Когда вашему малышу нужнв помощь логопеда?
статья по логопедии

Когда вашему малышу нужна помощь логопеда

 

     Вы когда ни будь задумывались о том, как говорит ваш малыш? Легко ли ему общаться не только с вами, но и с другими людьми? На доступном ли уровне находится речевое развитие малыша, и в каких случаях стоит обратиться к логопеду за помощью?

Уровень речевого развития растёт вместе с ребёнком: чем старше малыш, тем качественнее его речь. Это касается не только правильного звукопроизношения, но и активного словарного запаса (те слова, которые ребёнок постоянно сам употребляет в речи), и грамматического строя речи (правильного согласования слов в предложении, образование новых форм слов и т.д.), фонематического слуха (способности различать и дифференцировать  звуки  (фонемы),  схожие по произношению (б - п, в - ф, у - о ….) и других компонентов речи. У каждого возраста есть свои нормативные, возрастные и качественные показатели по каждому из этих компонентов и обязательно нужно обращать внимание на любое несоответствие с ними. Ведь то, что вы понимаете, о чём говорит ваш ребёнок, ещё не означает, что его речевое развитие соответствует норме. Очень часто родители довольны речью ребёнка, не зная о том, какой она должна быть на самом деле.

А какой она должна быть?

Речь начинает  развиваться задолго до появления первых слов. Первые звукосочетания появляются к началу 3 месяца; младенческое гуление и «агуканье» - в 4-5 месяцев; в 6-7 месяцев должен появиться лепет и первые слоги (па, ма, ба, та, на …), а к 1 году ребёнок уже должен говорить от 5 до 50 слов. Конечно это простые, упрощённые слова («мама», «ти» - часы, «ки» - кошка), но важно, чтобы они были закреплённые в сознании ребёнка за тем или иным предметом, т.е. говоря «ки» ребёнок имел ввиду только кошку и больше ничего! Только тогда это можно считать словом!

В этом возрасте речевой аппарат ребёнка позволяет ему воспроизводить простые по своей артикуляции звуки (все гласные и согласные: [б, п, т, д, к, м, н]). При дальнейшем росте и развитии ребёнка его артикуляционный аппарат усовершенствуется, движения органов артикуляции становятся всё более тонкими, скоординированными и к 2-2,5 годам ребёнок уже должен воспроизводить более сложнопроизносимые звуки: [л, л¢, с, с¢, з, з¢], а произносимые им слова уже имеют более сложную слоговую структуру. В речи появляются первые простые фразы типа: мама дай, там би-би и т.д. к 3,5-4 годам ребёнок способен произносить и такие звуки [ш, ж, щ, ц, ч], его высказывания становятся всё более развитыми, ребёнок может о чем-то рассказать, проявляет активность в общении со взрослыми.  К 4,5-5 годам в речи должны появиться самые поздние звуки [р, р¢],  а ребёнок в речи должен использовать сложные, распространённые, верно грамотно оформленные предложения.

Сравнивая речь ребёнка с возрастными нормативными показателями речевого развития вы сможете понять стоит ли вам обращаться к логопеду. И так, к 4,5-5 годам ребёнок должен выговаривать все звуки русского языка! Его словарный запас составляет приблизительно 3-4,5 тыс. слов. Не стоит считать за ребёнком каждое сказанное им слово, чтобы узнать объём его словаря. Просто проверьте, называет ли ваш ребёнок:

части целого:

  • у машины – кабина, кузов, колёса, шины, фары;
  • у платья – воротник, рукав, манжет, пояс, подол, оборка, пуговицы, карманы;
  • у животного – голова, туловище, лапы  (не ноги), хвост, глаза, уши, пасть, когти, шерсть, рога, копыта;
  • у человека – лицо, лоб, глаза, брови, ресницы, нос, губы, зубы, язык, подбородок, щёки, затылок, уши, тело, руки, ноги, плечи, локти, ладони, пальцы, ногти, колени, пятка, живот, спина, кожа;
  • у дома – стена, крыша, труба, крыльцо, дверь, лестница, ступени, окно, рама,  форточка, подоконник, пол, потолок, угол, подъезд, этаж;

детенышей животных у:

  • кошки, собаки, коровы, овцы, козы, свиньи, лошади;
  • медведя, лисы, зайца, белки, волка, ежа, кабана, лося;

кто как говорит (не звукоподражание или имитация, а правильное называние)  

         кошка – мяукает          волк – воет                  собака – лает

         медведь – ревёт            корова – мычит           утка – крякает

         овца – блеет                 петух – кукарекает      лошадь – ржёт

         курица – кудахчет       кукушка – кукует                  мышь – пищит

         воробей – чирикает

Также очень важно, чтобы ребёнок называл:

