Главные вкладки

    Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

    Новикова Наталья 
    Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

    Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

    Тема: «Дикие животные нашего края»

    Составила:

    Учитель-логопед: Новикова Н. В

    Подготовили и провели НОД:

    Учитель-логопед,

    воспитатели, музыкальный руководитель,

    дети подготовительной группы.

    Интегрированные образовательные области:

    Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Цель:

    Вызвать у детей интерес к диким животным нашего края. Уточнить и систематизировать знания детей о животных. Продолжать развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

    Задачи

    Образовательные:

    Активизировать и развивать словарь по теме «Дикие животные нашего края»; Совершенствовать у детей грамматический строй речи:

    - упражнять в употреблении существительных в род. падеже мн. числа;

    - упражнять в образовании относительных прилагательных;

    - согласовании существительных и прилагательных;

    - уточнить значение пространственных предлогов и уметь употреблять их в речи;

    - закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план.

    Развивающие:

    Развивать образное мышление детей, творческое воображение; Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить;

    Познакомить с интересными фактами из жизни животных, показать их уникальность;

    Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    Создавать положительный эмоциональный настрой;

    Воспитывать любовь к животным, понимания их поведения и повадок;

    Формировать интерес и бережное отношение к природе;

    Воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полным ответом, внимательно слушать своих товарищей);

    Формировать познавательный интерес, желание учиться.

    Оборудование:

    Постройка кормушки для белки, из мягких крупногабаритных модульных блоков;

    Экран для презентации, компьютер;

    Презентация «Дикие животные нашего края»;

    Видео на экране «Паровоз Букашка» с песенкой паровозика.

    Предметные картинки с изображением животных;

    Искусственные елки, дерево, куст;

    Игрушечные животные: заяц, лось, медведь, волк, еж, белка, лиса.

    Диск с записями: «Звуки леса», музыка на выход Феи, Лисы.

    Музыкальное сопровождение физкультминуток: «Детки по лесу гуляли», «На водопой»;

    Схемы для составления предложений с предлогами: (см. приложение 1)

    Схемы для составления описательных рассказов Т. А. Ткаченко (Формат А-3).

    Предварительная работа:

    - подбор иллюстрированного материала по теме: «Животные наших лесов»;

    - чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме;

    - беседы о бережном отношении к природе и животным нашего края;

    - просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища»;

    - дидактические игры: «Угостим лесных зверей», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Один - много», «Посчитай до пяти», «Назови детенышей»; «Чей хвост, чья голова?», «Хищники и травоядные».

    - сюжетно – ролевая игра: «Ветеринарная лечебница».

    - продуктивная деятельность: лепка из пластилина «Дикие животные», оригами «Зайчики», рисование «Дикие животные леса», оформление выставки: «Животные леса»;

    - работа с родителями: рекомендации посетить с детьми Московский зоопарк, Зоологический музей, создание родителями альбома «Эти интересные животные»;

    - знакомство со схемами для составления предложений с предлогами; - знакомство с картинно-графическими планами рассказов, с каждым условным обозначением.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент:

    Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Мы на занятиях много говорили о животных нашего края. И сегодня отправимся с вами в очередное путешествие. Но куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)

    2. Основная часть:

    Отправление в лес.

    - А как нам попасть в лес? (Ответы детей).

    - Можно на машинах;

    - на автобусе;

    - надо сесть на электричку и уехать далеко от детского сада.

    - Правильно. Но мы отправляемся путешествовать в сказочный лес. Поэтому я предлагаю поехать на поезде. А повезет нас сказочный паровоз «Букашка». Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Машинист даст гудок, и поезд поедет. Когда музыка замолкнет, поезд сразу же остановится. (Логопед назначает машиниста. Ребенок надевает шапочку «Букашки»).

    Видео на экране «Паровоз Букашка». Звучит песенка паровозика.

    /Дети изображают поезд с машинистом. Делают два круга по музыкальному залу/.

    Внимание! Станция «Лесная». Это наша остановка. /Слайд смешанного леса/. Мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

    3. Релаксация (звуки леса)

    - Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся. Звучит музыка леса.

