Дополнительная общеобразовательная программа для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития «Речевичок».
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Гоннова Ирина Николаевна

Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития «Речевичок».

Существует проблема организации логопедической службы в работе с детьми раннего возраста. Как правило, в практике логопедическую помощь детям оказывают, начиная с 4 – 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. (Г.В.Чиркина, 1999). При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина). У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее приемлемый период для усвоения родного языка – ранний возраст.

Целью программы является  коррекция речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития: побуждение детей к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.

Основные задачи:

  • Создать условия для социализации личности ребенка.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  • Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
  • Формировать общие речевые навыки.
  • Активизировать словарь по лексическим темам.
  • Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.
  • Формировать грамматический строй речи.

Программа рассчитана на 8 календарных месяцев (октябрь - май). Из них: октябрь (1 неделя) – диагностический этап, 7 – месяцев (октябрь - апрель) практический этап, май – диагностический этап. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут (с каждой подгруппой). Форма организации детей: подгрупповая.

Полученные детьми знания на логопедических занятиях закрепляются воспитателями в рамках логопедического часа, дома с родителями.

Основными методами выступают:

- чтение стихов, потешек и сказок;

- игры - инсценировки;

- заучивание потешек и стихотворений;

- рассматривание предметных и сюжетных картин;

- развитие мелкой моторики;

- комбинированные ситуации, сочетающие несколько образовательных ситуаций.

Планируемые результаты:

  • дети пользуются фразой; участвуют в простом диалоге;
  • повысился уровень слухового внимания и понимания речи;
  • у детей расширилось понимание обращенной речи, развита речевая активность;
  • повысилась компетентность родителей в вопросах развития и воспитания малыша и коммуникативные навыки общения;
  • создана развивающая среда для детей 2-3 лет в группе.

Рекомендовано для работы с детьми от 2 до 3 лет. Рекомендовано к использованию учителям – логопедам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

1.3 Необходимость реализации данной программы

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Структура и содержание кружковой деятельности

3.2 График работы кружка

3.3 Список детей, посещающих дополнительную деятельность «Речевечок».

3. 4. Используемая методическая литература

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем логопедической работы и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.) По мнению американских специалистов дети с ЗPР составляют 40 % от всех рождающихся детей, а по данным наших педиатров это число составляет 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.).

Ученые (Ю.И. Барашнев и др.) выделяют ряд вредных факторов, наиболее распространенных и отрицательно влияющих на раннее речевое развитие детей:

  • отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, предшествующие аборты, самопроизвольные выкидыши, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями и др.);
  • неблагополучная экологическая обстановка в районе проживания семьи ребенка;
  • перенесенные во время беременности психический стресс и/или негативная психологическая обстановка в семье;
  • вирусные инфекции (в том числе неясной этиологии), грипп;
  • осложненные роды (аномальное положение плода, плацентарная недостаточность и связанная с ней внутриутробная гипоксия и/или внутриутробная гипотрофия; течение родов с длительным безводным периодом, со стимулированием из-за слабой родовой деятельности и др.).

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, то есть дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (на), СГ – СГ (ма - ма). Иногда вместо слов ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Так дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например: «ки» - киска, мех, волосы.

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова. Интенсивной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряд слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами. Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

«В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи». (С.А.Миронова).

1.3 Необходимость реализации данной программы

Существует проблема организации логопедической службы в работе с детьми раннего возраста. Как правило, в практике логопедическую помощь детям оказывают, начиная с 4 – 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. (Г.В.Чиркина, 1999). При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина). У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития (причины его) ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее приемлемый период для усвоения родного языка – ранний возраст.

Ежегодно в детский сад поступают дети 2 – 3 лет. У многих детей на момент обследования имеют заключение невропатолога - перинатальное поражение центральной нервной системы. Кто – то имеют задержку речевого развития, что подтверждается изучением компонентов речевой деятельности, соответствующих возрастному диапазону ребенка, с учетом методических рекомендаций, разработанных Ю.Ф.Гаркушей, анализом результатов заполнения опросника для родителей О.Е.Громовой (Приложение № 1), который свидетельствует о разнице между пониманием речи, объемом пассивного словаря и появившихся слов в активе. На основе заключения невропатолога, результатов логопедического обследования, данных опросника подтверждаются проблемы в речевом развитии детей 2 – 3 лет. В том числе анализ материалов Т.А.Датешидзе, Ю.Ф.Гаркуши, О.Е.Громовой, М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной и др. показал следующее:

  • недостаточно четко определено содержание работы по речевому развитию детей раннего возраста;
  • описаны отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы.

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

Цель: Коррекция речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития: побуждение детей к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для социализации личности ребенка.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

3. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

4. Формировать общие речевые навыки (просодика).

5. Активизировать словарь по лексическим темам.

6. Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.

7. Формировать грамматический строй речи.

Условия для реализации задач:

  1. Провести коррекционную работу с детьми с ЗРР согласно разработанной программе.
  2. Создать предметно - развивающую среду для профилактики и коррекции ЗРР.
  3. Формировать партнерские отношения между участниками коррекционного процесса (ребенок – логопед – родители - сотрудники детского сада).

Ограничений и противопоказаний на участие детей 2 – 3 лет в программе детей нет. 

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

Ожидаемый результат:

  • дети пользуются фразой; участвуют в простом диалоге;
  • повысился уровень слухового внимания и понимания речи;
  • у детей расширилось понимание обращенной речи, развита речевая активность;
  • повысилась компетентность родителей в вопросах развития и воспитания малыша и коммуникативные навыки общения;

создана развивающая среда для детей 2-3 лет в группе.

(с остальными пунктами программы, рецензией и приложением к программе вы можете ознакомиться в кабинете учителя – логопеда СП).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"

Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»

   Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят боль...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)...