Логопедические игры в песочной стране
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Душина Наталья Николаевна

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи, очень эффективно, т.к. игра на песке это естественная деятельность ребенка, поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный коррекционный эффект!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediseskie_igry_v_pesochnoy_strane.docx145.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 249»

ПРОЕКТ

ТЕМА: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ»

C:\Users\User\Desktop\pesoch.jpg

Учитель – логопед:

Душина Наталья Николаевна

Новокузнецкий городской округ, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Логопедические игры в песочной стране……………………………………………............6

1.1 Песочная терапия, как ведущий метод коррекционного воздействия…….......................6

1.2 Моделирование игр-сказок на песке………………………………………………………..8

1.3 Логопедические игры, применяемые в развитии звуковой стороны речи………...........11

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..14

Приложение……………………………………………………………………………………..15

Введение

Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься "кулинарными делами". Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство, с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей.  Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И, наверное, каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики.

С песком ребенок знакомиться очень рано и первое, что запоминается из подаренных игрушек, - это кукла, ведерко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие "вкусности"! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко. И не каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность,  оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Кроме этого, «…по утверждению парапсихологов, песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию и очищать энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние». Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Обычно из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и другое, большая часть детей постоянно выбирает игры с песком. Для дошкольников,  это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, та как он  увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием, а погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Цель работы: коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи:

  •  Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  •  Снимать мышечную напряженность.
  •  Помогать ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  •  Развивать активность, расширять жизненный опыт.
  •  Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  •  Обучать умению находить способы решения проблемных ситуаций.
  •  Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  •  Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.
  •  Расширять словарный запас.
  •  Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.
  •  Развивать фонематический слух и восприятие.
  •  Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
  •  Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70 – 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.  Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему: частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых,  усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. 

Во-вторых,  в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика.

В-четвертых,  совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех,  кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

  1. Логопедические игры в «песочной стране».

1.1 Песочная терапия, как ведущий метод коррекционного воздействия.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.

Сегодня многие детские учреждения имеют  ванночки для песка, но как их оптимально использовать мало кто знает. Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующей задачи занятия. Занятие может быть как индивидуальным, так и подгрупповым. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. 

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
  2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто, где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике. 

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Практикум по песочной терапии».

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы:

  1.  Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка, формируем инструкцию к играм в сказочной форме, исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
  2.  «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  3.  Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот. Ребенок, играющий в песочнице, на время становится Волшебником и ему предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана.

Очень непросто разобраться в себе самом. Не всегда наши желания и чувства понятны другим, не всегда мы можем ясно и просто выразить переполняющие нас эмоции и чувства. Но как же быть тогда маленькому ребенку с тяжелыми нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, который не дает ему возможности понятно рассказать взрослому о своих переживаниях и страхах. Психологи скажут, что можно нарисовать свое состояние, но часто у детей с нарушениями речи плохо развита мелкая моторика и они плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел.

А в играх с песком все становится возможным. «Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых». А взрослым, особенно психологам, есть над чем подумать и поработать.

1.2 Моделирование игр-сказок на песке.

При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры, которые выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Этапы игры:

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5.Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Перспектива дальнейших приключений.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки.

«Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.

Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно делать всё внимательно». (Д. Фролов)

Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры.

Вот волшебная страна. Здесь просторно и светло и принцессу зовут О. Ставим в песочницу фигурку, на которой скотчем приклеена буква О.

Строим сад из веточек, и появляются птицы, на них также наклеена буква.

Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Для того чтобы получить ключ в волшебную страну, надо выполнить задания, пройти испытания. (Назвать 3 слова со звуком «О». Отгадать, как зовут друзей принцессы; в их именах обязательно должен быть звук «О». Что любит есть принцесса? Кто ещё может жить в этой стране? Назвать фигурки, в названии которых слышим звук «О», и приклеить им символ звука, который называется буква.)

Теперь мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, но и прописывая буквы на песке. Таким образом, мы разделяем понятия «звук» и «буква».

Эта простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

Мы можем использовать разные буквы: пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. «Это важно для мануального осознания ребенком абстрактных символов. Он должен не только зрительно запомнить буквы, но и подключить к этому телесную память».

Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно: пальцем, палочкой, змейкой. На песок можно переносить все известные игры, направленные на формирование навыков письма. Самые скучные орфограммы можно превратить в увлекательные игры и сказки.

В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны. Дети восстанавливают мир в соответствие со своими желаниями и приобретенными знаниями. Главное, чтобы всем было удобно и хорошо. Усиливаем успешный опыт детей. (Все сказочные существа благодарны детям). Затем происходит спонтанное продолжение игры, в которой все празднуют победу.

Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство, в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.

На занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  •  Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (машинки, змейки, санки и др.)
  •  Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  •  «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  •  Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  •  «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно (сначала только указательными, затем средним, безымянными, большими и наконец, мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадай, чьи они!  

Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или  клавиатуре компьютера. При этом  двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения можно предложить  детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определённой буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребёнку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

1.3 Логопедические игры, применяемые в развитии звуковой стороны речи.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

  •  Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а)  или другой гласный;
  •  Выбрать фигурки, в названиях которых есть  автоматизированный звук (с) или (ш) и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце  слова. Если    обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну  принцессы «ЭС»  или  «ША» и т.д. и   поселяют фигурки в этой стране, а  сами становятся её почётными гостями.

Это простая игра  помогает нам решить немало логопедических задач: закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Нравится им  превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на  бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку "Феи Ударения" и "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.        

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных  из песка, мы  располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игры «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля. Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их. Потом  они ставят флажок на своё поле.

Нравится детям игра «Мой город». Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений,  автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки  с ритмичными движениями в песке. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: «Играй и твори одновременно».

