Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Следопыты»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Захваева Ольга Владимировна

Конспект помогает закрепить знания о том, где живут дикие животные и поупражнять детей в образовывании притяжательных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sledopyty.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Следопыты»

   Участники: дошкольники  5-6 лет

   Количество: 8-10 детей

   Длительность: 25 минут

   Учитель-логопед: Захваева Ольга Владимировна

   Педагогический замысел:

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

     Задачи:

  • совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
  • развивать интерес к игровому экспериментированию;
  • формировать гуманное отношение к живой природе и формировать представления о связи единой экологической системы (сообщества растений и животных) и неживой природы;
  • воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу;

Образовательная область

Познавательное развитие

   Задачи:

  • содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной основе;
  • содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;
  • ознакомить детей с основными обитателями зимнего леса: медведем, зайцем, волком, лисой, белкой;
  • расширить представления детей об образе жизни этих животных и их приспосабливаемости  к  выживанию в природе в зимний период;

Образовательная область

Речевое развитие

Задачи:

  • упражнять в правильном употреблении имени прилагательного на –ий- при вопросе «чей?»;
  • закрепление умения пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
  • развивать диалогическую речь, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • обогащать словарь детей новыми словами такими как: «следопыты», «наст», «мышкование», «линька», «русак», «беляк», «грызуны», «шатун»;

  • расширять «читательский» опыт за счёт разных жанров фольклора: загадки и сказки;
  • уметь использовать знания из прочитанных произведений для характеристики животных и уметь называть эти произведения;

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  • закрепление умения правильно пользоваться тампоном с краской для полного закрашивания поверхности;
  • содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения и попытке в рисунке передавать, полученную информацию;

Образовательная область

Физическое развитие

Задачи:

  • проявлять творчество в двигательной деятельности: видоизменять физические упражнения, создавать комбинации из знакомых упражнений, передавать образы персонажей в подвижных играх;

                Технологии: ИКТ, здоровьесбережение.

Цель:

Расширить и дополнить знания детей о диких животных, обитающих на территории нашей страны в Северо-Западном регионе в зимний период.

Предварительная работа:

  1. Разработка проекта на тему: «Путешествие в зимний лес»
  2. Беседа о том, какие животные живут в наших лесах.
  3. Рассматривание иллюстраций из жизни диких животных зимой.
  4. Имитация характерных движений для животных в подвижных играх.
  5. Рисование на тему «Животные зимнего леса».
  6. Лепка фигурок животных: медведя, лисы, зайца, волка, белки.
  7. Анализ особенностей характера диких животных на основе русских народных сказок: «лиса-хитрая», «волк-злой», «медведь-неуклюжий», «заяц-трусливый», «белка-трудолюбивая».

                Материал:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерное сопровождение совместной   деятельности.
  3. Иллюстрации из жизни животных в зимний период.
  4. Карточки с загадками.
  5. Рисунки следов животных, нарисованные свечой,   губки, мисочки с разведённой краской.
  6. Листы бумаги  и простые карандаши.

Конспект

Ребята, сегодня у нас много гостей к нам прилетела птица. Посмотрите, мы таких птиц кормили, рисовали, лепили.

-Как они называются?

-Снегири.

Они приглашают нас в гости в зимний лес. Хотите! Ну, тогда давайте одеваться потеплее. (Имитация движений).

-А как же нам добраться в лес? Давайте на лыжах. (Едем на лыжах в лес).

Как вы думаете, какие же животные встречаются в зимнем лесу.

-Волк, медведь, заяц, лиса, белка.

Смотрите как в лесу тихо, много снега, а на снегу следы. Станем следопытами. Интересное слово - состоит из двух слов: след пытать, рассматривать, изучать. Давайте определим, чьи же это следы? Давайте возьмём карточки со следами.

-Видно, что-нибудь?

