Главные вкладки

    Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".
    консультация по логопедии (старшая группа) по теме

    Дьяченко Любовь Игоревна

    В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Развитие речи дошкольников16.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

    Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования.

    I слайд  «Вижу, думаю, говорю»

       «Счастье – это когда тебя понимают….» Наверное,  все понимают эти строчки из фильма «Доживём до понедельника». И когда наши слова непонятны собеседнику, а мысли «скачут», как в мультфильме «Пластилиновая ворона», то утрачивается смысл общения между людьми.

    II слайд м/ф ««Пластилиновая ворона»

    III слайд – Речь

    IV слайд – Школьник

        В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. Однако большие претензии, которые нам предъявляют учителя начальных классов, касаются именно развития речи первоклассников: дети не умеют высказываться, строить предложения, подбирать синонимы, занимать слова в предложении местоимениями. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено,  узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть  грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких факторов, по мнению Л.С. Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и других, является наглядность.

    V слайд - наглядность

    VI слайд

        Первой моделью активизации общения, зрительной сосредоточенности и развития речи, в частности развития звукоподражания, являются звучащие кубики.

        Поиграем в «звуки и звукоподражания» - пробрасывайте лежащие перед вами кубики и произносите то, что выпало на грани кубика. Основной единицей здесь выступает  звук. Закладывается фундамент, база всей системы речи.

       В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить моделирование.

       Моделирование плана высказывания, составление предложения предполагает последовательное размещение в определённой программе всех конкретных элементов предложения, а также то, что каждое звено, в данном случае слово, вовремя сменяется последующим.

       Предлагаю вам заполнить схематическими рисунками, изображениями, символами или буквами грани кубика для составления  предложений.

     Мы с вами изготовим модель,

     под цифрой 1 – эмоции;

     Кому попался кубик под цифрой 2 – рисуют: мышку, кошку, девочку, бабочка, птичку или другую картинку, но это должно быть существительное одушевлённое;

    Под цифрой 3 - глагол настоящего времени: сидит, лежит, смотрит, слушает и т.д.;

    4 – предлоги (на, под, за, в, из);

    5 – неодушевлённые существительные (шкаф, стол, дерево) и т.д.

    6 – союзы «а», «но», «и»;

    7 – эмоции ( удивлённый, радостный, злой) и т.д.

    8 – существительные (лягушка, медведь) и т.д.

    9 – глагол;

    10 – предлоги;

    11 – существительные (дом, нора, муравейник, дупло, гнездо, цветок).

    Слайд – пианино.

    Составляют предложения из 3 – 5 слов с использованием кубиков.

       Развитие речи детей – дошкольников одновременно с подготовкой к обучению грамоте обеспечивает качественную подготовку к обучению в начальной школе. Одной из областей подготовки является определение количества и последовательности слов в предложении, которая успешно осуществляется в игре «Пианино»

        Положите ладонь правой руки на стол под кубиками и приподнимите пальцы, как над клавиатурой и начинайте проговаривать слова с одновременным поочерёдным касанием пальцами стола и оставить пальцы на столе «приклеенными», по окончании проговаривания всех слов в предложении проводится подсчёт их количества.

     Можем дать детям такие задания:

    - назовите I, II, III и т.д. слово (по порядку)

    - сколько всего слов?

    -  назовите IV слово (вразнобой)

    Слайд – мотивация.

     Упражнения в составлении предложений вызывают у детей желание «прочитать» их, т.е. создают мотивацию («Я умею читать») и положительный эмоциональный отклик, т.к предложения получаются достаточно забавные.

    Слайд – поют.

    К радостному возбуждению детей, которое они испытывают составляя предложения, присоединимся и мы с вами. Не думайте, что всё получится с первого раза, ведь поиск слов – важная задача при составлении предложения.

    - I вариант. Составить предложение по выпавшим кубикам, соблюдая последовательность.

    - II вариант. Назвать все слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    - III вариант. Заменить синонимами; антонимами, использовать имена собственные.

    - IV вариант. Использовать профессиональный (педагогический, медицинский и т.д.) лексикон, молодёжный сленг или технический формат.

    - V вариант. На коми или иностранном языке.

      Вы отлично справились с упражнениями, однако, нам необходимо включить ещё и наречия.

    Как вы думаете, какие слова – наречия можем изобразить схематически, зарисовывать их таким образом, чтобы они были понятны детям.

    А) кисло – сладко

         громко – тихо

         высоко – низко

    Б) старый – молодой

         чистый – грязный    

        Спасибо вам за нововведение. Надеюсь, что данный кубик будет использоваться так же успешно, как и предыдущие.

     И с введением данного кубика количественный состав предложения увеличивается до 12 -13 слов, а значит,   и речь будет звучать полно, ясно и осмысленно, и будет осуществлён постепенный переход от звучащего кубика к звучащей речи.

    Слайд – Рефлексия

      Предлагаю вам некоторые высказывания и прошу вас  определить, применимы ли они к нашему мастер – классу.

    Изложите своё понимание данных выражений:

    - Вижу, думаю, говорю.

    - Разглядываю, размышляю, рассказываю.

    - От простого к сложному.

    - От звучащего кубика к звучащей речи.

    - От наглядного –действенного мышления к наглядно – образному и от него к словесно- логическому мышлению.

    - Учи показом, а не рассказом.

    - Не говори чему учился , а говори, что узнал.

    - Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

        Таким  образом,   мы уточнили,  что наглядное моделирование создает ситуацию успешного овладения речью и убедились, как от простого созерцания,  от разглядывания яркой картинки звучащего кубика перейти к практическому освоению языка, т.е.  произнести речевой звук, а поразмыслив, сказать слово, соответствующее картинке, и овладеть сравнением,  соотнесением, сопоставлением анализом, синтезом, словесно-логическим мышлением, т.е. перейти непосредственно к звучащей речи,  таким образом, освоить   всю систему родного языка.

    Слайд

    Алгоритм нашего мастера – класса представлен в виде домика, пирамидки и лесенки и подразумевает развитие речи ребенка от простого к сложному. Напишите, пожалуйста, в пустых графах этот алгоритм (раздать схематические изображения дома, пирамидки, лестница.) Проверьте.

    Слайд

    Россыпь замечательных открытий

    С радостью на благо вам дарю,

    Чтоб звучала речь детей, как песня…

    Всем спасибо. Всех благодарю!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие речи с помощью наглядного моделирования"

    Моделирование предложения с помощью кубиков соответствует предметно-практической деятельности дошкольника и опирается на зрительно-двигательный характер мышления, создаётся мотивация общения в ситуа...

    Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.

    15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...

    Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

    laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...