Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

Новикова Наталья 
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Тема: «Дикие животные нашего края»

Составила:

Учитель-логопед: Новикова Н. В

Подготовили и провели НОД:

Учитель-логопед,

воспитатели, музыкальный руководитель,

дети подготовительной группы.

Интегрированные образовательные области:

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель:

Вызвать у детей интерес к диким животным нашего края. Уточнить и систематизировать знания детей о животных. Продолжать развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

Задачи

Образовательные:

Активизировать и развивать словарь по теме «Дикие животные нашего края»; Совершенствовать у детей грамматический строй речи:

- упражнять в употреблении существительных в род. падеже мн. числа;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- согласовании существительных и прилагательных;

- уточнить значение пространственных предлогов и уметь употреблять их в речи;

- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план.

Развивающие:

Развивать образное мышление детей, творческое воображение; Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить;

Познакомить с интересными фактами из жизни животных, показать их уникальность;

Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать любовь к животным, понимания их поведения и повадок;

Формировать интерес и бережное отношение к природе;

Воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полным ответом, внимательно слушать своих товарищей);

Формировать познавательный интерес, желание учиться.

Оборудование:

Постройка кормушки для белки, из мягких крупногабаритных модульных блоков;

Экран для презентации, компьютер;

Презентация «Дикие животные нашего края»;

Видео на экране «Паровоз Букашка» с песенкой паровозика.

Предметные картинки с изображением животных;

Искусственные елки, дерево, куст;

Игрушечные животные: заяц, лось, медведь, волк, еж, белка, лиса.

Диск с записями: «Звуки леса», музыка на выход Феи, Лисы.

Музыкальное сопровождение физкультминуток: «Детки по лесу гуляли», «На водопой»;

Схемы для составления предложений с предлогами: (см. приложение 1)

Схемы для составления описательных рассказов Т. А. Ткаченко (Формат А-3).

Предварительная работа:

- подбор иллюстрированного материала по теме: «Животные наших лесов»;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок по теме;

- беседы о бережном отношении к природе и животным нашего края;

- просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища»;

- дидактические игры: «Угостим лесных зверей», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Один - много», «Посчитай до пяти», «Назови детенышей»; «Чей хвост, чья голова?», «Хищники и травоядные».

- сюжетно – ролевая игра: «Ветеринарная лечебница».

- продуктивная деятельность: лепка из пластилина «Дикие животные», оригами «Зайчики», рисование «Дикие животные леса», оформление выставки: «Животные леса»;

- работа с родителями: рекомендации посетить с детьми Московский зоопарк, Зоологический музей, создание родителями альбома «Эти интересные животные»;

- знакомство со схемами для составления предложений с предлогами; - знакомство с картинно-графическими планами рассказов, с каждым условным обозначением.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Мы на занятиях много говорили о животных нашего края. И сегодня отправимся с вами в очередное путешествие. Но куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)

2. Основная часть:

Отправление в лес.

- А как нам попасть в лес? (Ответы детей).

- Можно на машинах;

- на автобусе;

- надо сесть на электричку и уехать далеко от детского сада.

- Правильно. Но мы отправляемся путешествовать в сказочный лес. Поэтому я предлагаю поехать на поезде. А повезет нас сказочный паровоз «Букашка». Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Машинист даст гудок, и поезд поедет. Когда музыка замолкнет, поезд сразу же остановится. (Логопед назначает машиниста. Ребенок надевает шапочку «Букашки»).

Видео на экране «Паровоз Букашка». Звучит песенка паровозика.

/Дети изображают поезд с машинистом. Делают два круга по музыкальному залу/.

Внимание! Станция «Лесная». Это наша остановка. /Слайд смешанного леса/. Мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

3. Релаксация (звуки леса)

- Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся. Звучит музыка леса.

- Ребята, а что такое лес?

(Ответы детей.)

- Это дом для животных и растений;

- там много деревьев, цветов.

- Почему людям нравится быть в лесу?

- Красиво;

- чистый воздух, птицы поют… .

- Да, ребята, лес – чудесное место. Мы с вами в сказочном лесу. А сказочным он называется, потому что звери и птицы в нем умеют разговаривать.

4. Игра “Чего и кого много в лесу?” (Слайд леса с лесными обитателями).

Логопед: Ребята, скажите, чего много в лесу? Отвечаем полным предложением. (Ответы детей).

- В лесу много деревьев;

- грибов, ягод, кустов;

- травы, воздуха, растений;

- цветов, волков, лис, медведей).

- А как называют животных леса?

– Дикими животными. Да, в лесу много диких животных. А почему их называют дикими? - Потому что они живут в лесу и о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу.

5. Игра “Дикие животные - какие они?”

Логопед: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (Ответы детей).

- Они могут быть злые и сердитые;

- хищные, травоядные;

- опасные, пугливые;

- маленькие, большие, сильные и т. д.

- Ребята, посмотрите, кто это к нам спешит? Кто пришел к нам в гости?

/Появляется Лесная фея. Взрослый в сказочном костюме/.

Фея: Здравствуйте ребята! Отгадайте кто я? (Ответы детей)

Я Лесная фея – покровительница и защитница любого леса. Понимаю язык всех животных и птиц. Я узнала, что вы скоро пойдете в школу. Значит вы уже многое знаете и умеете. Интересно, сможете ли вы отгадать загадки о лесных жителях?

6. Отгадывание загадок про животных наших лесов:

* Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)

* Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

* Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы- уши больше головы? (заяц)

* Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (лиса)

* Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (ёж).

* Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица… (белка)

Фея: Какие вы все молодцы! Ребята, а вы знаете, чем питаются дикие животные? - Мясом, растениями. Правильно, существуют хищные животные, травоядные и всеядные.

