Аналитическая справка по коррекционной работе за первое полугодие 2017-2018 учебный год.
материал по логопедии на тему

Мустафина Фирюза Шагидулловна

Первичное обследование детей и коррекционная работа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _otchet_za_polugodie_2017-2018.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Аналитическая справка по коррекционной работе

учителя-логопеда МДОАУ д/с «Белочка»

Мустафиной Фирюзы Шагидулловны

за первое полугодие 2017-2018 учебный год.

г. Пыть-Ях

Основные функции логопункта:

  • обследование детей, определение у них структуры и степени выраженности  речевого дефекта;
  • коррекция нарушений в развитии устной речи детей;
  • разъяснение специальных знаний   по логопедии среди воспитателей и родителей

В начале учебного года был составлен общий план работы логопедического пункта на 2017-2018 учебный год МДОАУ д/с «Белочка», в котором были поставлены задачи работы логопункта на год, определены основные виды деятельности.

Должность учитель – логопед в дошкольном общеобразовательном учреждении подразумевает выполнение логопедом следующих видов профессиональной деятельности:

  • учебно – воспитательная;
  • диагностико-аналитическая;
  • коррекционно-развивающая;
  • научно-методическая;
  • консультативная

Задачи учителя - логопеда:

Основной задачей ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития детей с ОВЗ с учетом возможностей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в  дальнейшем в школу.

Для нашего педагогического коллектива было важно выстроить систему обучения этих детей  в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.         

Процесс обучения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
  • планирование и проведение учебных занятий с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
  • применение современных педагогических технологий;

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
  • комплектация групп для занятий с учётом речевого развития;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей;
  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и  развитию детей с нарушениями речи;
  • осуществление профилактики речевых нарушений;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно – методической работы;
  • анализ собственной деятельности с целью её совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

  • консультирование детей и их родителей по вопросам коррекционного воздействия;
  • консультирование педагогов

В процессе работы осуществлялись основные требования к ведению документации: журнал первичного обследования, журнал посещаемости занятий, были заведены индивидуальные речевые карты на каждого ребенка.

В коррекционно-образовательной  деятельности  применяются элементы: здоровье – формирующей технологии (пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, логоритмические упражнения, дыхательные упражнения);  игровых технологий, технологии проблемного обучения

В учебно-образовательном процессе осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся – разноуровневый подбор материала, учёт возможностей каждого ребёнка, индивидуальных особенностей психического развития, его возрастных особенностей, запаса  знаний и представлений.

В период с 1 по 15 сентября 2017 г. было  проведено первичное логопедическое обследование 61 детей 5-6 летнего возраста.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт зачислены 13-детей: 6-воспитанника подготовительной группы (ФФН, ЗПР и ОНР 3 уровня речевого развития), 4-воспитанника старших групп (ФФН, ЗПР и ОНР 3 уровня речевого развития) и 3-воспитанника средней группы (ЗПР и ОНР 1,2 уровня речевого развития).

Вся коррекционная работа с детьми проводилась индивидуально по намеченному индивидуальному маршруту развития ребенка (по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.).

В запланированные сроки (декабрь-январь) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого  ребёнка, занимающегося в логопункте.

Нарушения устной речи

ОНРI

ОНРII

ОНРIII

ЗПР

ФФНР

1

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5

4

2

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Уровень развития

(логопедическое заключение)

Количество индивидуальных занятий

1.

Власов Макар

ЗПР

9 занятий

2.

Гаджиев Ислам

ОНР II ур.

10 занятий

3.

Хоменко Арсений

ОНР I ур.

25 занятий

4.

Егорова Арина

ОНР III ур.

15 занятий

5.

Зуловов Курбан Али

ОНР III ур.

14 занятий

6.

Петров Григорий

ФФНР

24 занятия

7.

Фаттаев Мухаммад

Ренолалия

18 занятий

8.

Акназаров Айдар

ОНР III ур.

26 занятий

9.

Захарченко Алиса

ФФНР

24 занятий

10.

Мугутдинова Хадиджа

ОНР III ур.

6 занятий

11.

Нагорных Семен

ОНР III ур.

