Технологическая карта подгруппового коррекционно - логопедического занятия. ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

Цели: автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР.

1.Коррекционно - образовательные:

 - закрепить слуховой и моторный образ звука [Р];

- автоматизировать произношение звука [Р] в слогах и словах с сочетанием – ТР, - ДР.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- совершенствовать умение правильно произносить звук [ Р ] в слогах и словах  с сочетанием – ТР, - ДР.

- развивать мимическую мускулатуру; высоту и силу голоса;

- развивать мелкую моторику (шарики Су-джок);

- развивать ВПФ (память, внимание, мышление);

- развивать навыки работы с мнемотаблицами;

- развивать  фонематический  слух, фонематические представления;

- совершенствовать  навыки звукового анализа (фонематическое восприятие);

-развивать навыки согласование существительных с числительными.

3. Коррекционно - воспитательные:

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-развивать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение слушать логопеда.

Тип занятия: закрепление и совершенствование  полученных знаний и умений.

Форма организации: подгрупповая.

Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа).

Логопедическое заключение: ФФНР.

Продолжительность:  25 – 30 минут.

 

Технологии:

-здоровьесберегающие: артикуляционная и дыхательная гимнастики, самомассаж, элементы логоритмики, элементы биоэнергопластики, СУ -  ДЖОК   терапия);

-коррекционные:

элементы пескотерапии, технология музыкального воздействия,

элементы мнемотехники;

- ИКТ – технологии: презентация к занятию.

- Игровые технологии: сюрпризный момент, дидактические, речевые  игры.

Занятие проводится на этапе автоматизации звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных

 – ТР, - ДР.

Учитывая структуру дефекта у детей с ФФНР (дизартрией), занятие построено с  задействованием сохранных анализаторов – тактильного, зрительного, слухового.

 

В ходе занятия используются принципы и методы:

 

 - наглядности, доступности, коммуникативно - деятельностного подхода, индивидуального подхода, онтогенетический принцип

Словесные методы:  объяснение, речевые задания, словесные игры.

Наглядные методы: артикуляционно – орального моделирования, ИКТ, показ образца задания и способа выполнения действия, мнемотехника.

Практические методы: Су-джок терапия, пескотерапия, здоровьесберегающие технологии, элементы логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx21.87 КБ
Microsoft Office document icon broshyura_2.doc110 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №1

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию

Волчанского городского округа

Технологическая карта подгруппового коррекционно-логопедического занятия.

ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием

согласных – ТР, - ДР »

Составила и провела:

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 1

Шнайдер Ж. Н.

г. Волчанск, 2015 г

№ п/п

Этап занятия

Содержание

Задачи этапа:

1.

Организационный момент.

(Слайд № 1)

(Слайд № 2)

- Ребята,  у нас сегодня будет необычное занятие.

- Посмотрите к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- А еще к нам должен прийти сказочный герой. Угадайте, о ком я вам загадаю загадку.

У отца был мальчик странный –

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он  длинный,

Кто же это? (Буратино)  (Входит «Буратино, и остается на занятии).

 

Буратино: Здравствуйте, ребята. Мне папа Карло подарил «Азбуку» (показывает). Сегодня мне хотелось бы побывать у вас на занятии, узнать, как правильно произносится звук [Р] . А еще в моей азбуке есть задания, которые я не совсем понимаю. Жанна Николаевна, ребята, вы  мне поможете?

- Хорошо, Буратино. Мы приглашаем тебя на наше занятие. Поможем ему, ребята?

Давайте еще раз все вместе поприветствуем друг друга.

Здравствуйте, глазки! Хлоп, хлоп, хлоп!                 Дети хлопают глазками

Здравствуйте, щечки! Шлеп, шлеп, шлеп!     Шлепают ладошками но щечкам

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип!      Нажимают указательным пальцем на нос

Здравствуй, мой ротик! Чмок, чмок, чмок!                    Чмокают губами

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!                           Хлопают в ладоши

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!                                  Топают ногами

Здравствуйте, детки!                                             «Здравствуйте !» Разводят руки в стороны                                         

- А сейчас сядет тот, чье имя назову шёпотом.-

Ребята давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях в игре –  Смело, четко говорим,

Потому что не спешим!