Фея: Мы с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные». Расставим животных к нужной схеме, по способу питания: хищники напротив косточки, травоядных напротив травы, а всеядные, где и косточка, и трава.

7. Игра «Хищники и травоядные». (Дети берут картинки животных и выкладывают к нужной схеме на мольберте). Проверяется правильность выполнения задания). -Каких животных называют травоядными? А каких хищными? А каких всеядными? (Ответы детей).

- Хищники – это животные, у которых острые зубы;

- хорошее чутье, чуткие уши, сильные лапы;

- это помогает им охотится на других животных;

- лиса, волк, рысь, медведь – хищники;

- травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу;

- у них хорошо развиты челюсти, зубы приспособлены для растительной пищи;

- заяц, лось, бобр, олень – травоядные;

- медведь, белка, еж, кабан, куница – всеядные животные.

Фея: Следующее задание: на экране изображены части тела разных лесных животных, нужно определить чья голова нарисована, чей хвост (хвостик?

8. Д/и “Угадай, чей хвост? Чья голова?”

На слайде головы и хвосты лесных животных. Дети отвечают полным ответом. – это медвежья голова, медвежий хвост;

- это волчья голова, волчий хвост;

- это лисья голова, лисий хвост;

- это медвежья голова, медвежий хвост;

- это заячья голова, заячий хвост;

- это кабанья голова, кабаний хвост;

- это оленья голова, олений хвост;

- это лосиная голова, лосиный хвост.

Фея. Все верно. Вы молодцы. А сейчас немного отдохнем.

9. Физкультминутка «На водопой» /Музыкальное сопровождение/

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Дети садятся на стульчики.

Логопед. Ребята, к нам еще кто-то спешит.

Появляется Лиса. /Музыкальное сопровождение/

Лиса. (Взрослый в костюме лисы) Здравствуйте ребята! Узнали меня? Я Лиза лиса, всему лесу краса. Ой, все детеныши зверей лесных разбежались, попрятались. Помогите мне найти их. Только ловить их не нужно. Они испугаются. Ваша задача посмотреть, где прячется детеныши. И составить предложения по схемам. А мамы их потом быстро найдут.

10. Игра «Прятки».

Дети по очереди находят лесных детенышей (игрушки: медвежонок, бельчонок, лосенок, ежонок, волчонок, зайчонок). Составляют предложения с опорой на схемы.

Рыжий бельчонок сидит в дупле.

Серый волчонок прячется за елку.

Бурый медвежонок выглядывает из-за куста.

Длинноухий зайчонок прячется под кустом. И т. д.

Лиса. Спасибо ребята за помощь. Я бы без вас не справилась. А сейчас, давайте поиграем.

11. Физкультминутка «Детки по лесу гуляли» /Музыкальное сопровождение/.

Детки по лесу гуляли (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут руки вверх)

И их лучики согрели (обнимают себя)

Вдруг навстречу волк идет (крадутся)

Хмуро смотрит, спинку гнет (выгибают спинки)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились. (сели)

Воспитатель. Ребята, мы много говорили о диких животных. И о том, как в лесу им непросто жить. А вот зимой им приходится приспосабливаться к еще более трудным условиям. Например, белке надо наполнить свои кладовые запасами. А что еще ей необходимо сделать? (Ответы детей)

- Сменить рыжую шубку на серую.

Зайцу обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги. Для чего?

- Грызть твердую кору деревьев, убегать от лисы и волка.

-Как еще зайцы готовятся к зиме? (Ответы детей)

- Меняют цвет шерсти. Серую шубку на белую.

Давайте проведем эксперимент. Как вы думаете, если заяц не поменяет цвет и останется зимой серым, а летом наоборот, будет белым?

(Дети высказывают свои предположения). Давайте посмотрим.

11. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель демонстрирует модель маскировки. Демонстрируя по очереди фигурки белки и зайца то на фоне белой части модели, то на фоне пестрой.

Воспитатель. Вывод: Маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находиться на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).

12. Презентация

«Дикие животные наших лесов».

(Составление описательного рассказа с опорой на схемы).

Логопед. Продолжаем экскурсию. Здесь у экрана вы должны составить рассказ, о лесных животных. Рассказ будем составлять по схеме.

Дети по очереди рассказывают о том, какое животное изображено на экране по плану:

- название животного;

- жилище животного;

- кто у кого? (Животные и их детеныши);

- кто что ест?

Дети смотрят презентацию «Животные наших лесов» и рассказывают

по очереди.

(Оценка рассказов детей).

13. Итог:

Логопед. Наше путешествие в сказочный лес закончилось. Мы много узнали о жизни лесных животных. Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? Что вы узнали нового? Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей).

Подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

А нам пора в обратный путь. Вернитесь в свои вагончики. Отправляемся в свою группу. Внимание… (Звучит музыка).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

Интегрированное занятие в 1 младшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию (стихи автора). Тема: Дикие животные. Заяц.

Познакомить детей с игрушкой, изображающей зайца; Дать знания о диких животных;Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем;Учить исполнять ра...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: "Домашние животные". Средняя группа

Конспект фронтального  (подгруппового) занятия для детей с ТНР, ЗПР. Тематический цикл: "Домашние животные".  Возрастная группа: средняя....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего леса»

Конспект занятия по развитию речи.Тема: «Дикие животные нашего леса»  (в подготовительной группе «Полянка» компенсирующей направленности с детьми ТНР.)...

Конспект итогового интегрированного изанятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи.Тема: " К нам пришла весна".

Цель данного конспекта занятия направленна на уточнение и обобщение представлений детей о характерных признаках весны, помогает расширить знания воспитанников о весне, как времени года.Развивает речь ...