  • все основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый) и их оттенки (розовый, голубой, серый, коричневый)
  • основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)
  • времена года, их последовательность
  • части суток, их последовательность
  • дни недели, их последовательность

очень важно чтобы ребёнок умел обобщать предметы, перечисленные вами (т.е. называть их одним словом)

  • апельсин, ананас, банан, яблоко – фрукты
  • репа, помидор, свекла, огурец – овощи
  • малина, земляника, вишня, черника – ягоды
  • рубашка, платье, брюки, свитер – одежда
  • сапоги, тапки, ботинки, валенки – обувь
  • шкаф, стол, стул, кровать – мебель
  • тарелка, вилка, стакан, блюдце – посуда
  • заяц, лось, лиса, волк – дикие животные или звери
  • кот, лошадь, корова, собака – домашние животные
  • утка, гусь, ворона, синица – птицы
  • оса, муха, шмель, комар – насекомые
  • роза, ромашка, василёк, нарцисс – цветы и т.д.

Это самый важный параметр речевого развития!

Так происходит речевое развитие вашего малыша. И если в 4-5 лет речь не соответствует своей возрастной норме, то вам стоит обратиться к логопеду за помощью.

         Всё это ребёнок 4,5-5 лет должен называть не задумываясь. Если ваш малыш допускает ошибки или не называет ответа, то это говорит о том, что лексическая сторона речи несовершенна и отстаёт в своём развитии!

            Немаловажным речевым компонентом является грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте  ребёнок должен правильно строить свои высказывания, верно образуя новые формы слов, согласуя их в предложении. Ребёнок должен правильно:

образовывать

уменьшительно-ласкательные формы существительных

  • ягода – ягодка, окно – окошечко, котёнок – котёночек, стол – столик

множественное число существительных

  • ягода – ягоды, окно – окна, котёнок – котята, стол – столы

относительные прилагательные

  • сок из апельсина – апельсиновый, стол из дерева – деревянный

притяжательные прилагательные

  • хвост лисы – лисий, шарф мамы – мамин

согласовывать

числительные и существительные

  • 1 стол, 2 стола……7 столов;                   1 ручка, 2 ручки……7 ручек

существительные и прилагательные в роде, числе и падеже

существительные с глаголом в роде и числе.

         Также обратите внимание на фонематический слух вашего ребёнка, т.е. на то слышит ли он и дифференцирует звуки схожие по своему звучанию и произношению [п-б, д-т, в-ф, о-у, ш-ж, с-з, с-ц, с-ш, ж-з, щ-ч, т-с¢, л-ы] и др.

         Проверьте сможет ли ребёнок выделить звук из ряда других звуков, слогов, слов. Попросите его хлопнуть на заданный вами звук, например на [а]

Вы: а, у, о, а, э, я, а, ну, ан, по, ву, са, мак, кот, сук, аист и т.д. Попробуйте тоже самое со звуком [п, с, м, л, д, в]. Попросите повторить за вами:

та-та-да               ца-са-ца               дом-том

ва-фа-фа              га-тя-тя                кот-год      

ка-ка-га               ща-ша-ша           коса-коза

ха-ка-ха               га-ца-га               мишка-миска

са-за-са                ща-ща-га             свет-цвет

за-жа-жа                                          вата-фата  

жа-жа-ша                                        почка-бочка

ша-ша-са                                         плащ-плач и др.

Кроме этого в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен знать такие понятия как «слово», «слог», «звук», «гласный звук», «согласный звук» (определять их и дифференцировать), «буквы» А, ,И У, О, В, Ф, Н, М, П, Т, К, Б, Д, С, З, Л, Р, Ш, Ж (писать их). Ещё ребёнок должен чётко определять количество звуков и слогов в простых словах типа «диван», «кошка»; определять последовательность звуков и слогов в этих словах.

Именно речь такого уровня позволит вашему ребёнку полноценно  общаться и успешно учиться в школе. Но это далеко не все требования к уровню речевого развития, и если  ваш ребёнок встретил какие-либо затруднения в выполнении заданий, не пускайте это на самотёк, не думайте, что все пробелы восполнятся сами собой, не теряйте время – обратитесь к логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon информация для родителей 42 КБ

Предварительный просмотр:

Когда вашему малышу нужна помощь логопеда

     Вы когда ни будь задумывались о том, как говорит ваш малыш? Легко ли ему общаться не только с вами, но и с другими людьми? На доступном ли уровне находится речевое развитие малыша, и в каких случаях стоит обратиться к логопеду за помощью?