Будем соблюдать его на занятии?

1. Настроить детей на учебно – познавательную задачу.

2.Задать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к занятию.

3. Расслабить мышцы лицевой мускулатуры путем самомассажа и элементов психогимнастики.

2.

Подготовительный этап.

(развитие мелкой моторики)

- Прежде, чем занятие начать нужно наши пальчики размять. Повторяйте за мной и помогайте:

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

1. Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

3.

Артикуляционная и дыхательная  гимнастики.

- А теперь, давайте  для начала настроим наши язычки на работу, и выполним  сегодня артикуляционную гимнастику под музыку.  

Упражнения: «Худышки-хомячки», «Лопатка»; «Расческа», «Вкусное варенье»; «Лошадка»; «Часики»; «Качели»; «Грибок».

- Теперь возьмите свои  «ветерочки», и подуйте на них сначала легко, а потом сильно.

- А теперь мы подготовим наш мизинчик к последнему упражнению «Балалайка».

- Молодцы! Теперь наши язычки готовы к работе.

1. Через тактильное восприятие развивать осознанное отношение к правильному положению органов артикуляции.

2. Выработка целенаправленной, сильной воздушной струи.

4.

Объявление темы.

- Сегодня на занятии мы покажем нашим гостям и Буратино как мы учимся произносить красиво и правильно звук [Р] в слогах и словах в сочетании с – ТР, - ДР.

5.

Произношение звука в изолированном виде (индивидуальное и хоровое)

(Слайд № 3- звуковая дорожка)

-  Ребята, Буратино хочет, чтобы вы выполнили первое задание.

- Сначала наш мотор будет работать тихо, потом громче,   машина приближается к гаражу – ДР –ДР-ДР-ДР-ДР…

- А теперь поедет обратно – (сначала громко, потом тихо) – ДР – ДР – ДР – др – др.

-Молодцы!

1. Помочь осознать ощущение смычки кончика языка с альвеолами.

2.Отрабатывать подвижность языка и качественную длительную вибрацию.

3. Развивать высоту и илу голоса.

6.

Анализ артикуляции  и характеристика звука 

(Слайд № 4, 5)

- Ребята, у Буратино есть в заданиях схема нашего с вами звука. Давайте посмотрим и   расскажем, что делают наши органы артикуляции, когда мы произносим звук [Р]:

Губы - открыты;

Зубы - разомкнуты;

Язык –  кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам;

Воздушная струя -  проходит посередине и  с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать;

Голосовые связки - колеблются, производя голос.

- Правильно!-

  Какой звук сейчас мы произносили? Давайте вспомним, какой он:

 - гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).

 - глухой или звонкий (звонкий,  потому что говорим его голосом).

Если горлышко дрожит,
Значит
звонкий звук бежит.

- Итак, звук  [Р] - согласный, твердый, звонкий.

1. Развивать стимулирующую функцию слухового анализатора (формировать четкий акустический  образа звука).

2. Формировать слухопроизносительные дифференцировки (тв. – мяг.; зв. – гл.)

7.

Связь звука с буквой.

(Слайд № 6)

- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: “Чем отличается звук от буквы?”
Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
Посмотрите, Буратино принес  нам необычный песок. Давайте попробуем, из него  сделать букву Р.  Посмотрите, пожалуйста, на эти буквы и скажите, на что они похожи, попробуем немного пофантазировать. (Парус, топор, ракета и т.д.)

1. Закреплять понятия звук – буква.

2. Закреплять зрительно – моторный образ буквы.

3.Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

8.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Пропусти во двор».

 - Хорошо. Ребята, а вот и следующее задание для вас.

- Пропускайте вы во двор, лишь слов особенных набор. Я буду говорить вам звуки, слоги, слова, а вы: открывайте ворота если услышите звук [Р] –

Слушай внимательно:  

р- м-н-л-к-г-р-н-б-л-в-н

Ра – ма – ло – ку – ву - мы- ра – бы –л ы - ка

Лампа – гром – лошадь – нога - радуга - гусь

- Буратино, ребята были  внимательны?