         

Заключение

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- дети чувствуют себя более успешными;

- развивается  мелкая  моторика рук;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

- расширяется словарный запас;

- происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Таким образом, в песочнице мы увидели мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке логопеды решают самые сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.

Список литературы:

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – Санкт-Петербург: Лань, 1999.
  2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – Москва: Учебная литература, 1997.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.:ИСП иП, 1998.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

7. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-Просвещение, 1987.

8. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.

10. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Приложение №1.

РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком», выдыхай медленно и плавно, старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ».

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?».

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА».

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ».

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ».

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ».

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН».

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ».

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ».

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Приложение №2.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА».

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«ИНДЮКИ».

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«КАЧЕЛИ».

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«ЧАСИКИ».

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК».

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР».

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК».

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«ГОРОЧКА».

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА».

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ».

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Приложение №3.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ».

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ».

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА».

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

«МОЙ ГОРОД».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.


Приложение №4.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

«СТРОИТЕЛИ» (2-3 ЗАНЯТИЯ).

Цель: учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО».

Цель: закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО».

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое).

«РОДНЫЕ СЛОВА».

Цель: развивать мелкую моторику рук, упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование: песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы).

«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ».

Цель: развивать мелкую моторику рук, упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю – закапывал, откапываю – откапывал).

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.) Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ».

Цель: учить детей пользоваться моделями – уметь соотносить картинки с определенными знаками, развивать мелкую моторику рук, упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных, закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки – модели, обозначающие диких животных: оранжевый – лиса, белый – заяц, серый – волк, коричневый – медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям, развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки, добиваться четкого проговаривания окончаний слов, воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда – кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.


Приложение №5.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ».

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»).

«ДВЕ ИГРУШКИ».

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: Я круглый.

Мяч: Я тоже.

Шар: Если меня ветерок подхватит, я полечу.

Мяч: А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар: На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: А я украшен разноцветными полосками

Шар: Меня надувают воздухом.

Мяч: И у меня внутри воздух.


Приложение №6.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

«ПОЛОСКИ».

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ».

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Приложение №7.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

«ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ».

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу (зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога – в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

«ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ».

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: песочница, домики с 1, 2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ».

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«НАПИШИ НА ПЕСКЕ».

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1, 2-с ложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Приложение №8.

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК.

РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («один пальчик – все пальчики»);

- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ».

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами, развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели; воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ».

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное, формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное, развивать мелкую моторику рук, формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас – пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Приложение №9.

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Тема: «Звуки [Ш] и [С]. Автоматизация и дифференциация».

Цели:

- закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;

- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;

- продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- развивать пространственное воображение;

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: песочница с сухим песком, песочница с мокрым песком размером, щёточка (широкая кисточка), валик, палочка, спиртовые салфетки; деревянные листики, камешки, ракушки, счётные палочки; мелкие игрушки (груша, слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка); фигурки настольного театра (старушка, лиса, горшок со сметаной (белый пластилин), куст, дом); символы звуков [с] - «насос» и [ш] - «сдувается воздушный шар»; схематичные рисунки «мышь» и «воздушный шар»; схемы правил поведения в песочнице; совок, веник, щётка для разравнивания песка.

Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Лиса и горшок», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

Ход занятия.

Организационный момент.

Занятие проходит в два этапа. Первый этап в песочнице с сухим песком. Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице, глядя на схемы: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.

Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.

Автоматизация изолированных звуков.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

Логопед предлагает ребёнку построить на песке из листочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).

Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.

А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).

Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше».

Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.

Логопед: «Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]».

Ребёнок: «Соня, Саша, Света».

Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар».

(Аналогично работа проходит с рисунком и словом «мышь»).

После этой работы в сухой песочнице, логопед и ребёнок переходят к песочнице с мокрым песком, дно и борта её окрашены голубым цветом. Начинается второй этап занятия. Возможно, разделить одно занятие на два. Стоит отметить, что в песочнице заранее ребёнком, взрослым или ими обоими подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:

- ложечкой выкопаны три ямки, имитация грядок на огороде;

- валиком сделан ров, так чтобы виден был голубой фон дна, имитация реки;

- расставлены герои (лиса, старушка с горшком сметаны);

- размещены дом, куст и семена.

Драматизация сказки «Лиса и горшок».

Логопед предлагает ребёнку самостоятельно рассказать и показать сказку «Лиса и горшок». Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:

«Вышла старушка в огород семена сажать и спрятала в кустах горшок со сметаной (ребёнок вкладывает в руки фигурке горшочек, помогает отнести под куст, берёт камешки, кидает в ямки-грядки и закапывает). Подобралась к горшку лиса (имитирует фигуркой движения лисы). Всунула в горшок голову и съела всю сметану (белый пластилин – «горшочек» - крепит на морду лисы). Но вот беда - никак голову из горшка не вытащит (имитирует движения лисы). Говорит лиса: "Пошутил горшок, да хватит, отпусти!" Не отстаёт горшок. Рассердилась лиса: "Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю!" (двигает фигурку лисы к имитации реки). Стала лиса в реке горшок топить. Но горшок утонул вместе с лисой (бросает фигурку лисы в реку).

После драматизации логопед предлагает ребёнку вспомнить все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].

Итог занятия.

Взрослый хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры в песочной стране

В коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множ...

Логопедические игры в песочной стране

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Частичный перенос логопедических занят...

Логопедические игры в песочной стране.

Описаны: положительный результат песочной терапии и игры по развитию дыхания....

Логопедические игры в песочной стране

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает...

Логопедические игры в песочной стране

Логопедические игры в песочной стране...

Логопедические игры в песочной стране

В материале даны рекомендации по оранизации игр с песком при коррекции речи у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован учителями - логопедами,учителями-логопедами, восп...