15 занятий

12.

Ханчаева Алина

ЗПР

21 занятие

13.

Ханчаева Мадина

ЗПР

21 занятие

В процессе формирования основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ осуществлялись следующие задачи:

  1. устранение дефектного звукопроизношения;
  2. развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  3. формирование практических умений и навыков пользования исправленной  (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Коррекция звукопроизношения осуществлялась основными способами постановки звуков:

  1. Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи.
  2. Постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук.
  3. Постановка звука по показу артикуляции.
  4. Постановка звука с механической помощью.
  5. Постановка звука с использованием базового звука.
  • Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
  • Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Особое место в обучении ребёнка с ограниченными возможностями мы отводим диагностике.  

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».

По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляю коррекционно-развивающую программу - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников: 

  • Подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.

Гаджиев Ислам и Хоменко Арсений стали использовать связную фразовую речь. Так как в начале обучения она отсутствовала вообще.

Власов Макар без положительной динамики. Самостоятельная игровая деятельность  у него не сформирована. Макар не понимает обращенную речь.

Егорова Арина, Зуловов Курбан Али и Петров Григорий так же стали лучше использовать связную фразовую речь в процессе своей деятельности, хотя  продолжают испытывать трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных слов, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения

Мугутдинова Хадиджа и Нагорных Семен стали лучше использовать связную фразовую речь в процессе деятельности, хотя  продолжают испытывать трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний они употребляют преимущественно короткие фразы, ошибки в построении развернутых предложений, затрудняются в выборе нужных слов, нарушена смысловая организация высказываний, порой отсутствует связь между элементами сообщения. И тем не менее динамика связной речи имеется.

У Ханчаевой Алины и Ханчаевой Мадины наблюдаются существенные улучшения при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, а также  улучшения с  установлением логико-смысловых отношений между предметами в лексико-грамматическом оформлении высказывания, хотя испытывают при этом трудности.

Акназаров Айдар и Захарченко Алиса на этапе автоматизации звуков и введения его в самостоятельную речь.  Для них использовался лексический материал разной степени сложности: слог, слово,

словосочетания, предложения чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, рассказы, сказки. Логопедическая работа ведётся с использованием речевого материала в нужной особой последовательности с учётом принципа «от простого к сложному».    

Работа по коррекции речи ребенка с ринолалией Фаттаев Мухаммад направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Избыточная назализованность вследствие чего голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная). Но в данный период речь становится более внятной. На второе полугодие продолжается коррекционная работа.

Диагностика в конце 2017 года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

Вывод: 

Согласно годовому плану коррекционно-развивающей работы с поставленными целями и задачами на учебный год выполняются.

При работе с детьми соблюдаются санитарно-гигиенические правила организации учебного процесса. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется в этом учебном году на достаточном уровне.

Учитель-логопед:  Мустафина Фирюза Шагидулловна___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за первое полугодие 2017 – 2018 учебного года

Отчет о работе учителя–логопеда Зюляевой М. С. за первое полугодие 2017 – 2018 учебного годаВ 2017 - 2018 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на 2017-2018 уч.год

Справка составлена по результатам анкетирования, проведенного с целью выявления пожеланий, запросов родителей в организации воспитательно-образовательной работы на год....

Отчет за I полугодие 2017-2018 учебного года по работе кружка «Говоруша»

Отчет за I полугодие 2017-2018 учебного года по работе кружка «Говоруша»...

Индивидуальный план развития ребёнка на первое полугодии 2017-2018 учебного года.

Материал будет полезен для воспитателей и педагогов дошкольных организаций. В нем показан в какой форме описывается Индивидуальный план развития ребенка, какие мероприятия могут быть включены в работу...

Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности за 2017- 2018 учебный год Группа №7 «Стрекозки» Воспитатель: Панюшкина А.В.

Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиза 2017- 2018 учебный годГруппа №7 «Стрекозки»Воспитатель: Панюшкина А.В....

Отчет о проделанной работе за первое полугодие 2017-2018 г. в разновозрастной группе

Отчет о проделанной работе за первое полугодие 2017-2018 г. в разновозрастной группе...