1.Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
2.Тренировать в решении задачи в заданном темпе.

3. Развивать умение опознавать заданный звук на слухо – моторном уровне.

9.

Автоматизация звука в слогах. 

Игра «Что лишнее?»

(Слайд № 7, 8, 9)

- Друг Буратино – Пьеро, любит играть на барабане разные мелодии. Для вас он их записал. Повторите их:

АТР-ОТР-УТР-ЭТР-ЫТР;

АДР-ОДР-УДР-ЭДР-ЫДР.

-  А какие вы еще знаете музыкальные инструменты, в которых есть звук Р ? (труба, гитара, гармошка, рояль). Угадайте, что лишнее на картинке? Почему?

- Молодцы!

1. Формировать умения воспроизводить слоговые ряды с меняющимися гласными.

2. Развивать ВПФ.

10.

Физкультминутка.

-  Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

1. Разгрузить мышечную систему, не отвлекаясь от темы занятия.

2. Предупредить усталость.

11.

Автоматизация звука в словах.

Игра - «1 – 2 - 5»

- А это задание прислал для вас Пьеро.

- По очереди вы будете выходить к доске, переворачивать любую картинку. Перевернув ее, вы должны будете произнести ее название, согласовывая с нашими числами.  

(картинки: дракон,  тетрадь, петрушка, квадрат).

1. Автоматизировать звук Р (с сочетанием ТР, ДР) в начале, середине слов.
2. Совершенствовать навыки согласования существительных с числительными.

12.

Звуко - слоговой анализ слов.

«Где живет звук»

 (Слайд № 10, 11)

- Ребята, и снова друзья Буратино приготовили нам задание. Умница Мальвина, спрятала  в словах звук [Р].  

- Возьмите ваши задания, посмотрите внимательно и вспомните: Где может жить звук в слове? (начало, середина, конец).

- Давайте  его найдем и соединим с нужной схемой.

1. Совершенствовать навыки элементарного звукового  анализа.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа.

3. Развивать ориентировку в малом пространстве.

13.

Итог занятия.

- Вы сегодня хорошо позанимались. Кто к вам приходил в гости? Какой звук вы произносили?  В какие игры вы играли?

- Буратино: Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, как мне выполнить все задания в моей азбуке. Я хочу подарить вам подарок за то, что вы были внимательными, активными и показали мне, как правильно произносится звук [Р].

1. Развивать мотивацию и интерес к логопедическим занятиям.

2. Создать ситуацию успеха.

14.

Этап оценивания.

-  Наше занятие подошло к концу. Вы отлично справились со всеми заданиями наших гостей. Молодцы!  

15.

Домашнее задание.

(Слайд 10, 11)

1. Дома попробуйте с мамой выучить скороговорку (медленно):

Во  дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова, на траве двора.

- Поможет вам мнемотаблица.

2.  Посадите оставшихся пассажиров в свои вагоны.

1. Усилить взаимодействие с родителями по закреплению пройденного материала.

Список используемой литературы:

1. Ярош Е.А. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008г. – 400с.

2. Лылова Л.С. Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – с.108.

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – с.204.

4. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.

6. Интернет ресурсы (картинный материал, таблица мнемотехники).



Предварительный просмотр:

Тип занятия: закрепление и совершенствование  полученных знаний и умений.

Форма организации: подгрупповая.

Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа).

Логопедическое заключение: ФФНР.

Продолжительность:  25 – 30 минут.

Технологии:

-здоровьесберегающие: артикуляционная и дыхательная гимнастики, самомассаж, элементы логоритмики, элементы биоэнергопластики, СУ -  ДЖОК   терапия);

-коррекционные:

элементы пескотерапии, технология музыкального воздействия,

элементы мнемотехники;

- ИКТ – технологии: презентация к занятию.

- Игровые технологии: сюрпризный момент, дидактические, речевые  игры.

Занятие проводится на этапе автоматизации звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных

 – ТР, - ДР.

