Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Дьяченко Любовь Игоревна

В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи дошкольников16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования.

I слайд  «Вижу, думаю, говорю»

   «Счастье – это когда тебя понимают….» Наверное,  все понимают эти строчки из фильма «Доживём до понедельника». И когда наши слова непонятны собеседнику, а мысли «скачут», как в мультфильме «Пластилиновая ворона», то утрачивается смысл общения между людьми.

II слайд м/ф ««Пластилиновая ворона»

III слайд – Речь

IV слайд – Школьник

    В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. Однако большие претензии, которые нам предъявляют учителя начальных классов, касаются именно развития речи первоклассников: дети не умеют высказываться, строить предложения, подбирать синонимы, занимать слова в предложении местоимениями. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено,  узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть  грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких факторов, по мнению Л.С. Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и других, является наглядность.

V слайд - наглядность

VI слайд

    Первой моделью активизации общения, зрительной сосредоточенности и развития речи, в частности развития звукоподражания, являются звучащие кубики.

    Поиграем в «звуки и звукоподражания» - пробрасывайте лежащие перед вами кубики и произносите то, что выпало на грани кубика. Основной единицей здесь выступает  звук. Закладывается фундамент, база всей системы речи.

   В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить моделирование.

   Моделирование плана высказывания, составление предложения предполагает последовательное размещение в определённой программе всех конкретных элементов предложения, а также то, что каждое звено, в данном случае слово, вовремя сменяется последующим.

   Предлагаю вам заполнить схематическими рисунками, изображениями, символами или буквами грани кубика для составления  предложений.

 Мы с вами изготовим модель,

 под цифрой 1 – эмоции;

 Кому попался кубик под цифрой 2 – рисуют: мышку, кошку, девочку, бабочка, птичку или другую картинку, но это должно быть существительное одушевлённое;

Под цифрой 3 - глагол настоящего времени: сидит, лежит, смотрит, слушает и т.д.;

4 – предлоги (на, под, за, в, из);

5 – неодушевлённые существительные (шкаф, стол, дерево) и т.д.

6 – союзы «а», «но», «и»;

7 – эмоции ( удивлённый, радостный, злой) и т.д.

8 – существительные (лягушка, медведь) и т.д.

9 – глагол;

10 – предлоги;

11 – существительные (дом, нора, муравейник, дупло, гнездо, цветок).

Слайд – пианино.

Составляют предложения из 3 – 5 слов с использованием кубиков.

   Развитие речи детей – дошкольников одновременно с подготовкой к обучению грамоте обеспечивает качественную подготовку к обучению в начальной школе. Одной из областей подготовки является определение количества и последовательности слов в предложении, которая успешно осуществляется в игре «Пианино»

    Положите ладонь правой руки на стол под кубиками и приподнимите пальцы, как над клавиатурой и начинайте проговаривать слова с одновременным поочерёдным касанием пальцами стола и оставить пальцы на столе «приклеенными», по окончании проговаривания всех слов в предложении проводится подсчёт их количества.

 Можем дать детям такие задания:

- назовите I, II, III и т.д. слово (по порядку)

- сколько всего слов?

-  назовите IV слово (вразнобой)

Слайд – мотивация.

 Упражнения в составлении предложений вызывают у детей желание «прочитать» их, т.е. создают мотивацию («Я умею читать») и положительный эмоциональный отклик, т.к предложения получаются достаточно забавные.

Слайд – поют.

К радостному возбуждению детей, которое они испытывают составляя предложения, присоединимся и мы с вами. Не думайте, что всё получится с первого раза, ведь поиск слов – важная задача при составлении предложения.

- I вариант. Составить предложение по выпавшим кубикам, соблюдая последовательность.

- II вариант. Назвать все слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- III вариант. Заменить синонимами; антонимами, использовать имена собственные.

- IV вариант. Использовать профессиональный (педагогический, медицинский и т.д.) лексикон, молодёжный сленг или технический формат.

- V вариант. На коми или иностранном языке.

  Вы отлично справились с упражнениями, однако, нам необходимо включить ещё и наречия.

Как вы думаете, какие слова – наречия можем изобразить схематически, зарисовывать их таким образом, чтобы они были понятны детям.

А) кисло – сладко

     громко – тихо

     высоко – низко

Б) старый – молодой

     чистый – грязный    

    Спасибо вам за нововведение. Надеюсь, что данный кубик будет использоваться так же успешно, как и предыдущие.

 И с введением данного кубика количественный состав предложения увеличивается до 12 -13 слов, а значит,   и речь будет звучать полно, ясно и осмысленно, и будет осуществлён постепенный переход от звучащего кубика к звучащей речи.

Слайд – Рефлексия

  Предлагаю вам некоторые высказывания и прошу вас  определить, применимы ли они к нашему мастер – классу.

Изложите своё понимание данных выражений:

- Вижу, думаю, говорю.

- Разглядываю, размышляю, рассказываю.

- От простого к сложному.

- От звучащего кубика к звучащей речи.

- От наглядного –действенного мышления к наглядно – образному и от него к словесно- логическому мышлению.

- Учи показом, а не рассказом.

- Не говори чему учился , а говори, что узнал.

- Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

    Таким  образом,   мы уточнили,  что наглядное моделирование создает ситуацию успешного овладения речью и убедились, как от простого созерцания,  от разглядывания яркой картинки звучащего кубика перейти к практическому освоению языка, т.е.  произнести речевой звук, а поразмыслив, сказать слово, соответствующее картинке, и овладеть сравнением,  соотнесением, сопоставлением анализом, синтезом, словесно-логическим мышлением, т.е. перейти непосредственно к звучащей речи,  таким образом, освоить   всю систему родного языка.

Слайд

Алгоритм нашего мастера – класса представлен в виде домика, пирамидки и лесенки и подразумевает развитие речи ребенка от простого к сложному. Напишите, пожалуйста, в пустых графах этот алгоритм (раздать схематические изображения дома, пирамидки, лестница.) Проверьте.

Слайд

Россыпь замечательных открытий

С радостью на благо вам дарю,

Чтоб звучала речь детей, как песня…

Всем спасибо. Всех благодарю!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи с помощью наглядного моделирования"

Моделирование предложения с помощью кубиков соответствует предметно-практической деятельности дошкольника и опирается на зрительно-двигательный характер мышления, создаётся мотивация общения в ситуа...

Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...

«Формирование связной речи дошкольников с речевым недоразвитием с помощью наглядного моделирования»

Слайд 1Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Сей...

«Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...