Главные вкладки

    Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Опыт работы
    опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

    Христолюбова Диана Константиновна

    В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости, врачей.

    Мой педагогический опыт (сначала в должности воспитателя логопедической группы, а затем - учителя-логопеда) позволил разработать систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия этих двух специалистов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Подготовила учитель-логопед

    Христолюбова Д.К.

    В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости, врачей.

    Мой педагогический опыт (сначала в должности воспитателя логопедической группы, а затем - учителя-логопеда) позволил разработать систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия этих двух специалистов.

    Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

    В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

    При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

    Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.

    Работа логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять фонематические навыки.

    Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

    - в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

    - в совместной деятельности взрослого с детьми;

    - в свободной самостоятельной деятельности детей.

    На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

    Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.

    Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

    Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

    При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда - пример совместной работы логопеда и воспитателя.

    Ежедневно в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.

    В тетради записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

    В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: - по отработке артикуляционных упражнений; - для автоматизации поставленных звуков; - на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом; - для развития фонематического слуха; - по формированию лексико-грамматической стороны речи.

    Логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя упражнения по постановке звуков.

    Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим:

    28 сентября.

    1. Ваня Р., Даша К. - вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш").

    2. Наташа Б., Артем И. - автоматизировать звук С в чистоговорке:

    Са-са-са - вот летит оса; су-су-су - отгоню осу; сы-сы-сы - вот и нет осы.

    3. Для всей группы - провести игру "Поймай звук А в словах".

     Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, а также пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.

    Коррекционная работа представлена тремя этапами:

    1. Подготовительный этап (2 занятия). Цель: познакомить детей с различными звуками; научить различать речевые и неречевые, гласные и согласные звуки.

    2. Основной этап (13 занятий). Цель: отработать произношение гласных и согласных звуков; выработать умение дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; сформировать навыки фонематического анализа и синтеза.

    3. Заключительный этап (1 занятие). Цель: обобщить и закрепить навыки, полученные детьми в ходе реализации коррекционной программы.

    В данной работе представлен план занятий на первую половину учебного года:

    Занятия логопеда

    Занятия воспитателя

    Тема

    Цели

    Тема

    Цели

    Сентябрь

    Звуки вокруг нас

    Познакомить с неречевыми и речевыми звуками.

    Звуки вокруг нас

    Закрепить понятия речевые и неречевые звуки.

    Гласные и согласные звуки

    Познакомить детей с гласными и согласными звуками. Учить различать гласные и согласные звуки.

    Гласные и согласные звуки

    Закрепить понятия гласные и согласные звуки. Отработать навыки различения гласных и согласных звуков.

    Звук У

    Отработать навык четкого произношения звука. Выделение звука из ряда звуков.

    Звук У

    Закрепить навык произношения звука в упражнениях.

    Звук А

    Отработать произношения звука. Выделение звука из ряда звуков.

    Звук А

    Отработать произношение звука в упражнениях.

    Октябрь

    Звуки У - А

    Дифференциация звуков.

    Звуки У - А

    Закрепить навыки дифференциации звуков

    Звук И

    Отработать произношение звука. Выделение звука из начала слов.

    Звук И

    Закрепить навык произношения звука, закрепить навык выделения звука из слов.

    Звук Э

    Отработать произношение звука. Выделение звука из ряда звуков, слогов,; выделение звука из слов.

    Звук Э

    Закрепить навык произношения звука. Закрепить навык выделения звука из слов.

    Звуки П, П`

    Выработать навык различения гласных и согласных звуков. Отработать четкое произношение звуков. Дать понятия о мягкости согласных звуков.

    Звуки П, П`

    Отработать четкое произношение звуков на материале скороговорок. Закрепить навык различения мягких и твердых согласных.

    Ноябрь

    Звуки Б, Б`

    Отработать четкое произношение звуков. Дать понятие о звонких и глухих согласных. Учить выделять звуки из слов. Дифференцировать звуки [п,б], [п`,б`].

    Звуки Б, Б`

    Закрепить навык различения звонких и глухих согласных. Отработать четкое произношение звуков на материале пословиц, поговорок. Закрепить навык выделения пройденных звуков из слов.

    Звук О

    Отработать произношение звука. Учить выделять звук из ряда гласных, из слов. Подбирать слова с данным звуком в составе слова.

    Звук О

    Отработать произношение звука. Закрепить навык выделения звука из слов.

    Звуки К, К`

    Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звук от сходных звуков [х, п]. выделять звук из состава слова.

    Звуки К, К`

    Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях.

    Звуки Г, Г`

    Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки от сходных звуков [к, х, п]. выделять звук из состава слова, подбирать слова на заданный звук..

    Звуки Г, Г`

    Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях.

