Буклет для родителей "Учим буквы весело"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Гроцкая Елизавета Николаевна

Игры с буквами. Как заучивать буквы: алфавитное название букв или соответственно обозначаемому звуку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_roditelyam_uchim_bukvy.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, диагональных линий, окружностей …); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).

Как же приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? 

Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...

Придет время и малыш выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этого.

Еще один очень важный момент.

-Если ребёнок смешивает в произношении или на слух некоторые звуки речи, перед обучением чтению, проконсультируйтесь у логопеда.

Учим буквы весело.

Игра «Веселая мозаика»

А)Выкладывание букв по образцу и по памяти.

Предложите ребенку выложить из мозаики любого типа изучаемую букву. К составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).

Б)Превращения.

Буквы можно превращать из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.

В) Альтернативой мозаики могут стать камешки и др. природный материал.

Альтернативные игры: «Волшебные палочки», «Умные кубики»

Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или по представлению.

Более сложный уровень игры.

Попросите ребенка выложить прямоугольник с перекладиной по середине.

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П,

-убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н.

-убрать  палочку так, чтобы получилась буква Б;

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е;

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р;

- убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.

Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из "волшебных" палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь сделать букву В; из буквы В сделать букву Р;

Игра «Пластилиновый конструктор»

Вместе с ребенком изготовьте из пластилина набор деталей для составления любой буквы русского алфавита: колбаски примерно одинаковой толщины и длины, колбаски разделённые пополам, колечки, полукруги. Cоставляем буквы по образцу или по представлению.

Можно усложнить игру составляя буквы из деталей разного цвета по образцу или по памяти.

Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша

Игры: «Соленые буквы», «Веревочные буковки»- изготавливаем и ощупываем.

Когда карточки будут готовы, предложите ребенку ощупать контуры букв ладошкой, пальчиком. Завяжите ребенку глаза платком или шарфом, пусть он попробует отгадывать буквы на ощупь.

Игра «Песочный экран» (можно использовать крупы)

-Напишите буквы на песке пальцем или палочкой. Ребёнок может дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь "неправильной" буквы.

Игра «Фантазеры, или на что похожа буква»

Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это.

Например: Б - кенгуру.

В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.

Ч - вешалка, перевернутый стул и т.д.

Игра «Умная зарядка»

Любому ребенку будет интересно стать буквой.

Буква В - прижмите к себе две подушки.

Буква Д - вместе с ребенком сядьте на ковер спиной друг к другу, ноги чуть согните в коленях. И т.д.

Умные прятки

Буквы спрячьте так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Попросите ребёнка отгадать по видимой части, что это за буква. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в "специальных" местах. Например: букву X можно спрятать в ххххолодильнике, букву 3 - за зззеркалом  и т. п.

Игры «Самолётики», «Бабочки»

Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите" ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Вариант игры с бабочками-цветочками больше понравится девочке.

Логические цепочки

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: А-Л-А-Л-А. Какая буква должна быть следующей?

Это задание представляет собой логическую закономерность - правило чередования. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:

А-А-Л-Л-А-А-Л-Л

А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, помогите ему, произнеся вслух всю цепочку букв, помогая голосом понять закономерность.

Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.


МБДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида»

учитель-логопед:  Гроцкая Е.Н.

Картинки по запросу изучаем буквы

Картинки по запросу изучаем буквы

Похожее изображение

г. Красноярск 2019г

МБДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида»

учитель-логопед:  Гроцкая Е.Н.

Картинки по запросу изучаем буквы

Похожее изображение

г. Красноярск 2019г

Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, диагональных линий, окружностей …); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).

Задачи, которые стоят перед взрослым:

- научить ребенка узнавать и правильно называть комбинацию графических элементов;

- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.

В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И.

А гласных букв - 10: это А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. "Коварные" буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, после другой гласной буквы или после Ь. Например, буква Ю=ЙУ (в словах ЮЛА, МОЮ или ПЬЮ). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО).

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я, стоящие после согласной, могут делать ее произношение мягким. Например, в слове ЛЮК звук Л - мягкий.

У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).

Как же приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают?

Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...

Придет время и малыш выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этого.

Еще один очень важный момент.

- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У, И, Ы.

- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает.

-Если ребёнок смешивает в произношении или на слух некоторые звуки речи, перед обучением чтению, проконсультируйтесь у логопеда, форсирование событий в данном случае может привести к нарушению чтения и письма в дальнейшем.

Учим буквы весело.

Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

Игра «Веселая мозаика»

А)Выкладывание букв по образцу и по памяти.

Предложите ребенку выложить из мозаики любого типа изучаемую букву. Обратите внимание! Легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому к составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).

Б)Превращения.

Буквы можно превращать из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.

В) Альтернативой мозаики могут стать камешки.

Если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву 0 вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв.

