Главные вкладки

    Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений
    методическая разработка по логопедии на тему

    Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon file_14.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

            

         Профилактика складывается из двух основных моментов:

    1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка

    и сохранности его речевых органов:

    - предупреждение ушибов в области головы;

    - предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);

    - охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;

    - охрана артикуляторных органов:

    а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

    б) исключение случаев сосания пальца;

    в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

    г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 - 5 лет)

    д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;

    е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).

    2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

    - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;

    - как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;

    - отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных  ребенком слов;

    - создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно, развитие тонкой ручной моторики.

    Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

    2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а,ы,у. Это этап активной подготовки аппарата к произношению звуков.

    7-9 мес. Ребенок произносит серию одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». Это проявление речи называется лепетом.

    9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

    11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д.

    2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

    Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5-ти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

    Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

    Будьте внимательны! Признаки речевого нарушения очевидны, если:

    - К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

    - К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

    - К концу 9-го месяца у него нет лепета, он не может повторить за взрослым различные звукосочетания и слоги.

    - К году ребенок не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу поведения.

    - К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

    - К 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

    - К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

    - К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

    - В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

         Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь», а

     посоветуйтесь с профессионалами. Логопед даст свое заключение: дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и т.д.  Чаще всего родителей пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    Заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата)

    Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами речевого аппарата. При заикании наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

    Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

    ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ

    - Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контакта с заикающимися.

    -Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

    - Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

    - Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

    - Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

    - Не читайте страшные сказки на ночь. Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

    - Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле

    Дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата)

    Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение называется дислалией. Это нарушение исправляется в условиях поликлиники и не является тяжелым нарушением речи.

    Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата) 

    Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.

    При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка нечеткая, смазанная, наблюдаются нарушения голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Звуки у такого ребенка ставятся долго и с трудом автоматизируются в речи.

    Ринолалия

    Нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: расщепление твердого и мягкого неба, врожденные расщелины губы, неба, паралич мягкого неба, травмы ротовой и носовой полости, разращения в носу (аденоиды, полипы).

    Алалия

    Полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленноенедоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

    Существует 2 вида подобного нарушения: моторная алалия, при которой ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При  сенсорной алалии у детей нарушается восприятие о понимание чужой речи. Часто наблюдаются эхолалии – автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

    Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш ребенок:

    - не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

    - в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

    ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    - Педагогическая запущенность

    - Негативные факторы во время беременности и родов: токсикоз, инфекционные заболевания и интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, преждевременные или затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствии нарушения дыхания). Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга, до, во время и после родов. Такие дети находятся в группе риска по нарушению речи, поэтому родителям необходимо наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача- невролога.

    - Частые болезни, травмы, инфекции, аллергии в раннем периоде развития ребенка (до 3 лет).

    - Наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, заним ался в детстве с логопедом.

         Профилактика складывается из двух основных моментов:

    1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка

    и сохранности его речевых органов:

    - предупреждение ушибов в области головы;

    - предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);

    - охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;

    - охрана артикуляторных органов:

    а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

    б) исключение случаев сосания пальца;

    в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

    г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 - 5 лет)

    д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;

    е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).

    2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

    - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;

    - как можно больше разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;

    - отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных  ребенком слов;

    - создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно;

    - говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка;

    - задавайте открытые  вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

    - не говорите дома громко, торопливо, раздражённым тоном, иначе речь ребёнка будет такой же.

    Игры для профилактики речевых нарушений

    - игры на развитие мелкой моторики;

    - артикуляционная гимнастика;

    - игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;

    - игры на формирование лексико-грамматических категорий.

    Важно помнить, что основная деятельность дошкольников – игровая.

    Все занятия должны строиться по правилам игры!

    Литература для родителей.

    1. Краузе Е.Н. Логопедия. - СПб.,  2003. 208 с.

    2. Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом – Ярославль., 2003. 48 с.

    3. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия.

    4. Даниличева Е. Сергеева М. Веселая поляна "Л" : Занимательная логопедия 

    5. Лопухина И. Логопедия - Звуки, буквы, слова.

    6. Руденко В.И. 18. Логопедия: Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей.

    7. Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. В 4 альбомах. Альбом 3. 

    8. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О.И. 

    9. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Агранович З.Е. 

    10. Логопедическая гимнастика. Буденная Т.В. 

    11. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. 

    12. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? Грибова О.Е.

    13. Уроки логопедии. Репина З. А. Буйко В. И.

    14. Буду чисто говорить: Логопедическое пособие в стихах. Синицина И.Ю. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

    Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.

    Текст содержит рекомендации по раннему развитию речи детей....

    Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                     Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

    Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

    Развитие дыхания  - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....