Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе
статья по логопедии (подготовительная группа)

Артемова Мария Владимировна

В данной статье отражены основные критерии, определяющие речевую готовность ребенка к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.docx157.43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

      Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольном учреждении и семье. Каковы же критерии, определяющие речевую готовность ребенка к школе?    

     1. Сформированность произносительной стороны речи.

    Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит слова и фразы; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

      2. Сформированность фонематических процессов.

     Ребенок предшкольного возраста имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, т. е. умеет слышать и различать звуки речи, в том числе требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие). Кроме того ребенок владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, определять позицию звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове. Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.

    3.Достаточный объем и качество  словарного запаса.

    Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи. В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый), пользоваться эпитетами. У детей складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать необходимые синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег).

     4. Сформированность грамматического строя речи.

     Важно, насколько ребенок овладел существующими в языке закономерностями словообразования и словоизменения. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Необходимо умение активно пользоваться этими словами, строить из них предложения, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

     В процессе речевого общения дети седьмого года жизни употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений в составе сложного используют различные союзы, иногда в предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания существительных и прилагательных. Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.

 

     5. Владение связной речью.

     Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Умение пересказать текст, составить самостоятельное связное высказывание – важный показатель готовности к обучению в школе.

     На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать  о своих впечатлениях, чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

     Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, умеет выполнять звуковой анализ слова, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь; строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Картинки по запросу картинки дети общаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

консультация для родителей, в которой раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", какие компоненты в себя включает....

Критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе.

консультация для родителей.Множество родителей приходит к логопеду с одним и тем же вопросом:"Ребенок не говорит букву "РЭ", мы с можем успешно обучаться в школе?". Но они забывают...

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе...

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: что это такое и как ее формировать? (консультация для педагогов и родителей)

Раскрыто понятие рчевой готовности дошкольника к обучению в школе, ее основные составляющие  и даны советы по ее успешному формированию...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе

В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....