«Взаимосвязь логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе»
методическая разработка по логопедии на тему

Попова Татьяна Владимировна

 Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах комбинированной и компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Взаимосвязь  логопеда  и  воспитателей  в  коррекционно-развивающем  процессе»

Введение

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

 Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах комбинированной и компенсирующей направленности.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

 Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля речи детей и оказания методической помощи воспитателям.

 Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Он  осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением  полученных детьми навыков . Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что он, как специалист, лучше  разбирается в  речевых и психологических особенностях  детей с разной речевой патологией,  точнее определяет степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы.

В основе работы  учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-     педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогической работы.
  • Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми.
  • Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

     В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, которое проводилось в первые две недели сентября.

      Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

      При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

 Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть грамотной, фонетически правильной, четкой, предельно  внятной, хорошо  интонированной, выразительной. Следует  избегать сложных  инструкций,  оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Только комплексный подход к решению вопросов коррекции позволяет устранить возможные нарушения.

Основная часть

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с  нарушениями речи, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-развивающее;

2) общеобразовательное;

3) воспитательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач:

выявление детей, имеющих речевые нарушения;

коррекцию  речевых нарушений;

профилактику возникновения речевых нарушений.

Диагностическая работа

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты  своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Коррекционная работа

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи  в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО или сам воспитатель  планирует лепку или рисование по этой теме.

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль над речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать   произношение  предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель  следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности  режимных моментов.

Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная).  Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе  включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня (логопедический час).

Профилактическая работа

Профилактическая работа в логопедической группе – создание воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями, быть   четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому  воспитанию детей при  организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.

 Главная роль  в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.

    Требования к организации работы воспитателя:

*Постоянная стимуляция  детей к речевому общению. Все работники  сада и родители обязаны постоянно требовать от детей координированного   с речью  дыхания и правильного произношения. Воспитатели комбинированных и компенсирующих групп должны знать состояние речевого развития ребенка и вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание  логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление  этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:

1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи.

 Работа воспитателя по формированию звукопроизношения  и работа  логопеда  по исправлению произношения звуков различны  по организации, приемам, по продолжительности.

   Работа  воспитателя  и  логопеда при  коррекции  звукопроизношения

Цель:

Цель:

Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата  («Сказки о веселом язычке»).

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

Разграничение  функций  логопеда  и  воспитателя  в  процессе  работы  по  лексической  теме

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

- руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.  

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Функции  логопеда: 


•    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
•    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
•    Работа по коррекции звукопроизношения.
•    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
•    Работа по коррекции слоговой структуры слова.
•    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
•    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
•    Предупреждение нарушений письма и чтения.
•    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.


Функции воспитателя: 


•    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
•    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
•    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
•    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
•    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
•    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
•    Закрепление навыков чтения и письма ( в подготовительной группе).
•    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
•    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

 В обязанности  воспитателя  входит хорошее  знание индивидуальных  особенностей  детей с  недоразвитием  речи, по-разному  реагирующих:

  • на свой  дефект;
  • на коммуникативные  затруднения;
  • на изменение  условий  общения.      
           Особое  внимание  воспитателя  должно  быть   обращено  на детей:
  • с поздним  началом  речи;
  • отличающихся психофизической  незрелостью.
              Не следует  фиксировать   внимание детей  на  возникновении запинок  в речи, повторении  первых  слогов и  слов.  О таких проявлениях  необходимо  сразу сообщить  логопеду.
       Специфика  работы воспитателя  в  группе для детей с  нарушениями  речи включает  в  себя организацию  и  проведение занятий  по  заданию логопеда.  Эти  занятия воспитатель  проводит  во второй  половине  дня.
               Ежедневно  логопед записывает  воспитателю  задание  для   логопедической   работы  с   отдельными    детьми (3 – 6 чел.).  Сюда входят:
    –  отдельные артикуляционные  упражнения;
    –  заучивание специально  подобранных  логопедом картинок;
    –  повторение текстов  и  стихотворений,  отработанных логопедом;
    –  упражнения на  развитие  внимания, памяти;
    –  упражнения на  различение  звуков;
    –  упражнения по  формированию  лексико-грамматических  компонентов языка.
         Все виды  заданий  должны быть  знакомы  детям.  В вечерние  логопедические  занятия не  включается  постановка звуков,  а  лишь закрепление  только  что поставленного   звука.
          Воспитатель  должен знать,  на  какой стадии  закрепления   звуков  находится   каждый   ребенок,  следить  за правильным  употреблением поставленных  звуков  и  грамматической   правильностью   речи  детей   в   повседневной жизни.
          В  процессе  коррекционной работы,  большое  внимание уделяется  развитию  мелкой моторики  пальцев   рук. Так,  во  вне учебное  время, воспитатель  может  предложить детям  складывать мозаику,  фигуры  из палочек,  ниток, геометрических  форм; тренироваться  в  застегивании и  расстегивании  одежды на  пуговицах,  завязывании и  развязывании шнурков,  а также  собирать рассыпанные  пуговицы    или  маленькие шарики,  карандаши  разного размера  и  т. д.
            В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем (загадки, книги для чтения, картинки…) .

Учитывая все вышесказанное, была разработана тетрадь взаимодействия учителя-логопеда  и воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности. Данная методическая разработка представляет собой набор систематизированных в соответствии с темами конспектов групповых занятий для воспитателей групп компенсирующий и комбинированной направленности. Конспекты состоят из основных разделов:

1) упражнения на развитие  фонематического восприятия и фонематического слуха

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на закрепление в речи правильно произносимых детьми звуков ;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха, просодическими компонентами речи;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

; Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения  у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем на  занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Работу над следующими разделами целесообразно проводить со всеми детьми.

1) Формирование просодических компонентов  речи;

2) Развитие фонематического восприятия и слуха

3) Лексико-грамматические задания и

4)упражнения на развитие связной речи.

5) развитие общей и пальцевой моторики

Немаловажная роль в логопедической работе отводится  речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят затем, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи опущены.

Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается  не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-развивающая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на логопедических занятиях и отражают  требования к знаниям и умениям по конкретной теме. . Это дает возможность воспитателю лишний раз выявить пробелы, трудности  ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической теме.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях учитель-логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-развивающей  работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.

К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает возможные пути их реализации. Отработанные учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем-логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь..

Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.  

Вся образовательная деятельность воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной  им самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Воспитателю необходимо:

постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.

Заключение

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями

.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно-развивающая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Соответственно, в целостном коррекционно-развивающем процессе ДОУ происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.

Перед началом коррекционно-развивающих занятий учитель-логопед проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение месяца (сентябрь). Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и в непосредственно образовательной деятельности, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера, тактично корригируя отмеченные отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию:

- речевая карта на каждого ребенка;

- тетрадь для взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей;

- тетрадь методических рекомендаций для каждого ребенка;

- составляет план работы на год.

Основные требования к организации в ДОУ  логопедических занятий детьми, имеющих речевые нарушения:

1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;

2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;

3) занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;

4) на занятиях происходит тренировка правильной речи;

5) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

6) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого учителя-логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова; демонстрационные аудио-выступления детей ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.;

7) занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Учитель-логопед проводит логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть подгрупповыми (2-8 детей) и индивидуальными. Учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-развивающие и логопедические задачи:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);

3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

4) обучение детей элементам логопедической ритмики;

5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На коррекционно-развивающих логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций. Решая коррекционные задачи, учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.