Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха

у детей с ОВЗ»

Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.  Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. Но у детей с речевыми нарушениями часто наблюдается недоразвитие фонематического слуха, что требует коррекции не только на логопедических занятиях, но и в домашних условиях.

Отмечается взаимосвязь развития фонематического слуха не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления - это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Работу по развитию фонематического слуха необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

  1. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.
  2. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.
  3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.  

 На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных).

        Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Взрослый воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, ребенок слушает с закрытыми глазами. Потом показывает рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывает глаза для контроля.

«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Ребенку демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а ребенок отгадывает предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же» - определение предмета по характеру звука.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе парные коробочки одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Ребенок встряхивает их и ищет одинаковые по звучанию коробки.

«Слухачи»

Ребенку предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

«Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает записи голосов животных, предварительно обговорив, какие животные издают такие звуки. Взрослый включает запись голоса животного, а ребенок должен отгадать, какое животное издает такие звуки.  

Узнай музыкальный инструмент»

Ребенку демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, ребенок называет, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори мелодию»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых музыкальными инструментами за ширмой.

 Игры направленные на различение силы, темпа  и тембра звучания сигнала.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары ребенок идет на внешней стороне стопы, как медведь, а на частые –  бежит на цыпочках, словно мышка.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, взрослый хлопает в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише (по типу игры «горячо-холодно»).

 «Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен и т.д.) ребенок выполняют один вид движений, а на громкие – другой (например прыгать-присесть).

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Ребенок воспроизводит серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Ребенок определяет далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Ребенку показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок должен отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

На втором этапе дети учатся:

  • Различать слова близкие по звуковому составу.

«Не ошибись»

Ребенку показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем ребенку предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом,  сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

  • Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

Предварительно дети знакомятся с гласными звуками, и их звучание соотносится с символами звуков: « А» - девочка плачет, «У» - волк воет, «И» - девочка улыбается. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

  • Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в них заданный звук.

«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик…)»

Ребенок должен «зажечь» свой маяк, если услышит заданный звук.

 «Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.

«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

  1. Определение первого ударного гласного в слове.

 «Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

  1. Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.

«Петя заблудился»

Звуковой анализ сочетания звуков АУ, УА.

  1. Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

  1. Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

  1. Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка)

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

Разложить картинки с учетом места звука в слове.

  1. Определение гласного звука в середине слова.

«Спой гласный звук в слове»

  1. Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Живые звуки»

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному  звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

 «Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

         Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

ЯВОЧНЫЙ ЛИСТ

Консультация для воспитателей групп комбинированной направленности

«Упражнения для автоматизации звуков у детей с ОВЗ»

20.11.2018

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия детей с ОВЗ»

В данном материале даётся ознакомительная информациядля родителей  об особенностях фонематического восприятия и слуха детей дошкольного возраста. Определяются понятия "фонема", "фо...

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

Консультация для родителей "Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома"

Консультация для родителей "Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома"...