    - Ребята, а что такое лес?

    (Ответы детей.)

    - Это дом для животных и растений;

    - там много деревьев, цветов.

    - Почему людям нравится быть в лесу?

    - Красиво;

    - чистый воздух, птицы поют… .

    - Да, ребята, лес – чудесное место. Мы с вами в сказочном лесу. А сказочным он называется, потому что звери и птицы в нем умеют разговаривать.

    4. Игра “Чего и кого много в лесу?” (Слайд леса с лесными обитателями).

    Логопед: Ребята, скажите, чего много в лесу? Отвечаем полным предложением. (Ответы детей).

    - В лесу много деревьев;

    - грибов, ягод, кустов;

    - травы, воздуха, растений;

    - цветов, волков, лис, медведей).

    - А как называют животных леса?

    – Дикими животными. Да, в лесу много диких животных. А почему их называют дикими? - Потому что они живут в лесу и о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу.

    5. Игра “Дикие животные - какие они?”

    Логопед: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (Ответы детей).

    - Они могут быть злые и сердитые;

    - хищные, травоядные;

    - опасные, пугливые;

    - маленькие, большие, сильные и т. д.

    - Ребята, посмотрите, кто это к нам спешит? Кто пришел к нам в гости?

    /Появляется Лесная фея. Взрослый в сказочном костюме/.

    Фея: Здравствуйте ребята! Отгадайте кто я? (Ответы детей)

    Я Лесная фея – покровительница и защитница любого леса. Понимаю язык всех животных и птиц. Я узнала, что вы скоро пойдете в школу. Значит вы уже многое знаете и умеете. Интересно, сможете ли вы отгадать загадки о лесных жителях?

    6. Отгадывание загадок про животных наших лесов:

    * Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)

    * Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

    * Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы- уши больше головы? (заяц)

    * Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (лиса)

    * Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (ёж).

    * Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица… (белка)

    Фея: Какие вы все молодцы! Ребята, а вы знаете, чем питаются дикие животные? - Мясом, растениями. Правильно, существуют хищные животные, травоядные и всеядные.

    Фея: Мы с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные». Расставим животных к нужной схеме, по способу питания: хищники напротив косточки, травоядных напротив травы, а всеядные, где и косточка, и трава.

    7. Игра «Хищники и травоядные». (Дети берут картинки животных и выкладывают к нужной схеме на мольберте). Проверяется правильность выполнения задания). -Каких животных называют травоядными? А каких хищными? А каких всеядными? (Ответы детей).

    - Хищники – это животные, у которых острые зубы;

    - хорошее чутье, чуткие уши, сильные лапы;

    - это помогает им охотится на других животных;

    - лиса, волк, рысь, медведь – хищники;

    - травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу;

    - у них хорошо развиты челюсти, зубы приспособлены для растительной пищи;

    - заяц, лось, бобр, олень – травоядные;

    - медведь, белка, еж, кабан, куница – всеядные животные.

    Фея: Следующее задание: на экране изображены части тела разных лесных животных, нужно определить чья голова нарисована, чей хвост (хвостик?

    8. Д/и “Угадай, чей хвост? Чья голова?”

    На слайде головы и хвосты лесных животных. Дети отвечают полным ответом. – это медвежья голова, медвежий хвост;

    - это волчья голова, волчий хвост;

    - это лисья голова, лисий хвост;

    - это медвежья голова, медвежий хвост;

    - это заячья голова, заячий хвост;

    - это кабанья голова, кабаний хвост;

    - это оленья голова, олений хвост;

    - это лосиная голова, лосиный хвост.

    Фея. Все верно. Вы молодцы. А сейчас немного отдохнем.

    9. Физкультминутка «На водопой» /Музыкальное сопровождение/

    Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

    Звери шли на водопой.

    За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

    За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

    За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

    За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

    За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

    За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

    Волчица вела за собою волчат (крадутся)

    Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

    Дети садятся на стульчики.

    Логопед. Ребята, к нам еще кто-то спешит.

