Главные вкладки

    консультация для родителей и воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР"
    консультация по логопедии

    Базиева Ирина Юрьевна

    Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

     «Истоки особенностей и дарований детей

    находятся на кончиках пальцев»

    В.А. Сухомлинский

    «Пальцы помогают говорить»

    М. Монтессори

         Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость.

         У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

         Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

         Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

         У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и  речи очень тесно связаны между собой.

         А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.  Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.  Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

          Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

         Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

         По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

         Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков, сенсорные игры, оздоровительная физкультура.

         Кроме того, на  занятиях используются элементы суджок – терапии, действия с предметами и специальными массажёрами (мячиками с иголками, кольцами, пружинками) в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, которые так необходимы им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

     

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.

     

    Пальчиковые игры

     

         Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

     

         Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

     

        Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

     

         Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

          Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

     

    Пальчик-мальчик.

    Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

    - "Пальчик-мальчик, где ты был?

    - С этим братцем в лес ходил.

    - С этим братцем щи варил.

    - С этим братцем песни пел.

    - С этим - в дудочку дудел.

     

    Пальчики.

    В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

    - Этот пальчик хочет спать.

    - Этот пальчик — прыг в кровать!

    - Этот пальчик прикорнул.

    - Этот пальчик уж заснул.

    - Встали пальчики. Ура!

    - В детский сад идти пора.

     

    Дом

    Молоточком я стучу,

    Дом построить я хочу.

    Строю я высокий дом,

    Буду жить я в доме том.

    постукивать кулачками друг о друга

    соединить кончики пальцев обеих рук

    поднять выпрямленные ладони вверх

    похлопать ладонями

     

     

    Капуста

    Мы капусту рубим рубим.

     

    Мы морковку трем трем.

    Мы капусту солим солим.

    Мы капусту мнем мнем.

    говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту

    ручками показывать как мы трем морковку

    пальчики щепоткой-солим

    ручками "мнем" капусту

     

    Дружба

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Начинай считать опять.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы закончили считать

    пальцы рук соединяются в "замок"

     

    ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

    поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

     

    руки вниз, встряхнуть кистями

    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
    2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
    3. Пальчики здороваются (на счет "раз – два –три -четыре -пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д. )
    4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
    5. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
    6. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
    7. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
    8. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный удерживаем).

     

    Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют им массу удовольствия.

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

     «Истоки особенностей и дарований детей

    находятся на кончиках пальцев»

    В.А. Сухомлинский

    «Пальцы помогают говорить»

    М. Монтессори

         Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость.

         У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

         Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

         Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

         У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и  речи очень тесно связаны между собой.

         А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.  Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.  Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

          Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

         Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

         По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

         Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков, сенсорные игры, оздоровительная физкультура.

         Кроме того, на  занятиях используются элементы суджок – терапии, действия с предметами и специальными массажёрами (мячиками с иголками, кольцами, пружинками) в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, которые так необходимы им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

     

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.

     

    Пальчиковые игры

     

         Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

     

         Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

     

        Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

     

         Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

          Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

     

    Пальчик-мальчик.

    Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

    - "Пальчик-мальчик, где ты был?

    - С этим братцем в лес ходил.

    - С этим братцем щи варил.

    - С этим братцем песни пел.

    - С этим - в дудочку дудел.

     

    Пальчики.

    В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

    - Этот пальчик хочет спать.

    - Этот пальчик — прыг в кровать!

    - Этот пальчик прикорнул.

    - Этот пальчик уж заснул.

    - Встали пальчики. Ура!

    - В детский сад идти пора.

     

    Дом

    Молоточком я стучу,

    Дом построить я хочу.

    Строю я высокий дом,

    Буду жить я в доме том.

    постукивать кулачками друг о друга

    соединить кончики пальцев обеих рук

    поднять выпрямленные ладони вверх

    похлопать ладонями

     

    Капуста

    Мы капусту рубим рубим.

    Мы морковку трем трем.

    Мы капусту солим солим.

    Мы капусту мнем мнем.

    говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту

    ручками показывать как мы трем морковку

    пальчики щепоткой-солим

    ручками "мнем" капусту

    Дружба

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Начинай считать опять.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы закончили считать

    пальцы рук соединяются в "замок"

    ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

    поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

    руки вниз, встряхнуть кистями

    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
    2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
    3. Пальчики здороваются (на счет "раз – два –три -четыре -пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д. )
    4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
    5. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
    6. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
    7. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
    8. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный удерживаем).

    Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют им массу удовольствия.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей....

    Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

          Под понятием "мелкая моторика" подразумеватся движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно, в течение всего дошкольного п...

    Консультация для родителей – «Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: эффективные методики»

    Консультация для родителей – «Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: эффективные методики» Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких ...

    Консультация для родителей НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Уровень развития интеллекта и речи детей зависит от уровня развития мелкой моторики руки....

    Консультация для родителей. Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей. Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....

    Консультация для родителей. Тема "Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные виды аппликации".

    laquo;Источники способностей и дарования детей-на кончиках пальцев.От пальцев,образно говоря,идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источники творческой мысли.Другими словами,чем больше мастерств...