Совершенствование связной речи через активизацию основных психических процессов и словарного запаса.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

В презентации обобщён опыт работы по формированию связной речи через ативизацию основных психических процессов и словарного запаса. Представлены основные направления коррекционной работы  и практические материалы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование связной речи через активизацию основных психических процессов и словарного запаса. Выполнила учитель-логопед Романова Е. В.

Слайд 2

Я выбрала эту тему неслучайно, т.к. считаю её очень актуальной в работе логопедов детских садов. В процессе многолетней практики, я столкнулась с такой проблемой: на занятиях по обучению рассказыванию дети очень быстро устают, отвлекаются, истощаются, теряют интерес к однообразным, однотипным заданиям. Им скучно и трудно отвечать на вопросы к картинкам, договаривать предложения или составлять предложения по опорным словам - работать по строгому плану логопеда. Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи вызывает большие трудности, потому что для этих детей характерны специфические особенности познавательных процессов:

Слайд 3

- неустойчивость, слабая концентрация внимания; - снижение зрительной, вербальной памяти и продуктивности запоминания (дети забывают сложные инструкции); - несформированность наглядно - образного и словесно- логического мышления; - очень слабое воображение; - несформированность оптико - пространственных и временных представлений .

Слайд 4

Как следствие: - бедный словарный запас, - плохое понимание оттенков значений слов, - аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении и употреблении предлогов, - использование простых, чаще нераспространённых предложений, -сложности с подбором в речи синонимов и антонимов. Такой комплекс нарушений речевого и когнитивного развития детей препятствует формированию у них связной монологической речи и требует поиска новых решений. В процессе работы я поняла, что традиционные методики обучения рассказыванию строятся с минимальным использованием резервных возможностей ребёнка и в результате, я не достигала поставленной цели.

Слайд 5

Поэтому в течение многих лет я пыталась разнообразить, усовершенствовать некоторые методы и приёмы через активизацию основных психических процессов и словарного запаса. Я пришла к выводу, что очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить этот вид деятельности в игру или цепочку игр. Вот почему главным мотивом к составлению рассказа является игра. Занятия я насыщаю разнообразными играми, заданиями, развивающими ведущие психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Таким образом, создаются предпосылки для развития чувства языка и формирования связной речи. Основная цель - сделать занятия по составлению рассказов интересными, привлекательными для ребёнка, мотивировать его на этот вид деятельности через игру.

Слайд 6

Именно через игру мне удаётся реализовать основные цели: Научить детей анализировать сюжет. Научить выделять главные действующие лица и второстепенные предметы. Научить устанавливать причинно-следственные связи и строить основную линию сюжета. Подготовить лексико-семантическую базу для составления полных развёрнутых предложений. Научить детей связному, последовательному изложению событий.

Слайд 7

Для создания подвижности игровой ситуации , поддержания интереса и эмоционального настроя, в каждое занятие я ввожу куклу –дополнительный коммуникат (Незнайку, Буратино, старуху Шапокляк, Смешариков) и т.д. Куклы знакомят детей с какими-то явлениями, о чём-то рассказывают, приходят к детям за помощью, спрашивают совета. Куклы ведут диалог с детьми, задают вопросы. Дети могут потрогать куклу, взять её в руки – это способствует эмоциональной разрядке, преодолению барьеров в общении, появлению чувства уверенности в себе, желание вступать в контакт, взаимодействовать.

Слайд 8

Развитие словесно-логического мышления и формирование причинно-следственных связей 1. Игра «Путаница» : сюжетные картинки перемешиваются, ребёнок выходит к доске, рассматривает картинки и выставляет их в определённой последовательности. Затем он объявляет ход своих мыслей : почему он расставил картинки именно так, а не иначе. Другой ребёнок может ему возразить и расставить картинки по- своему, также объясняя ход своих мыслей. Так продолжается до тех пор, пока картинки не будут расставлены в правильной последовательности.

Слайд 9

2 . Игра « Верно или неверно»: дети восстанавливают причинно-следственные связи в предложении. ( Например: Солнце греет ярче, потому что растаял снеговик. Или: Снеговик растаял, потому что солнце греет ярче. Весна пришла, потому что появились лужи. Или: Появились лужи, потому что пришла весна.). 3 . Игра «Что сначала, что потом»: логопед произносит предложения с перепутанным порядком действий, дети ловят мяч и восстанавливают порядок. (Например: Дети построили горку и наступила зима. Наступила зима и дети построили горку ).

Слайд 10

4 . Игра «Придумай загадку» (как более сложный вариант игры «Четвёртый лишний»). Детям предлагается самостоятельно придумать цепочку слов, одно из которых является лишним: Снег, дождь, гроза, трава. Санки , коньки, удочка , лыжи. 5. Игра «Найди похожее слово». Детям предлагается цепочка слов, которую они должны продолжить , выбрав подходящие картинки (автомобиль, автобус, мотоцикл…).

Слайд 11

6. Игра «Почему?»: логопед задаёт вопрос с союзом «почему?», дети дают ответ с союзом «потому что». 7. Игра « Потомучка »: на доске картинки с изображением предметов, которые нужны в разное время года (зонтик, санки, лыжи, сапоги и т.д.). Дети должны выбрать только те, которые нужны зимой или весной и объяснить свой выбор. ( Например: Зимой мне нужны санки, потому что на них можно кататься с горки). 8. Игра с мячом «Бывает - не бывает»: Логопед бросает ребёнку мяч и произносит предложение. Ребёнок должен ответить: да или нет. Например: Кошка варит кашу? Ёлочка наряжает Незнайку? Бабушка печёт пирожки?). 9. Игра « Исправь Незнайкины ошибки» или «Что напутал Буратино». Преобразование деформированных фраз.

