АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Практическое пособие для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_slovarogo_zapasa_u_detey_tryoh_let.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ  ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ

Практический материал для воспитателей

                                                                          Подготовила

                                                                          учитель-логопед ДОУ №75

                                                                          Спиридонова Ольга Евгеньевна

                                                      г. Нижнекамск

                                                           

Примерный план развития речи детей трёх-четырёх лет.

  1. Ответы на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

 Предложения из двух слов.

  1. Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже:

 Девочка пьёт чай – ест суп, держит мяч, шьёт платье …

  1. Винительный падеж с окончанием  -У:

Дай ручку. На бумагу. Ест кашу. …

  1. Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в дательном падеже:

Папа читает книгу сыну.

(Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям.)

  1. Творительный падеж существительного:

Мама режет хлеб ножом.

  1. Использование наречий, дающих качественную оценку совершающимся действиям:

Нина поёт хорошо, громко ……

  1. Предложения с предлогом У:

«У кого когти, грива?» (Игра в лото.)

  1. Предложения с предлогами В, НА.

  1. Предлоги ПОД, НА.

Поставь машину на полку! Где стоит машина?

Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка?

Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям:

 Кошка сидит на стуле, под стулом.

  1. Предлог С (с кем совместно совершается действие):

Коля с Валей играют.

  1.  Предложение с предлогом К о направленности совершаемого действия: Вова подошёл к столу.

  1.  Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом НА:

 Мальчик катается на машине.

  1.  Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом НА:

Качается на качелях (на санках, на лыжах …)

  1.  Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме:

Девочка идёт купаться на речку.

- Загадай желание! Что ты хочешь сделать?

- Я хочу подарить маме цветы.

  1.  Единственное и множественное число существительного: шар – шары. Чем отличаются?

  1.  Уменьшительное название предметов: нос – носик. Чем отличаются эти предметы?

  1.  Сопоставление двух-трёх глагольных форм:

 лежи – лежит – лежу.

  1.  Самостоятельное преобразование формы глаголов.

(Используются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт».

- Что сказала мама дочке?

- Пей молоко!

- Что ответила дочка?

- Я пью.

- Что делает Таня?

- Таня пьёт молоко.

  1.  Использование утвердительной и отрицательной формы в предложении. (Задания проводятся в форме  вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду». «Нет, не пойду».)

  1.  Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:

Я читаю. – Мы читаем.

  1.  Сопоставление глаголов первого, второго и третьего лица единственного числа:

Я несу. Ты несёшь. Он несёт.

  1.  Существительное в единственном и множественном числе, родительном падеже:

У меня один дом. У кого много домов?

Я назову один предмет, а ты – много предметов:

Один стол – много столов, один кубик – много кубиков.

Я скажу: «Есть предмет», а ты – «Нет предмета»:

У меня есть ручка – нет ручки.

  1.  Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать?»

Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч.

  1.  Согласование местоимений с существительными мужского и женского рода: мой – моя, чей – чья.

  1.  Согласование существительного с прилагательным с использованием слов-антонимов и союза А:

Кот большой, а котёнок маленький. (Размер.)

Сумка тяжёлая, а книга лёгкая.  (Вес.)

Снег белый, а трава зелёная. (Цвет.)

  1.  К существительному подобрать согласованные определения: сахар – сладкий, белый, вкусный …

Литература

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....

Буклет "Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР"

Консультация для педагогов по развитию и активизации словаря детей через игровую деятельность....

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни

Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...