Мама, папа, дочка и сынок
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительного возраста с СНР с использованием элеменов ТРИЗа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятие22.63 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина I ПНДО

Конспект  логопедического занятия

с детьми подготовительного возраста с СНР

с  использованием элементов ТРИЗа.

Тема: «Мама, папа, дочка и сынок».

Логопед

Кондратьева Г.М.

                                     Санкт-Петербург  2017 г.

Цели:  Формирование представлений о фруктах.

                       

Задачи:

   - Образовательные:

           1. Формирование представлений о внешнем виде фруктов.

           2. Закрепление номинативного и атрибутивного словаря по теме «Фрукты».

           3. Развитие грамматического строя речи:

           4. Развитие словоизменения:

               -  употребление существительного в родительном падеже  в единственном числе.

               - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

               - составление простого предложения с прямым дополнением.

                5. Развитие связной речи и составление рассказа по схеме-алгоритм.

                6. Развитие простых форм фонематического анализа: выделение первого ударного гласного звука из слова.

        - Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слухового восприятия.
  2. Развитие зрительного внимания.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие пальчиковой моторики.

   - Воспитательные: Учить правильно держать карандаш в руке.

Оборудование: две одинаковые коробки, натуральные фрукты: три яблока, три киви; предметные картинки с изображением фруктов; натуральные фрукты (целый и половина); две тарелки; картинка «Нелепица» - красный банан, оранжевый апельсин, коричневая слива, желтая груша, синее яблоко, коричневый киви, красное яблоко; предметные картинки: ивы, дом, иглы, мак, кот; контурное изображение фруктов; схема-алгоритм для составления связного рассказа.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй Саша!  Я тебе  расскажу историю про одну семью. Жили-были мама, папа, дочка и маленький сынок. И однажды им пришли две посылки.

2. Развитие слухового восприятия: дифференциация близких по звучанию фруктов.

Игра: «Посылки».

Логопед: Давай посмотрим, что же в них лежит? Логопед потряхивает первой коробкой: «Ой! Как громко что-то звучит!» Затем открывает коробку и показывает ребёнку, при этом говорит: «Это яблоки так звучат громко».  Затем потряхивает второй коробкой: «А здесь тихо что-то звучит!» Логопед открывает коробку и показывает ребёнку, при этом говорит: «Это киви так звучат тихо».  А сейчас  мы поиграем с ними. Слушайте  внимательно,  и отгадывай, какие фрукты  лежат в коробке».  (Логопед поочередно потряхивает коробками.)

3. Закрепление номинативного словаря.

Логопед: Вся семья очень любила фрукты, а вы любите фрукты?

Ребёнок: Да. 

Логопед: Вспомни  и назови  по одному фрукту.  

Ребёнок  называет фрукты.

4. Закрепление атрибутивного  словаря.

Игра: «Что купила мама?»

Логопед: Мама была в магазине и купила фрукты. Для папы она купила большой круглый, оранжевый, гладкий фрукт. Что это?  

Ребёнок: Апельсин.

Логопед: Повторите, какой  апельсин?

Ребёнок  повторяет.

Логопед: Для дочки она купила маленький, овальный, коричневый, колючий фрукт. Что это?

Ребёнок: Киви.

Логопед: Повторите, какой  киви?

Ребёнок  повторяет.

Логопед: Для маленького сыночка  мама купила длинный, жёлтый, гладкий фрукт. Что это?

Ребёнок: Банан.

Логопед: Повторите, какой  банан?

Ребёнок повторяет.

Каждое утро мама своим детям давала фрукты.

5. Развитие словоизменения: употребление существительного в родительном падеже  в единственном числе.

Игра: «Целый и половина».

Логопед: Дочке она давала целый фрукт, а сыночку, потому что он был совсем маленький – половинку фрукта. Давай  посмотрим на тарелочки и скажем, что она давала дочке, а что маленькому сыночку?

- Для дочки  целый апельсин, а для маленького сыночка -  половина апельсина.

- Для дочки  целый лимон, а для маленького сыночка -  половина лимона.

- Для дочки  целый банан, а для маленького сыночка -  половина банана.

- Для дочки  целая слива, а для маленького сыночка -  половина сливы.

- Для дочки  целая груша, а для маленького сыночка -  половина груши.

Логопед: А теперь ты будешь  называть, то что я покажу. (Логопед показывает сначала на целый фрукт, а затем на половину.)

  1. Развитие общей моторики.

Логопед: Вся семья любит гулять в саду, где растут фруктовые деревья. И мы с тобой  отправимся гулять по саду.

Игра: «Прогулка по саду».

Любим мы в саду гулять,  (Логопед с ребёнком  медленным шагом идут по кругу.)

Любим фрукты собирать.