Слайд 12

Игры на развитие внимания и памяти 1. Игры «Фотографы», «Подзорная труба», «Снимаем кино». Логопед предлагает детям вооружиться фотоаппаратами и сфотографировать крупные объекты на сюжетных картинках (живые или неживые). 2. Игра «Кто больше увидит и запомнит?» Логопед считает до 30. Дети запоминают все слова, обозначающие предметы. Затем логопед убирает все картинки, а дети перечисляют всё, что запомнили. После этого логопед возвращает картинки и они вместе называют всё, что пропущено. То же самое со словами – действиями.

Слайд 13

3. Игра «Картинки обиделись». Несколько картинок перевёрнуты изображением вниз. Детям необходимо вспомнить и рассказать, что изображено на картинках. Для развития долговременной памяти, обучению связному последовательному изложению событий (на завершающем этапе занятия). 4. Игра «Змейка». Дети делятся поровну на две группы: садятся друг против друга. Первый человек говорит начало предложения, а тот, кто напротив договаривает конец предложения. По мере необходимости логопед или кукла подсказывает начало фразы.

Слайд 14

5. Игра «Волшебный стул» . На нём дети начинают очень красиво и правильно говорить. Логопед задаёт вопрос: «Кто хочет посидеть на волшебном стуле?». Дети пересказывают рассказ частями или целиком. 6. Игра « Рассказ для Незнайки» . Рассказывание детьми по цепочке. Дети садятся по кругу, в центре круга располагают куклу Незнайку. Ребёнок говорит своё предложение и гладит по плечу своего товарища, передавая ему право ответа. Логопед даёт установку на внимание : необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

Слайд 15

Игры для развития воображения (используются на физминутке ) 1 . Игра «Пантомима». Ребёнку предлагается жестами, мимикой, звуками изобразить любой предмет или действие. 2. Игра « Угадай-ка». Ребёнок угадывает, что изобразил другой ребёнок.

Слайд 16

У детей с ОНР нарушены оптико-пространственные временные представления. Это отражается на формировании смысловой стороны речи. Дети не всегда могут определить взаимное расположение предметов в пространстве и, как следствие: не могут устанавливать закономерности между предметами и явлениями, понятиями «сначала» и «потом». У детей необходимо формировать умение определять последовательность событий. Игры для развития оптико-пространственных временных представлений

Слайд 17

1. Игра «Кто за кем». Перед началом занятия или в качестве физминутки дети встают по росту друг за другом. Логопед задаёт вопросы: Кто стоит первый? Кто последний? Кто посередине? Кто стоит за Катей? Кто перед Катей? и т.д. После того, как устанавливается последовательность детей, один из них отворачивается, а в колонне два ребёнка меняются местами. Тот, кто отворачивается, анализирует, что изменилось. 2. Игра «Что сначала, что потом». Логопед просит детей выполнить инструкцию в точности : Хлопни в ладоши, топни ногой, присядь, подними плечики и т.д. Затем просит ответить на вопросы: -Что ты сделал сначала? Что потом? Какое действие последнее? Первое?

Слайд 18

1 . Игра «Роботы». Логопед предлагает ребёнку представить, что он робот с дистанционным управлением и подаёт ему команды: «Сделай шаг вперёд, поверни направо, подними вверх правую руку, сделай шаг назад и т.д. Затем логопед и ребёнок меняются ролями: ребёнок даёт команды, а логопед их выполняет. 2. Игра с мячом «Справа - слева». Логопед бросает мяч и говорит : «Справа», а ребёнок называет те предметы, которые находятся справа от него.

Слайд 19

Игры для активизации словаря существительных, прилагательных, глаголов и для развития гибкости ума 1. Игра «Кто быстрее?» Назови как можно больше слов, относящихся к празднику «Новый год», «8 марта», к зиме, к спорту и.д. 2. Игра «Кто лучше?» Дети придумывают названия к рассказу или подбирают из предложенных логопедом вариантов (предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми). 3. Игра с обручем «Проделки старухи Шапокляк» или «Говори наоборот» - обучение подбору антонимов. (Старуха Шапокляк обманом захватила детей и отпустит, если они выполнят задание: назовут слово, противоположное по смыслу).

Слайд 20

4 . Игра с мячом «Выбери правильный признак». Логопед бросает мяч и предлагает два варианта ответа, ребёнок называет правильный вариант. Снег: холодный – тёплый, белый – серый, твердый – мягкий. 5. Игра «Мячик с путаницей» Логопед кидает мяч и называет предмет с неподходящим действием (Незнайка летает, снежинка чирикает и т.д.), дети исправляют, глядя на сюжетную картинку. Вариант: Логопед кидает мяч и называет предмет, ребёнок самостоятельно подбирает глагол или прилагательное, неподходящее по смыслу. Другие дети его исправляют. 6. Игра «Как это можно использовать?» Дети подбирают глагол в инфинитиве: шляпу – носить, карандаш – рисовать, телефон – разговаривать и т.д.

Слайд 21

7 . Игра «Отгадки - загадки». Сначала дети узнают предмет по описанию: Серый, маленький, колючий (ёжик). Яркое, тёплое (солнце). Хитрая, рыжая, пушистая (лиса). Затем придумывают такую же загадку самостоятельно по картинкам. 8. Игра« В гостях волшебники». На столе предметные картинки, аналогичные тем, что изображены на сюжетной картинке. Логопед сообщает, что к нам в гости пришли волшебники и сказали, что им нужно забрать определённые предметы. Первый - всё, что летает. Второй - всё, что стоит. Третий - всё, что растёт. Дети складывают предметы в разные коробочки, подбирая действия к ним и составляя словосочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Конспект интегрированного занятия с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей. "Жили-были два барашка".

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей....

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития,  для организации и проведения диагностики....

Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.

В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни

Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...