Учитывая структуру дефекта у детей с ФФНР (дизартрией), занятие построено с  задействованием сохранных анализаторов – тактильного, зрительного, слухового.

В ходе занятия используются принципы и методы:

 - наглядности, доступности, коммуникативно - деятельностного подхода, индивидуального подхода, онтогенетический принцип

Словесные методы:  объяснение, речевые задания, словесные игры.

Наглядные методы: артикуляционно – орального моделирования, ИКТ, показ образца задания и способа выполнения действия, мнемотехника.

Практические методы: Су-джок терапия, пескотерапия, здоровьесберегающие технологии, элементы логоритмики.

Ведущей деятельностью в

ходе занятия является – игра.

Применение ИКТ на занятии дозировано (в соответствии с СанПИН о допустимом расстоянии).  Использование данной технологии помогает поддерживать у детей интерес к выполнению поставленных задач в ходе занятия.

Демонстрационное оборудование: ноутбук; мультимедиа.

Оборудование: индивидуальные зеркала; следы; веер; шарики Суд-жок; трубочки; ветерки; схема звука; раздаточный материал (звуковички, карточки: твердый – мягкий, звонкий - глухой); графический образ буквы; кинетический песок; цифры – 1,2,5 с картинками (дракон, тетрадь, петрушка, квадрат);  карандаши; индивидуальные  листы с заданием; карточки с домашним заданием.

Цели: автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР.

1.Коррекционно - образовательные:

 - закрепить слуховой и моторный образ звука [Р];

- автоматизировать произношение звука [Р] в слогах и словах с сочетанием – ТР, - ДР.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- совершенствовать умение правильно произносить звук [ Р ] в слогах и словах  с сочетанием – ТР, - ДР.

- развивать мимическую мускулатуру; высоту и силу голоса;

- развивать мелкую моторику (шарики Су-джок);

- развивать ВПФ (память, внимание, мышление);

- развивать навыки работы с мнемотаблицами;

- развивать  фонематический  слух, фонематические представления;

- совершенствовать  навыки звукового анализа (фонематическое восприятие);

-развивать навыки согласование существительных с числительными.

3. Коррекционно - воспитательные:

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-развивать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение слушать логопеда.

Предшествующая работа:

-разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

- развитие направленной воздушной струи;

- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р] в слогах и словах  с сочетанием согласных – ТР, - ДР;

- формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;

- формирование умения определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

-формирование знаний об акустической и артикуляционной характеристике звука.

МБДОУ ДС № 1

общеразвивающего вида с приоритетным по художественно-эстетическому воспитанию

Волчанского городского округа

Анатация к технологической карте подгруппового

коррекционно-логопедического занятия.

ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием

согласных – ТР, - ДР »

Подготовила:

Учитель – логопед I квалификационной категории

Шнайдер Жанна Николаевна

г. Волчанск, 2015 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №1

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию

Волчанского городского округа

Самоанализ подгруппового коррекционно-логопедического занятия

ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

 с сочетанием согласных – ТР, - ДР »

Учитель-логопед

МБДОУ ДС № 1

Шнайдер Ж. Н.

г. Волчанск, 2015 г

Занятие проводилось на базе МБДОУ ДС № 1 Волчанского городского округа.

На занятии присутствовали дети подготовительной к школе группы – 4 человека, с речевым диагнозом – ФФНР, посещающие логопедические занятия. Подготовленное занятие соответствует плану коррекционной работы, индивидуальному маршруту и требованиям программы.

Занятие было построено на основе игровой технологии,  так как основной вид деятельности дошкольников – игра. Кроме игровой технологии в ходе занятия применяются здоровьесберегающие, коррекционные, ИКТ – технологии.