-Нет, наверное, снегом запорошило  все следы. Давайте подуем на них, проявились следы? Тоже нет. Тогда сделаем один фокус. Для этого идём к столу с красками. Он тоже весь в снегу. Стряхнём снег со стола. Ребята, давайте наши следы немного протрём краской с водой. Вот и проявился след. Вернёмся обратно в лес, положим следы на снег и присядем рядом.

-Давайте найдем похожие следы? Вот такие.

 Сейчас я загадаю вам загадку, вы её отгадаете, и мы узнаем, кому он принадлежит.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг

По снежочку тык-тык

-Так чьи же это следы?

-Заячьи.

Бедному зайчишке в лесу очень тяжело. У него есть враги.

-Кто это?

-Волк, лиса, сова, охотники.

-А как заяц приспосабливается к зимним условиям жизни? Как он маскируется?

-Он линяет, изменяет цвет шубки?

-Правильно, про зайца говорят: «летом серый, а зимой – белый». Летом у него серая шубка – это заяц русак, а зимой шубка белая – это беляк. След зайца может запутать любого врага, он бежит, как будто петляет.

-Как завяжет он петельку - не распутать и недельку.

-А как называются детёныши зайчихи?

-Зайчата.

-А в каких же сказках мы встречаем зайца?

-«Колобок», «Теремок», «Заяц, кот и лиса».

-А какой по характеру зайчик?

-Трусливый, быстрый, робкий, добрый.

-Правильно, молодцы следопыты. Прыгаем как зайчики по снежной полянке. Вдруг насторожился заяц, где-то лиса и присел на полянку на снег.

-Где ещё есть похожие следы? Правильно вот эти.

 Смотрим на эти следы и слушаем загадку.

                                Хвост пушистый

                                Мех золотистый

                                В лесу живет

                                В деревне кур крадёт

-Чьи это следы?

-Лисьи.

-Как мы узнаем, что это лиса?

-У неё пушистый хвост, ярко рыжая шуба.

-А почему лису называют хитрой?

-У неё вздернутый нос, хитрые глаза.

-Как у лисы называют детенышей?

-Лисята.

-А есть у лисы враги?

-Волк, медведь, охотники.

-А в каких сказках мы встречаем лису?

- «Колобок», «Теремок», «Волк и лиса», «Кот, лиса и петух».

-А какая лиса по характеру?

-Хитрая, плутоватая, умная, коварная.

-А теперь приготовим свои носики – мы стали лисицами, принюхиваемся и ходим очень изящно на своих лапах по снегу. (Двигаемся по кругу). Присели лисицы передохнуть.

-А вот под елкой ещё следы. Найдите им пару. Давайте следопыты посмотрим и загадку отгадаем?                                                   День и ночь по лесу рыщит

                   День и ночь добычу ищет

                  Ходит-бродит он молчком

                  Уши серые-торчком

-Так чьи это следы?

-Волчьи.

Волк опасный и очень сильный хищник. К зиме у волка шуба не меняется, но он её утепляет. Зимой волк ведет бродячий образ жизни, выходя на поиски добычи в сумерки и по ночам.

-А как вы думаете, ребята, волки зимой живут  по - одиночке или стаей?

-Правильно, стаей.

-А как вы понимаете поговорку «волка ноги кормят»?

-Чтобы прокормить себя волки пробегают большие расстояния.

-Весной у мамы волчицы появляются детёныши. Как они называются?

-Волчата.

-А в каких сказках мы можем встретить волка?

-«Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Теремок».

-Какой у него характер, вспоминаем сказки?

-Злой, кровожадный, сильный, глупый.

-Всё правильно молодцы.

-А вы знаете, что значит волк «рыщет»?

-Правильно, ищет добычу? Давайте изобразим волка, который рыщет по лесу. Волк наш бегал-бегал по лесу и устал. (Садимся на полянку).

-Ой, смотрите, а кто это столько шишек нагрыз и следы такие маленькие? Отгадываем загадку.

                        Хожу в пушистой шубе

                        Живу в густом лесу

                        В дупле на старом дубе

                        Орешки я грызу

-Итак, все правильно отгадали это белка.

