У"...
Презентация к занятию по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на тему: «Звук {О }и буква {О }
Презентация к занятию по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на тему: «Звук {О }и буква {О }...
Презентация на тему "Звук [A] b буква "А"
Презентация адресована логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может использоваться в работе по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Интерактивная авторская презентация по обучению грамоте из цикла "Учимся с Незнайкой" на тему "Звуки[Д], [Д\'], буква Д"
Презентация для интерактивной доски для занятий по обучению грамоте...