В структуре материально-технического обеспечения проводимого занятия, учитывалась специфика требований к организации пространства в соответствии с ФГОС: занятие проводилось в музыкальном зале, что обеспечило возможность общения, совместной деятельности, двигательной активности детей, эмоциональное благополучие; организация временного режима обучения - занятие проводилось в  утренний отрезок времени; использовались средства ТСО, специальные учебные  и дидактические материалы: ноутбук, мультимедийный экран, магнитная доска, демонстрационный материал (картинки с изображением музыкальных инструментов (гармонь, труба, гитара, рояль); цифры с картинками – дракон, тетрадь, петрушка, квадрат; акустико-артикуляционная схема звука; звуковая дорожка; символы звука – согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой; кинетический песок, шарики Су-Джок, музыкальная заставка, сюрпризный момент).

Игровая форма занятия способствовала повышению мотивации детей к коррекционно-логопедическому занятию, концентрации внимания направленного на изучаемый звук. Занятие несло максимальную нагрузку на анализаторные системы, но учитывало психофизиологические и индивидуальные особенности детей.

Разработанное занятие имеет связь со следующими образовательными областями:

- социально – коммуникативное развитие: содержание занятия предполагает совместное общение и взаимодействие учителя - логопеда и детей (выслушивание ответов детей, поддержание их рассуждений и ответов положительной оценкой), детей друг с другом, формирование положительного эмоционального фона и мотивации к выполнению задач;

- познавательное развитие: содержание занятия способствует развитию у детей интереса, любознательности, формирует познавательные действия, развивает творческую активность, совершенствует  представления о пространстве, числе;

- речевое развитие: содержание занятия способствует обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной монологической речи, развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и восприятия, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- художественно – эстетическое развитие: в ходе занятия использовался красочный наглядный и демонстрационный материал, музыкальное оформление задания, элементы сказкотерапии;

- физическое развитие: содержание занятия способствует развитию у детей координированной работы пальцев рук (мелкая моторика), развивает произвольность движений, координацию равновесия, совершенствование целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Цель занятия, с помощью словесного объяснения была доведена до детей в доступной форме и соответствовала содержанию.

В ходе проведения занятия предполагалось использовать следующие виды помощи: применение наглядных опор (картинок), привлечение внимания с использованием вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом, стимуляция речемыслительной деятельности с помощью инструкций.

Занятие включает – 15 этапов, взаимосвязанных, взаимодополняемых и последовательных.

 На 1 этапе (организационный момент) был запланирован сюрпризный момент (приход в гости Буратино). В ходе данного этапа решались следующие задачи:

1. Настроить детей на учебно – познавательную задачу.

2.Задать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к занятию.

3. Расслабить мышцы лицевой мускулатуры путем самомассажа и элементов психогимнастики (упражнение «Здравствуйте»).

В ходе 2 этапа (развитие мелкой моторики), реализовалась задача по совершенствованию динамической и статической организации движений мелкой моторики, с применением Су – Джок терапии (игрового упражнения «Мяч»).

При проведении 3 этапа (артикуляционная и дыхательная гимнастика), использовалось музыкальное сопровождение для выполнения артикуляционных упражнений, что вызвало у детей интерес и положительный настрой для следующего вида работы. С помощью «ветерков», удалось выработать целенаправленную, сильную воздушную струю.

        4 этап включал в себя объяснение темы (цели) занятия. Это помогло детям сконцентрировать внимание на поставленной цели и активизировать полученные ранее знания.

        Задачи 5 этапа (произношение звука в изолированном виде), заключались в отработке подвижности языка, получения качественной и длительной вибрации кончика языка с альвеолами. Для этого использовался наглядный материал (слайд «Звуковая дорожка»). Дети с интересом и старанием выполняли это упражнение. В ходе данного этапа так же совершенствовались навыки работы над просодическими компонентами речи (сила, высота).

При проведении 6 этапа (анализ артикуляции и характеристика звука), закреплялась и совершенствовалась функция слухового и тактильного анализаторов, формировались слухопроизносительные дифференцировки звука [Р], по типу звонкости – глухости, твердости – мягкости. Для решения этих задач был подобран наглядный и раздаточный материал: индивидуальные зеркала; акустико – артикуляционная схема звука, «звуковички» -  (согласный – твердый и согласный - мягкий), карточки с обозначением твердый – мягкий, звонкий – глухой. Подобранный материал поддерживал интерес детей в ходе работы. Наглядность облегчала восприятие и понимание детей об артикуляции и  характеристике звука.