-Чьи следы по елкой?

-Беличьи.

К зиме белка линяет и у неё вырастает густая пушистая серая шерсть. Это ей помогает прятаться от врагов, так как на фоне темно-серых ветвей беличья шубка заметна меньше.

-Давайте вспомним от кого же надо прятаться белочке?

-От куницы, совы, рыси.

-В каких сказках мы встречаем белок?

-«Два глупых бельчонка»,  «Сказка о царе Салтане».

А какая по характеру белочка?

-Запасливая, быстрая, юркая.

Давайте, как белочки погрызём орешки и будем держать их двумя лапками. Спустимся и елки вниз. (Садимся на ковер).

-А вот на эти большие следы есть похожие?

Сейчас я прочитаю вам загадку, и вы догадаетесь, кто  же это.

                Кто в лесу огромней всех

                Кто богатый носит мех

                Кто в берлоге до весны

                Днём и ночью видит сны

-Это медведь.

-Значит, чьи следы?

-Медвежьи.

-Зимой у медведицы появляются детёныши, как их называют?

-Медвежата.

Сон медведя чуток, при шуме возле берлоги он просыпается. Выглянет из берлоги и опять засыпает, но если летом и осенью медведь плохо питается и у него мало жира, то он ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь опасен для животных и человека. Он называется медведь-шатун.

-А как вы думаете, медведь правда сосёт в берлоге лапу?

-Правда.

-Верно, он сосёт лапу, чтобы кожа на ней не стала грубой и жёсткой, а весной когда пригреет солнце, медведь выходит на свою первую весеннюю прогулку.

-А теперь вспомним, в каких сказках медведь один их героев?

-«Теремок», «Маша и медведь», «Краденое солнце».

-Какой медведь по характеру?

-Неуклюжий, сильный, голодный.

-Молодцы. Какой вам медведь представляется, давайте изобразим. (Имитация движения).

-А теперь мы поиграем в игру «Чей домик?».

-Где живет белка?

-В дупле.

-А чем она питается?

-Запасами: грибами, ягодами. Шишками, орехами.

-А где живет заяц?

-Под кустом.

-Кто знает, что кушает заяц?

-Он глодает ветки осины и березы.

-А волк где живет, чем питается?

-В логове. Волк охотится на зайца, лося, собаку, иногда нападает даже на людей.

-А у лисы как называю дом?

-Нора.

-Чтобы сытно спать в норе, что может скушать лиса?

-Зайца, но чаще лисица ест мышей. Зимой лиса мышкует. Норы мышей скрыты снегом, но лиса ходит, прислушивается и по писку и шороху определяет, где находится мышь. Она быстро подпрыгивает и быстро разрывает мышиное гнездо.

-А медведь, где спит?

-В берлоге.

-А чем он питается?

-Своими запасами жира, который он копит за лето и осень.

-Молодцы, всё вы знаете про диких животных.

-Ну, вот и заканчивается наше путешествие. Скажите, ребята, чьи же следы мы видели на снегу?

-Заячьи, лисьи, волчьи, беличьи и медвежьи.

-Ой, у меня нос уже замёрз пора возвращаться к дому. Мы вернёмся из леса в нашу группу и попытаемся нарисовать убежища, в которых проживают наши звери.

 Где же наши лыжи? (Имитация  ходьбы на лыжах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности на тему: «Вся правда о шоколаде» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие»  «Социально-коммуникативное»  «Художественно – эстетическое»Возраст детей: 6- 7лет, подготовительная к школе группа.Формы непоср...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: §     Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Зайка в гостях"по образовательной области "речевое развитие"(для раннего возраста)

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Зайка в гостях » Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей;Закрепление знаний детей об игрушке...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Котик в гостях у ребят"по образовательной области "физическое развитие"( ранний возраст)

Конспект  занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в гостях у ребят»Конспект открытого занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...