Уровень речевого развития растёт вместе с ребёнком: чем старше малыш, тем качественнее его речь. Это касается не только правильного звукопроизношения, но и активного словарного запаса (те слова, которые ребёнок постоянно сам употребляет в речи), и грамматического строя речи (правильного согласования слов в предложении, образование новых форм слов и т.д.), фонематического слуха (способности различать и дифференцировать  звуки  (фонемы),  схожие по произношению (б - п, в - ф, у - о ….) и других компонентов речи. У каждого возраста есть свои нормативные, возрастные и качественные показатели по каждому из этих компонентов и обязательно нужно обращать внимание на любое несоответствие с ними. Ведь то, что вы понимаете, о чём говорит ваш ребёнок, ещё не означает, что его речевое развитие соответствует норме. Очень часто родители довольны речью ребёнка, не зная о том, какой она должна быть на самом деле.

А какой она должна быть?

Речь начинает  развиваться задолго до появления первых слов. Первые звукосочетания появляются к началу 3 месяца; младенческое гуление и «агуканье» - в 4-5 месяцев; в 6-7 месяцев должен появиться лепет и первые слоги (па, ма, ба, та, на …), а к 1 году ребёнок уже должен говорить от 5 до 50 слов. Конечно это простые, упрощённые слова («мама», «ти» - часы, «ки» - кошка), но важно, чтобы они были закреплённые в сознании ребёнка за тем или иным предметом, т.е. говоря «ки» ребёнок имел ввиду только кошку и больше ничего! Только тогда это можно считать словом!

В этом возрасте речевой аппарат ребёнка позволяет ему воспроизводить простые по своей артикуляции звуки (все гласные и согласные: [б, п, т, д, к, м, н]). При дальнейшем росте и развитии ребёнка его артикуляционный аппарат усовершенствуется, движения органов артикуляции становятся всё более тонкими, скоординированными и к 2-2,5 годам ребёнок уже должен воспроизводить более сложнопроизносимые звуки: [л, л, с, с, з, з], а произносимые им слова уже имеют более сложную слоговую структуру. В речи появляются первые простые фразы типа: мама дай, там би-би и т.д. к 3,5-4 годам ребёнок способен произносить и такие звуки [ш, ж, щ, ц, ч], его высказывания становятся всё более развитыми, ребёнок может о чем-то рассказать, проявляет активность в общении со взрослыми.  К 4,5-5 годам в речи должны появиться самые поздние звуки [р, р],  а ребёнок в речи должен использовать сложные, распространённые, верно грамотно оформленные предложения.

Сравнивая речь ребёнка с возрастными нормативными показателями речевого развития вы сможете понять стоит ли вам обращаться к логопеду. И так, к 4,5-5 годам ребёнок должен выговаривать все звуки русского языка! Его словарный запас составляет приблизительно 3-4,5 тыс. слов. Не стоит считать за ребёнком каждое сказанное им слово, чтобы узнать объём его словаря. Просто проверьте, называет ли ваш ребёнок:

части целого:

  • у машины – кабина, кузов, колёса, шины, фары;
  • у платья – воротник, рукав, манжет, пояс, подол, оборка, пуговицы, карманы;
  • у животного – голова, туловище, лапы  (не ноги), хвост, глаза, уши, пасть, когти, шерсть, рога, копыта;
  • у человека – лицо, лоб, глаза, брови, ресницы, нос, губы, зубы, язык, подбородок, щёки, затылок, уши, тело, руки, ноги, плечи, локти, ладони, пальцы, ногти, колени, пятка, живот, спина, кожа;
  • у дома – стена, крыша, труба, крыльцо, дверь, лестница, ступени, окно, рама,  форточка, подоконник, пол, потолок, угол, подъезд, этаж;

детенышей животных у:

  • кошки, собаки, коровы, овцы, козы, свиньи, лошади;
  • медведя, лисы, зайца, белки, волка, ежа, кабана, лося;

кто как говорит (не звукоподражание или имитация, а правильное называние)  

        кошка – мяукает                волк – воет                         собака – лает

        медведь – ревёт                корова – мычит                утка – крякает

        овца – блеет                петух – кукарекает        лошадь – ржёт

        курица – кудахчет        кукушка – кукует                мышь – пищит

        воробей – чирикает

Также очень важно, чтобы ребёнок называл:

  • все основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый) и их оттенки (розовый, голубой, серый, коричневый)
  • основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)
  • времена года, их последовательность
  • части суток, их последовательность
  • дни недели, их последовательность

очень важно чтобы ребёнок умел обобщать предметы, перечисленные вами (т.е. называть их одним словом)

  • апельсин, ананас, банан, яблоко – фрукты
  • репа, помидор, свекла, огурец – овощи
  • малина, земляника, вишня, черника – ягоды
  • рубашка, платье, брюки, свитер – одежда
  • сапоги, тапки, ботинки, валенки – обувь
  • шкаф, стол, стул, кровать – мебель
  • тарелка, вилка, стакан, блюдце – посуда
  • заяц, лось, лиса, волк – дикие животные или звери
  • кот, лошадь, корова, собака – домашние животные
  • утка, гусь, ворона, синица – птицы
  • оса, муха, шмель, комар – насекомые
  • роза, ромашка, василёк, нарцисс – цветы и т.д.