        Задачи 7 этапа (связь звука с буквой), заключались в закреплении у детей понятий «звук - буква», зрительного образа буквы Р, ориентировке в пространстве.

Для достижения поставленных задач, использовался наглядный материал (плакат «Звук - Буква»; образец печатной и прописной буквы Р). В закреплении данного материала принимал участие пришедший на занятие Буратино. По выложенной из следов дорожке он провел детей к волшебному (кинетическому) песку, из которого дети вылепили букву Р.

        На 8 этапе (развитие фонематического слуха), проводилась игра «Пропусти во двор» (звуки, слоги, слова). Данная игра способствовала развитию у детей умения опознавать звук [Р] на слухо – моторном уровне, активизировало мышление и внимание.

        В ходе проведения 9 этапа (автоматизация звука в слогах), у детей формировалось умение воспроизводить слоговые ряды с сочетание согласных ТР, ДР и меняющимися гласными, развивались: слухоречевая память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Для поддержания интереса к заданию, детям был предложен наглядный материал (задание от друга Буратино - Артемона) со слоговыми рядами, в сочетании с приемом «Звуки из кулачка». На основе игры «4 – й лишний», дети закрепили названия музыкальных инструментов (рояль, гармонь, гитара, труба), в названии которых есть звук [Р], и определили, что на картинке лишнее и почему (молоток).

        10 этап (физкультминутка), использовался для предупреждения усталости, напряжения и разгрузки мышечной системы. В ходе данного этапа  совершенствовалась общая моторика, вырабатывались четкие координированные действия речи с движением (элемент логоритмики).

        На 11 этапе (автоматизация звука в словах), решались следующие задачи: автоматизировать звук [Р] (в сочетании с согласными – ТР, - ДР) в начале, середине и конце слов, а так же совершенствовать навыки согласования существительных с числительными 1 – 2 – 5. Для проведения данного этапа были подобраны картинки, на которых был изображен предмет (дракон, тетрадь, петрушка, квадрат) и цифры, с которыми этот предмет нужно было согласовать. Работа проводилась индивидуально у  доски, что позволило определить уровень сформированности навыка словообразования у каждого ребенка.

        Задачами 12 этапа (звуко - слоговой анализ слов), являлось совершенствование навыков элементарного звукового анализа (начало, середина и конец слова), определение количества слогов в словах, ориентирование в малом пространстве (работа на индивидуальных листах). Для этого был подобран наглядный материал, содержащий яркие и знакомые детям предметы. Индивидуальная работа позволила выявить степень усвоения данного материала каждым ребенком.

        13 и 14 этапы (итог занятия и этап оценивания), развили у детей положительную мотивацию к выполнению заданий и к логопедическим занятиям в целом, сформировали уверенность в своих знаниях, создали ситуацию успеха.

Заключительный 15 этап (домашнее задание), решал задачу по совершенствованию у детей полученных знаний и умений, а так же был нацелен на усиление взаимодействия с родителями по закреплению пройденного материала. Детям было предложено отработать произношение скороговорки в медленном темпе, с опорой на мнемотаблицу.

Занятие проходило со сменой игровой деятельности (за столами, у доски, перемещались по залу, для выполнения задания). Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и учитывали их индивидуальные возможности (речевые возможности, работоспособность, ВПФ). Задания были подобраны с максимальной опорой на все виды анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный). Все задания предъявлялись по нарастающей сложности – от простых к сложным. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой, достигли поставленной цели занятия.

Полученный результат позволил убедиться в правильности подобранных методов и приемов, необходимых при коррекции данного вида нарушения (ФФНР), определить дальнейший маршрут индивидуальной работы на логопедических занятиях.  Использованные методы и приемы, могут быть рекомендованы педагогам ДОУ, для использования в НОД, и свободной деятельности детей,  а так же при выполнении рекомендуемых домашних упражнений с родителями, с целью предупреждения нарушений чтения и письма.