Сколько красных яблочек  (Логопед с ребёнком  поднимают руки вверх и тянутся на носочках.)

На яблоньках растут.

Рядом сливы,    (Логопед с ребёнком  вытягивают правую руку в сторону.)

Груши               (Логопед с ребёнком  вытягивают левую  руку в сторону.)

Увидели мы тут.

Вдруг сильный ветерок подул  (Покачивание туловища и поднятых рук вверх.)

И веточки встряхнул.              (Потряхивание кистями рук.)

Яблоки и груши на землю упали,

А мы нагнулись и все их собрали. (Логопед с ребёнком  приседают  и имитируют сбор яблок.)

7. Развитие словоизменения: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Игра: «Назови, чего много?»

Логопед: Хорошо мы с тобой  погуляли по саду, а теперь давай  отдохнем и посмотрим рисунки, которые нам нарисовала мамина дочка Инна. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением фруктов.)

Ребёнок  называет: апельсин, груша, лимон, банан, слива, яблоко.

Логопед: Посмотри, Инна нарисовала по одному фрукту, а в саду растёт много таких фруктов: много апельсинов, много груш, много лимонов, много бананов, много слив, много яблок.

Мы сейчас поиграем с мячом. Я буду называть один фрукт, а ты назовешь много таких фруктов: яблоко – много яблок.

Аналогично проводится работа с названиями  всех фруктов.

8. Развитие зрительного внимания.

Игра: «Найди ошибки».

Логопед: Инна нарисовала такие красивые фрукты, а вот её младший братик Игорь тоже нам нарисовал фрукты, но допустил ошибки. Посмотри, что неправильно нарисовал  Игорь? (Логопед показывает картинку – нелепицу.)

Посмотрите, что неправильно нарисовал Игорь? Зачеркни  неправильно нарисованные фрукты. (Ребёнок  зачеркивает красный банан, синее яблоко, коричневую сливу.)

9. Развитие простых форм фонематического анализа: выделение первого ударного гласного звука из слова.

Логопед:Саша, вспомни, как звали деток у мамы: сестру и маленького братика.

Ребёнок: Инна, Игорь.

Логопед: Правильно, И-и-и-инна, И-и-и-игорь. Какой первый звук ты слышишь  вначале этих слов?

Ребёнок: [И].

Логопед: Давайте мы с вами подарим Инне и Игорю картинки со звуком [И]. Логопед выставляет картинки: ивы, дом, иглы, мак, кот.

Ребёнок  выбирает  нужные картинки, называет их, голосом выделяя первый звук.

10. Развитие пальчиковой моторики.

Игра: «Раскрась правильно».

Логопед: Давай  мы для маленького братика Игоря сделаем ещё один подарок. Раскрасим правильно для него фрукты. Логопед дает ребенку контурное изображение одного фрукта. Ребенку  необходимо  узнать фрукт и выбрать нужного цвета карандаш. Ребёнок  раскрашивает свои рисунки. (Логопед обращает внимание, чтобы  ребенок правильно держал в руке карандаш.)

11. Развитие грамматического строя речи: составление простого предложения с прямым дополнением.

После выполнения работы логопед  у  ребенка спрашивает: «Что ты раскрасил?» (Ребенок отвечает: «Я раскрасил грушу.») 

12. Развитие связной речи.

Логопед: А теперь ты братику расскажешь о том фрукте, который ты раскрасил. Логопед выставляет схему-алгоритм:

- Овощ или фрукт?

- Размер: большой или маленький?

- Цвет.

- Форма.

- Вкус.

13.Организация окончания занятия.

Логопед: Какой  ты молодец! Все фрукты раскрасил  правильно. Теперь и маленький Игорёк будет знать, какого цвета фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ритмическая гимнастика для мамы и дочки",

В статье даны советы для мамы, как заниматься ритмической гимнастикой с дочкой...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "Поздравляют от души внучата, дочки и сынки"

Интересный сценарий с разнообразным музыкальным сопровождением, забавными героями и весёлыми играми, рассчитан на проведение как в страших, так и в подготовительных группах детского сада. Музыкальный ...

Мастер класс "Совместный портрет мамы и дочки".

Изготовление портрета мамы и дочери. Ко дню мамы!...

Детско-взрослый проект по полоролевому воспитанию «Мамы, папы, дочки и сыночки»

В младшей группе  был реализован в течение месяца детско-взрослый проект....

Сценарий утренника в средней группе «Поздравляют от души внучата, дочки и сынки…»

Под музыку дети вводят в зал мам, проходят с ними круг почета, провожают на места, сами становятся полукругом около центральной стены (в руках у мам цветы с номерами)Ведущий.Посмотрите за окно,Светом ...

Спортивный праздник "Мамы и дочки, мамы и сыночки"

Весёлые эстафеты, посвящённые Дню матери...