Главные вкладки

    "Зарядка для язычка"
    консультация по логопедии

    Тимощук Татьяна Олеговна

    Артикуляционная гимнастика будет полезна всем детям. Главное, научиться ее правильно делать!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon art._gimnastika.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Невнятная речь и нечеткое произношение звуков доставляют ребенку немало огорчений; малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, так как окружающие его не понимают. Родители, как правило, особо не беспокоятся. "Подрастет - выровняется, - думают они.

    Нечеткое произношение не только мешает общению, но и приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него не вырабатывается фонематический слух, а в школе могут возникнуть серьезные проблемы с чтением и письмом. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве.

    У детей пяти – шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом  невнятной речи и нечеткого произношения звуков могут быть обусловлены следующими причинами:

    отсутствием правильного образца для подражания (речь взрослых или детей, окружающих малыша,  является дефектной или в общении используется большей частью «сюсюканье»).

    недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок плохо различает на слух похожие звуки).

    наличием нарушений в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твердого неба).

    недостаточной подвижностью органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка).

    Красивая речь

    Внятная разборчивая речь ребенка – заслуга семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи малыша со стороны родителей и близких является одной из главных причин закрепления невнятного, нечеткого, а порой дефектного произношения звуков.

    Именно поэтому необходимо, чтобы на ранних этапах развития малыша родители уделяли самое пристальное внимание формированию и воспитанию правильной красивой речи. В этот период от взрослых требуется совсем немного: следить за произношением ребенка и более требовательно относится к своему собственному произношению.

    Говорить с малышом нужно неторопливо, слова произносить четко. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка, а также сюсюкать с ним. Если общение с маленьким ребенком строится на подражании детской речи, то это лишает возможности ребенка слышать образец правильной речи. У него не развивается слухового контроля – способность отличать правильное произношение от неправильного, а нормальное речевое развитие будет задерживаться, и эта задержка даст о себе знать уже в первом классе.

    Но просто поправлять ребенка недостаточно.

    Артикуляционный аппарат

    Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно при условии достаточной подвижности и координированности органов речевого аппарата ребенка.

    Речевой аппарат ребенка – это очень сложная структура, центр которой находится в головном мозге. Чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение – артикуляционную позу.

    При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата (язык, губы и нижняя челюсть) принимает определенное положение. Здесь важным моментом является способность удерживать артикуляционную позу.

    Трехлетний малыш уже может правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, у, согласные звуки м, п , б, т, д, н, в, ф, к, г, х, й.

    После четырех лет мышцы речевого аппарата укрепляются, улучшается подвижность языка, губ и нижней челюсти, движения органов артикуляции становятся более координированными. Развитие координированных движений речевых органов является важным моментом как в речевом развитии, так и общем развитии малыша.

    Звуки в слове произносятся не в отдельности, а один за другим, поэтому органы артикуляции должны обладать способностью быстро и плавно менять свое положение. Важной предпосылкой становления четкой, разборчивой речи и успешного обучения грамоте является умение органов артикуляционного аппарата плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

    Недостаточное развитие вышеперечисленных способностей является одной из причин появления трудностей при обучении грамоте в школе, возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

    На ранних этапах, после трех - четырех лет, для развития органов артикуляционного аппарата и обучения четкому произношению звуков и слов нет необходимости прибегать к услугам логопеда или выделять для этого специальное время. Предложенные упражнения можно выполнять по дороге в детский сад, во время прогулки, в машине, поезде и т.д. Главное, чтобы малышу было интересно. Артикуляционные упражнения можно делать на счет, с хлопками, под музыку. Если детей несколько, устройте мини-состязания.

    Артикуляционная гимнастика

    Для вырабатывания полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

    Выполняется она, сидя или стоя, перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

    Важно, чтобы переход от одного упражнения к другому был плавным. Торопить ребенка, требовать немедленного выполнения того или иного упражнения нельзя.

    Начинать советую с базовых упражнений, которые в дальнейшем помогут научить ребенка выполнять любое артикуляционное упражнение без одновременных движений губ.

    «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук « и »).Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

    «Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

    Чередование вышеописанных «Улыбки» и «Трубочки».

    Упражнения для нижней челюсти

    Держать рот широко раскрытым на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

    Жевательные движения с сомкнутыми губами.

    Легкое постукивание зубами , губы при этом разомкнуты.

    «Заборчик». Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке.

    Упражнения для языка

    Рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна

    «Болтушка». Движения языком вперед – назад.

    «Часики». Движения языком вправо – влево.

    «Качели». Движения языком вверх – вниз.

    «Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

    «Иголочка». Язык узкий, напряженный.

    Чередование вышеописанных «Лопатки» и «Иголочки».

    В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Постоянная тренировка мышц речевого аппарата вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах, определяющих развитие речи ребенка.

     

     

    «Силач». Предложите ребенку напряженным кончиком языка прижать к верхней губе ватную палочку. Важно сохранять эту позицию не менее 5 секунд и при последующих попытках тянуться языком ближе к носу. А если вашему малышу удается язычком в таком положении удерживать предметы потяжелее, например, счетную палочу или карандащ, тогда он, несомненно, настоящий силач!

    Упражнение помогут освоить артикуляцию звука "Л", когда напряженный кончик языка прижимается к основанию верхних зубов.

    Дыхательные упражнения

    Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.

    «Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

    «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

    При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

    «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

    Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика  способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.Для закрепления навыков работы органов артикуляции, правильного и четкого произношения звуков, слов можно использовать чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, коротенькие стишки и загадки.

    Общие рекомендации

    1.Выполняйте упражнения ежедневно, продолжительность занятий от 10 до 15 минут.

    2.Двигайтесь от простых к более сложным упражнениям.

    Имейте в виду, что на первых порах органы артикуляционного аппарата нередко бывают напряжены, но эта скованность движений постепенно исчезнет.

    3.Следите, чтобы каждое движение выполнялось симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

    4..За раз выполняйте от 3 до 5 упражнений, при этом новое упражнение может быть только одно, а другие вы просто повторяете.

    5.Занятия проводить эмоционально, в игровой форме.

    Предложенные игры и упражнения благотворно влияют на качество детской речи, способствуют заметному улучшению произношения. Речь ребенка становиться отчетливой, разборчивой и понятной не только маме и близкому окружению, но и посторонним тетям и дядям, что приводит малыша в восторг: он начинает гордиться собой, своими успехами, у него исчезают проблемы с общением.

    Всего 10-15 минут в день, посвященных артикуляционной гимнастике – и вы научите малыша отличать правильное произношение от неправильного, контролировать его собственное произношение, различать звуки на слух и правильно воспроизводить их. Таким образом, многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Веселая зарядка для язычка"

    в презентации представлена артикуляционная гимнастика....

    Веселая зарядка для язычка и губ.

    Буклет в помощь родителям....

    "Зарядка для язычка"

    Артикуляционная гимнастика для язычка....

    Газета для родителей "Зарядка для язычка"

    Газета для родителей "Зарядка для язычка" легко распечатывается на листе альбомной ориентации А4 с двух сторон. Удобна для вкладывания в индивидуальную тетрадь ребенка по коррекции звукопроизнош...

    Зарядка для язычка.

    Подборка вариантов  сказок о весёлом язычке ....

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА поможет выработать правильные, полноценные движения языка, губ, нижней челюсти.В дальнейшем объединение этих простых движений в сложные артикуляционные уклады позволит ребен...