    Появляется Лиса. /Музыкальное сопровождение/

    Лиса. (Взрослый в костюме лисы) Здравствуйте ребята! Узнали меня? Я Лиза лиса, всему лесу краса. Ой, все детеныши зверей лесных разбежались, попрятались. Помогите мне найти их. Только ловить их не нужно. Они испугаются. Ваша задача посмотреть, где прячется детеныши. И составить предложения по схемам. А мамы их потом быстро найдут.

    10. Игра «Прятки».

    Дети по очереди находят лесных детенышей (игрушки: медвежонок, бельчонок, лосенок, ежонок, волчонок, зайчонок). Составляют предложения с опорой на схемы.

    Рыжий бельчонок сидит в дупле.

    Серый волчонок прячется за елку.

    Бурый медвежонок выглядывает из-за куста.

    Длинноухий зайчонок прячется под кустом. И т. д.

    Лиса. Спасибо ребята за помощь. Я бы без вас не справилась. А сейчас, давайте поиграем.

    11. Физкультминутка «Детки по лесу гуляли» /Музыкальное сопровождение/.

    Детки по лесу гуляли (шагают на месте)

    За природой наблюдали (ладонь к глазам)

    Вверх на солнце посмотрели (тянут руки вверх)

    И их лучики согрели (обнимают себя)

    Вдруг навстречу волк идет (крадутся)

    Хмуро смотрит, спинку гнет (выгибают спинки)

    Мы волчишку обхитрим

    На носочках побежим (бег на носочках)

    Отдохнули, порезвились

    И на стулья опустились. (сели)

    Воспитатель. Ребята, мы много говорили о диких животных. И о том, как в лесу им непросто жить. А вот зимой им приходится приспосабливаться к еще более трудным условиям. Например, белке надо наполнить свои кладовые запасами. А что еще ей необходимо сделать? (Ответы детей)

    - Сменить рыжую шубку на серую.

    Зайцу обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги. Для чего?

    - Грызть твердую кору деревьев, убегать от лисы и волка.

    -Как еще зайцы готовятся к зиме? (Ответы детей)

    - Меняют цвет шерсти. Серую шубку на белую.

    Давайте проведем эксперимент. Как вы думаете, если заяц не поменяет цвет и останется зимой серым, а летом наоборот, будет белым?

    (Дети высказывают свои предположения). Давайте посмотрим.

    11. Экспериментальная деятельность.

    Воспитатель демонстрирует модель маскировки. Демонстрируя по очереди фигурки белки и зайца то на фоне белой части модели, то на фоне пестрой.

    Воспитатель. Вывод: Маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находиться на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).

    12. Презентация

    «Дикие животные наших лесов».

    (Составление описательного рассказа с опорой на схемы).

    Логопед. Продолжаем экскурсию. Здесь у экрана вы должны составить рассказ, о лесных животных. Рассказ будем составлять по схеме.

    Дети по очереди рассказывают о том, какое животное изображено на экране по плану:

    - название животного;

    - жилище животного;

    - кто у кого? (Животные и их детеныши);

    - кто что ест?

    Дети смотрят презентацию «Животные наших лесов» и рассказывают

    по очереди.

    (Оценка рассказов детей).

    13. Итог:

    Логопед. Наше путешествие в сказочный лес закончилось. Мы много узнали о жизни лесных животных. Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? Что вы узнали нового? Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей).

    Подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

    А нам пора в обратный путь. Вернитесь в свои вагончики. Отправляемся в свою группу. Внимание… (Звучит музыка).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

    Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

    Интегрированное занятие в 1 младшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию (стихи автора). Тема: Дикие животные. Заяц.

    Познакомить детей с игрушкой, изображающей зайца; Дать знания о диких животных;Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем;Учить исполнять ра...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

    Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

    Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: «Дикие животные нашего края».

    Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: "Домашние животные". Средняя группа

    Конспект фронтального  (подгруппового) занятия для детей с ТНР, ЗПР. Тематический цикл: "Домашние животные".  Возрастная группа: средняя....