Это самый важный параметр речевого развития!

Так происходит речевое развитие вашего малыша. И если в 4-5 лет речь не соответствует своей возрастной норме, то вам стоит обратиться к логопеду за помощью.

        Всё это ребёнок 4,5-5 лет должен называть не задумываясь. Если ваш малыш допускает ошибки или не называет ответа, то это говорит о том, что лексическая сторона речи несовершенна и отстаёт в своём развитии!

        Немаловажным речевым компонентом является грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте  ребёнок должен правильно строить свои высказывания, верно образуя новые формы слов, согласуя их в предложении. Ребёнок должен правильно:

образовывать

уменьшительно-ласкательные формы существительных

  • ягода – ягодка, окно – окошечко, котёнок – котёночек, стол – столик

множественное число существительных

  • ягода – ягоды, окно – окна, котёнок – котята, стол – столы

относительные прилагательные

  • сок из апельсина – апельсиновый, стол из дерева – деревянный

притяжательные прилагательные

  • хвост лисы – лисий, шарф мамы – мамин

согласовывать

числительные и существительные

  • 1 стол, 2 стола……7 столов;                 1 ручка, 2 ручки……7 ручек

существительные и прилагательные в роде, числе и падеже

существительные с глаголом в роде и числе.

        Также обратите внимание на фонематический слух вашего ребёнка, т.е. на то слышит ли он и дифференцирует звуки схожие по своему звучанию и произношению [п-б, д-т, в-ф, о-у, ш-ж, с-з, с-ц, с-ш, ж-з, щ-ч, т-с, л-ы] и др.

        Проверьте сможет ли ребёнок выделить звук из ряда других звуков, слогов, слов. Попросите его хлопнуть на заданный вами звук, например на [а]

Вы: а, у, о, а, э, я, а, ну, ан, по, ву, са, мак, кот, сук, аист и т.д. Попробуйте тоже самое со звуком [п, с, м, л, д, в]. Попросите повторить за вами:

та-та-да                ца-са-ца                дом-том

ва-фа-фа                га-тя-тя                кот-год        

ка-ка-га                ща-ша-ша                коса-коза

ха-ка-ха                га-ца-га                мишка-миска

са-за-са                ща-ща-га                свет-цвет

за-жа-жа                                        вата-фата        

жа-жа-ша                                        почка-бочка

ша-ша-са                                        плащ-плач        и др.

Кроме этого в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен знать такие понятия как «слово», «слог», «звук», «гласный звук», «согласный звук» (определять их и дифференцировать), «буквы» А, ,И У, О, В, Ф, Н, М, П, Т, К, Б, Д, С, З, Л, Р, Ш, Ж (писать их). Ещё ребёнок должен чётко определять количество звуков и слогов в простых словах типа «диван», «кошка»; определять последовательность звуков и слогов в этих словах.

Именно речь такого уровня позволит вашему ребёнку полноценно  общаться и успешно учиться в школе. Но это далеко не все требования к уровню речевого развития, и если  ваш ребёнок встретил какие-либо затруднения в выполнении заданий, не пускайте это на самотёк, не думайте, что все пробелы восполнятся сами собой, не теряйте время – обратитесь к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Если вашему малышу..."

Дано развитие ребёнка 6-12 месяцев, 1-2 лет, 2-3 лет  по таким параметрам как: общая, мелкая моторика, общение, речь, предметно-манипулятивная деятельность и общие рекоме...

Тест для родителей "Нужна ли помощь логопеда Вашему малышу?"

Практический материал для родителей детей дошкольного возраста...

Тест для родителей «Нужна ли помощь логопеда Вашему малышу»

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком?Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь сп...

Нужна ли помощь логопеда Вашему малышу?

Нужна ли помощь логопеда Вашему малышу?...

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию: «Потешки для вашего малыша»

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного...

Тест для родителей «Нужна ли помощь логопеда Вашему малышу»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Бородулина Татьяна Николаевна17.11.2023 г....