ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии на тему

Лесниченко Светлана Игоревна

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx202.01 КБ

Предварительный просмотр:

http://mdou7-umka.ucoz.ru/logo11.png

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7 «Умка»

СЕМИНАР

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель-логопед Лесниченко С.И.

Похожее изображение

Слайд 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Слайд 2.  Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства.

    Слайд 3. Работа по развитию грамматического строя речи ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

      Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к 8-ми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.

          Слайд 4.  Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи:

  • Врожденное языковое чутье.
  • Речевая среда.
  • Форма общения взрослых.
  • Стиль общения педагога с детьми
  • Целенаправленное педагогическое воздействие. (под целенаправленным педагогическим воздействием подразумевается наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.)

Слайд 5. Основные направления формирования грамматической стороны речи детей

1. Предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей.

2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи. Развивать чуткость и интерес к форме своей речи.

3. Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речи

     Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

     Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

    Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

    Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т.

   Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.

   Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

 Слайд 6. Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах

1 младшая группа (от 2 до 3 лет)   Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги ( в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто, что, где ) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

2 младшая группа (от 3 до 4 лет)

Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив) .

Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (« мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливай меня),тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.

Совершенствовать умение правильно использовать предлоги; предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных»( по аналогии) , употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах ( лисята-лисят, медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных( вилок, яблок, туфель) .

Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов

( лежать, ехать, бежать, хотеть).

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные ( пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными ( пять груш, трое ребят ) и прилагательными с существительными ( лягушка – зеленое брюшко ). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных( длинноушный ), предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов ( сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов ( медведь – медведица – медвежонок – медвежья) , в том числе глаголов с приставками ( забежал-выбежал-перебежал).

Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Упражнять в употреблении простых сложносочиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

   Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Вырабатывать у детей навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать у детей элементарное представление о предложениях, разной их структуре.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения структурных частей предложения (чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда. например).

Примерный список дидактических игр по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи

1 младшая группа

Дидактические игры на словоизменение

Род имен существительных, согласование с прилагательными

"Чудесный мешочек", "Назови картинку", "Какой, какая, какое?"

Имена существительные родительного падежа

"Чего не стало?", "Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?" Употребление предлогов "Где снежинка?", "Найди перышко", "Устроим кукле комнату", "Где малыши?"

Число имен существительных

"Один - много"

Употребление несклоняемых существительных

"Что нарисовано"

Употребление глаголов

"Зайка сделай", "Кто что делает?", "Кто как кричит?"

Дидактические игры на словообразование

Образование названий детенышей животных

"Найди детёныша для мамы", "Чей голос?", "Прятки", "Теремок", "Помоги найти маму", "Малыши на прогулке", "Узнай кто это", "У кого какая мама?"

Образование однокоренных слов

"Скажи ласково", "Кузовок", "Ласковые имена"

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Построение предложений

"Кого покатаем на машине?", "У кого?", "Составь предложение"(с использованием игрушек и картинок)

2 младшая и средняя группы

Дидактические игры на словоизменение

Род имен существительных, согласование с прилагательными

"Магазин", "Назови картинку", "Лото", "Назови какой", "Поручение"

Имена существительные родительного падежа

"Чего не хватает кукле?" "Чего, кого не стало?", "Лото", "Парные картинки", Магазин"

Употребление предлогов

"Бабочка и цветок", "Где, откуда и куда?"

Число имен существительных

"Один - много…", "А что у вас?", "Магазин"

Употребление несклоняемых существительных

"Посмотри и запомни"

Употребление глаголов

"Кто, что делал?", «Как ты провел выходные", "Кукла станцуй" "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону", "Что вы хотите делать?", "Научим куклу Катю одеваться"

Дидактические игры на словообразование

Образование названий детенышей животных

"У кого какая мама", "Кто у кого?", образование названий посуды "Таня в магазине", "Помоги маме", "Магазин посуды"

Образование однокоренных слов

"Уменьшаем и увеличиваем", "Скажи ласково", "Кузовок", "Кто сумеет похвалить", "Сказка про двух братьев"

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Построение предложений

"Продолжи предложение" " Закончи предложение", "Что умеют делать звери?", "Кто у кого"(предложения с противительным союзом "а")

старшая группа

Дидактические игры на словоизменение

Род имен существительных, согласование с прилагательными

"Какой, какая, какое?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете", "Три линейки" "Опиши картинку".

Имена существительные родительного падежа

"Чего не стало?", "Лото", "Парные картинки", " Магазин"

Употребление предлогов. Число имен существительных

"Кому угощение?", "Магазин", "Лото", "Парные картинки"

Употребление несклоняемых существительных

"Ателье", "Кафетерий"

Употребление глаголов

"Научим Незнайку одеваться", "Что вы хотите делать?", "Мишкина гимнастика" (повелительное наклонение) "Кто больше назовет действий".

Дидактические игры на словообразование

Образование названий детенышей животных. Образование названий профессий

"Мы - спортсмены", "Кто кем хочет стать?" "Все профессии важны, все профессии нужны", "Мишка - музыкант", "Назови профессию", "Кто служит в армии?", "Расскажи, что делают"

Образование названий посуды

"Магазин посуды", "Назови одним словом"

Образование однокоренных слов

"Уменьшаем и увеличиваем", "Опиши одним словом", "Сказка про двух братьев", "Как растут слова"

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Построение предложений

"Продолжаем предложение", "Закончи предложение", "Составь предложение", "Размытое письмо", "Живые слова", "Скажи по-другому", "Послушай и перескажи"

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий

Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

      Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...