«Формирование интереса у детей к различным профессиям»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Родина Анна Валерьевна

«Формирование интереса у детей к различным профессиям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Проблема формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. Это послужило изданию Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который вступил в силу 16 марта 2010 года. Согласно новым ФГТ особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Приоритетное место отдано игровой и трудовой деятельности.

Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Какова же роль и значение работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в развитии личности в дошкольном возрасте? Каковы педагогические пути и средства формирования представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий. Ответы на эти вопросы вы получите в данной статье.

По данному направлению мы провели тестирование (беседу) в разновозрастной группе детского сада и младших школьников по теме: “Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда”. Тестирование показало низкий уровень знаний. Это и послужило составлением разработки плана мероприятий для устранения пробелов в знаниях, и составлению порциальной игровой образовательной программы "Мир профессий", включающей в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр. Результатом данной проделанной работы по формированию знаний дошкольников и младших школьников с миром профессий и стала эта статья.

Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Задачи профориентации детей дошкольного возраста:

Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Обобщать знания детей о труде.

Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.

Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.

Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).

Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).

Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.

Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:

Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.

Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Для систематизации знаний о мире труда и профессий проводится игра “Путешествие по городу Мастеров”, используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Воспитатель (учитель) предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; “заселить” дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа “Чей труд важнее”, “Все для всех”, “Экономическая азбука” и пр.

Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах.

Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность. Широкие возможности для ознакомления с миром профессий имеют внеклассные мероприятия и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель – внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

– Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы..

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения “Труд вокруг нас”, “Кем я хочу быть?”, сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Содержание различных уроков и внеклассных мероприятий позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Таким образом, формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

«Формирование интереса у детей к различным профессиям»

                                                                Выполнила: логопед

                                                           Родина Анна Валерьевна

ЛЯМБИРЬ -2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий. Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий I. Название проф...

Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий

Рекомендации родителям по формированию интереса у детей к людям разных профессий. Расширять знания детей о мире профессий и профессиональных качествах в доступной форме. Углублять знания о том, что лю...

Конспект на тему: «Рекомендации для родителей, формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий»

Уважаемые родители!Игра «Кто, где работает?»Спросите у ребенка: кто работает в магазине..., в детском саде..., в больнице..., в парикмахерской... Например: в детском саде работают воспитатели, помощни...

Памятки, рекомендации родителям:"Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий"

Игра «Кто, где работает?»,Игра «Кому это нужно?», Игра «Кто что делает?»,Игра «Исправь ошибки», Игра «Четвертый лишний»....

Формирование интереса у детей к людям разных профессий

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий....

Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий

Рекомендации родителям о формировании интереса к людям разных профессий....