Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Черепинова

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного произношения звуков невозможно без  полноценного восприятия звуков речи, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

Звуки  речи – это особые сложные образования,  присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс  включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой.  Длительный путь овладения ребенком произносительной системой, обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы.  Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют непрерывные компоненты – слова. Ребенку нужно научиться извлекать из их фонему, при этом отвлечься  от всех вариантов звучания одной и той же фонемы. Если ребенок не научится  этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого, не научится слышать и понимать речь. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается  фонематический слух, так как без него, по выражению Николая Ивановича Жинкина советского лингвиста и психолога, невозможна генерация (рождение) речи.

Фонематический слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного произношения звуков невозможно без  полноценного восприятия звуков речи, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.

Фонематический слух можно и нужно развивать с самого раннего возраста, так как он формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичной формы речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Такой нормальный ход формирования родного языка.

Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за  непрерывным потоком слогов».

Поскольку фонемы реализуются в произношении звуков, важно, чтобы эти звуки произносились правильно, в соответствии с общепринятыми, привычными правилами, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное (дети с двуязычием). Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух )осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речевой слух – весьма сложное образование. Существует два уровня восприятия звукового состав речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой  квалификации этих звуков (дети младшего дошкольного возраста). Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.  Так же фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов,  похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме. А в том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой обучение грамоте становится очень затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на  слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттеками. Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близким по способу образования ( по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки, сонорные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Это приводит к  неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению. В последние годы многие  дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.  Отвечая на вопрос, когда же начинать развивать фонематический слух, можно с  уверенностью сказать прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? (как тикают часики – тик, так, как гудит маши6на – би-би, как гавкает собака – ав-ав и т.д.).

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем в 5-6 лет. Здесь наша задача -  научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, его местонахождение, звуковой состав слов на слух.

Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать для проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок будет испытывать трудности при письме, а значит проблемы при изучении русского языка и других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языком.

         Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут  детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в   слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи».

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи»....

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

О нарушениях  фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...