    Декабрь 

    Звук Ы

    Отработать произношение звука, употребление звука в речевых упражнениях: игра "Один-много".

    Звук Ы

    Отработать произношение звука. Закрепить навык выделения звука из слов.

    Звуки Т, Т`

    Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки [т, п], [т`, п`], выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук.

    Звуки Т, Т`

    Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях.

    Звуки Д, Д`

    Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки [т, д], [т`, д`], выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук.

    Звуки Д, Д`

    Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях.

    Совместное занятие логопеда и воспитателя - игра "Новогодняя сказка о звуках".

    Цель: обобщить и закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по формированию фонематического слуха.

    Формы проведения занятий: логопед в первой половине дня проводит фронтальные занятия с детьми по отработке звуков, воспитатель проводит "логопедические пятиминутки" по отработке этих же звуков, используя их в качестве динамических пауз во время проведения занятий общеразвивающего цикла. Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми игры и упражнения на материале пословиц, поговорок, загадок, стихов, насыщенных изучаемыми звуками. Занятия проводятся с детьми всей логопедической группы, куда входят дети экспериментальной группы, участвующие в нашем эксперименте. В качестве наглядного примера применения данной системы занятий приводим фрагменты занятий логопеда и воспитателя.

    Тема "Звуки А - У"

    Занятие логопеда.

    Цель: дифференциация звуков А - У

    Задачи:

    1. Закрепить в речи правильное произношение гласных звуков А - У.

    2. Учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки А - У.

    3. Развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.

    4. Закрепить знания детей о гласных звуках.

    Ход занятия

    I. Оргмомент.

    II. Сообщение темы занятия.

    Упражнение "Отбери и назови": - Отберите и назовите картинки, которые я назову; -Назовите первый звук в этих словах; -Поставьте картинки к соответствующей букве.

    III. Уточнение правильной артикуляции звуков А - У.

    IV. Выделение гласных звуков из начала слова.

    -Поднимите красный символ, если услышите слова, которые начинаются со звука А или У.

    V. Закрепление четкого и правильного произношения звуков А, У в чистоговорках.

    VI. Физпауза. Расскажи стихи руками: "Пять малышей"

    VII. Игра "Веселый поезд" 

    1. Остановка "Сад" - найдите фрукты, названия которых начинаются на звук А.
    2. Остановка "Огород" - выберите те овощи в названии которых звук А находится в конце слова. Что положим к корзину? (свекла - свеклу)
    3. Остановка "Телецентр" - в телевизоре пропали звуки, почините телевизор: произнесите слова полностью (:рбуз, :птека, :збука, :втобус, кенгур:, почем:, сниз:, какад:). Кто запомнил, какие звуки пропадали?
    4. Остановка "Лес" - игра "Эхо": эхо повторяет только слова со звуками А, У.
    5. Возвращение домой.

    VIII. Итог занятия.

    Занятия воспитателя.

    Цель: Закрепить навыки дифференциации гласных звуков А - У.

    "Логопедические пятиминутки":

    - Посмотрите, пожалуйста, на меня: какой звук я хочу произнести? (воспитатель четко артикулирует звук А не произнося его). У кого в имени есть звук А? Произнесите свои имена, выделяя голосом этот звук. (Дети называют свои имена). Сейчас встанет (сядет) тот, у кого в имени один звук А; два звука А.

    - Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны догадаться, какой звук я показываю.

    - Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны назвать слова, которые начинаются со звука, который я показываю.

    Упражнение на выделение гласных звуков А и У на материале пословиц:

    - Послушайте, пожалуйста, пословицу: "Весна красна цветами, а осень - плодами". Какой звук я выделила голосом? - Звук А. - Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили, выделите этот звук голосом и правильно произнесите этот звук в словах. (Весна, красна, цветами, плодами). -Еще раз повторите хором пословицу, четко произнося звук А.

    - Послушайте, пожалуйста, еще одну пословицу. Какой гласный звук часто повторяется в этой пословице? "Дружба дружбой, а служба службой". -Звук У - Повторим эту пословицу, правильно произнося звуки У и А, выделяя голосом звук У.

    Игра "Эхо в горах":

    - Давайте поиграем. Представьте, что мы в горах. Вы будете называть звук А (У) громко, а эхо вам будет отвечать тихо (воспитатель - дети; дети - воспитатель; девочки - мальчики; А - низким голосом, У - высоким и наоборот).

    Аналогично проводятся занятия по другим темам, предлагаемым в коррекционной программе.

    Опыт показывает, что реализация такой системы подготовительных занятий повышает эффективность преодоления нарушений фонематического слуха, служит совершенствованием речевых возможностей дошкольников с речевыми нарушениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

    В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

    Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

    Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

    План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

    Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

    Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

    Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

    Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

    В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....