Альтернативные игры: «Волшебные палочки», «Умные кубики»

Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению

Более сложный уровень игры.

Попросите ребенка выложить прямоугольник с перекладиной.

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н.

-убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б;

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е;

- убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р;

- убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.

Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из "волшебных" палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь сделать букву В; из буквы В сделать букву Р; из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф сделать Я.

Игра «Пластилиновый конструктор»

Вместе с ребенком изготовьте из пластилина набор деталей для составления любой буквы русского алфавита: колбаски примерно одинаковой толщины и длины, колбаски разделённые пополам, колечки, полукруги. Cоставляем буквы по образцу или по представлению.

Можно усложнить игру составляя буквы из деталей разного цвета по образцу или по памяти.

Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Можно прикрепить буквы к яркому картону, украсить их (мелкими бусинками, крупой).

Игры: «Соленые буквы», «Веревочные буковки»- изготавливаем и ощупываем.

Изготовить необходимые атрибуты для игры вы можете сами или вместе с ребенком. На каждой карточке контур буквы с помощью кисточки густо намажьте клеем ПВА. Пока клей не высох, на поверхность карточки насыпьте слой соли. Подождите, пока соль немного приклеится, а затем переверните карточку, ссыпая остатки соли. Дайте буквам высохнуть.

Когда карточки будут готовы, предложите ребенку ощупать контуры букв ладошкой, провести по ним каждым пальчиком правой и левой руки, запомнить свои ощущения. Завяжите ребенку глаза платком или шарфом, пусть он попробует отгадывать буквы на ощупь.

Игра «Песочный экран» (можно использовать крупы)

-Напишите буквы на песке пальцем или палочкой. Ребёнок может написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь "неправильной" буквы.

Игра «Фантазеры, или на что похожа буква»

Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.

Например: Б - кенгуру.

В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

Д - домик, легковой автомобиль.

Е - сломанная расческа.

Ё - ежик несет два яблока на спине.

Ж - жук, снежинка.

3 - змейка, птица в полете.

О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.

Ч - вешалка, перевернутый стул и т.д.

Игра «Умная зарядка»

Любому ребенку будет интересно стать буквой.

Буква В - прижмите к себе две подушки.

Буква Д - вместе с ребенком сядьте на ковер спиной друг к другу, ноги чуть согните в коленях.

Буква Е - стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперед, одновременно вперед вытяните руки.

Буква Ё - то же, что и буква Е, при этом подмигните.

Буква 3 - лежа на боку, ноги согните в коленях, голову отведите назад, прогнитесь назад.

Буква Щ - то же, что и буква Ш, при этом топните левой ногой.

Буква Ъ - приложите подушку к животу, отведите одну руку, согнутую в локте, назад и вверх.

Буква Ю - держите подушку впереди себя на вытянутых руках.

Сфотографируйте ребенка, когда он изображает разные буквы. С помощью этих фотографий вы сможете в дальнейшем составлять вместе с малышом слоги и слова.

Умные прятки

Буквы спрячьте так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Попросите ребёнка отгадать по видимой части, что это за буква. Для лучшего запоминания новых букв можно располагать их в "специальных" местах. Например: букву X можно спрятать в ххххолодильнике, букву 3 - за зззеркалом, букву В - повесить на вввешалку в прихожей и т. п.

Игры «Самолётики», «Бабочки»

Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите" ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Вариант игры с бабочками-цветочками больше понравится мальчику.

Логические цепочки

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: А-Л-А-Л-А. Попросите угадать, какая буква должна быть следующей.

Это задание представляет собой логическую закономерность - правило чередования. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:

А-А-Л-Л-А-А-Л-Л

А-Л-Л-А-Л-Л-А

А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, помогите ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносите названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).

Буква растет

Пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа.  Предложите ему самому "вырастить" какую-нибудь букву.

Попробуйте составлять из букв "горки". Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине листа, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Веселое лето"

Как мы долго ждали,Как мы долго  звалиЛето наше красное,Звонкое и ясное....

буклет "Мы встречаем весело праздник Новый год"

Данный буклет носит рекомендательный характер. В нем предлагаются новогодние игры в кругу семьи и друзей. Буклет располагается в родительском уголке группы детского сада....

Буклет для родителей "Веселые игры со скакалкой"

Я с ней прыгала, скакала,Змейкой по полу пускала,Я стучала ей, крутила,В бант её я превратила,Куклам сделала качели,Развязала еле-еле,Рыбу ей я половила,Платья куклам посушила,Мне её совсем не жалко,В...

Буклет "Сказка о Веселом Язычке"

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Буклет - сказка о веселом язычке

Буклет - сказка о веселом язычке...

Буклет для родителей "Веселая зарядка"

Вашему вниманию буклет для родителей "Веселая зарядка"...