Консультация для логопедов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
консультация по логопедии (старшая группа)

Матвеева Ольга Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.

• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию, сказотерапию, релаксационные упражнения, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.                                                                                      Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Именно поэтому,  в своей работе я широко использую различные комплексы дыхательной гимнастики, которые проводятся на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, логоритмических занятиях. ( «Ладошки», «Поясок», «Поклон», «Кошка», «Обними плечи» и т.д.) Упражнение на развитие  диафрагмального дыхания «Чем пахнет осенью» я использовала на открытом занятии по обучению грамоте «Королевство Красивой Речи», для развития речевого дыхания на индивидуальном открытом занятии по автоматизации звука Ш я провела упражнение «Ах, как пахнет». Ребёнок должен был сделать вдох носом, а на выдохе произнести данную фразу.                                            Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика проводится  мною на фронтальных и индивидуальных занятиях, в качестве побуждения интереса к правильному выполнению упражнений я использую  игрушку – лягушку Клаву, ребята с удовольствием выполняют упражнения и следят за правильным выполнением. Также, я использую артикуляционные сказки -  это упражнения,  представленные  в виде занимательных сказок, их легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям. «Карлсон, который живет на крыше», «Наши домашние животные», «Зима» и т.д.

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной моторики» занимают значительное место на проводимых мною фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, логоритмических занятиях. Например, я провожу такие упражнения как, «Дружба», «Дом и ворота», «Кольцо», «Пальцы здороваются», «Жук», «Коза», «Очки» и т.д. Также я использую, в индивидуальной работе,  световой стол, ребята с удовольствием рисуют на нём пальчиками, выкладывают из камешков различные рисунки.   Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.

    На своих логопедических занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук. Например, массаж кистей проводится сначала на одной руке, затем на другой. В первую очередь, ребята выполняют поглаживания от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны, затем, идёт разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца (сгибание-разгибание всех пальцев одновременно,  интенсивное растирание каждого пальца, точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон,  поочередное загибание пальцев). Эти действия выполняется под  сопровождения стихотворений «Сорока-белобока», "Пальцы ложатся спать", "Пальчики здороваются", «Дружные ребята», «Этот пальчик …» и т.д.  Также, широко использую в качестве массажеров сосновые шишки, эспандеры, кольца, шарики, шипованные мячики,  катушки.                      

Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.                                                                      

На индивидуальных занятиях успешно использую элементы су-джок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса.                                                                  Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Так, на открытом индивидуальном занятии по автоматизации звука Ш, был использован  элемент су-джок терапии - кольцо. Упражнение это было направленно на развитие мышц кистей рук и пальцев, кроме того использовался метод биоэнергопластики, при выполнении данного упражнения ребёнок учился соотносить речь с движением пальцев рук.                                                                                

 Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Для этого применяю комплексы упражнений: «На море», «Дождик», «Ветер», «Рисование носом» и др.   Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.                                     Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то я применяю такую форму обучения, как   рисование пальцами. Это приём  использую на занятиях по обучению грамоте, когда знакомлю ребят с новой буквой. Дети с удовольствием в воздухе рисуют новую букву и читают стихотворение о ней,  тем самым лучше запоминая её. Также,  процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.                                               Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультминутки  я использую исходя из лексической темы недели, у детей благодаря этому развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, формируется интерес,  повышается  внимание и  интерес  к предлагаемым мною  тематическим темам. Например, при прохождении лексической темы «Овощи» провожу физкультминутку «Наша грядка». На уровне детского сада, я проводила открытое занятие по связной речи, тема которого была «Посуда»  в этом занятии я использовала физкультминутку «Чайник». Такие динамические паузы благотворно влияют на синхронизацию работы полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.  

Психогимнастику, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением я использую в организационных моментах или заключительной части занятия. Например, на открытом занятии по обучению грамоте в заключительной части я использовала психогимнастику, ребята с помощи мимики показывали свое настроение.

 Сказкотерапию использую при автоматизации поставленных звуков. Я заранее разучиваю с детьми сказку, где в роли рассказчика выступает ребёнок, а остальные дети повторяют за рассказчиком необходимые движения. Такие сказки вызывают у детей бурю эмоций, каждый хочет выступить в роли рассказчика. Тем самым, ребёнок учится контролировать свою речь, следит за правильным звукопроизношением.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; формируется интерес к процессу чтения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих   технологий на логопедических занятияхХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка р...

Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

познакомить воспитателей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач...

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Познакомить родителей с особенностями применения здоровьезберегающих технологий на логопедических занятиях....

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на заняти...

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....