Домашнее задание по логопедии.
материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Алтухова Елена Александровна

Задание для домашней  работы родителя с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dz_no1_ponyatie_o_zvuke._glasnye_oua.docx12.04 КБ
Файл dz_no2_glasnye_eyi.docx12.01 КБ
Файл dz_no3_yotirovannye_glasnye_yueyoya.docx11.7 КБ
Файл dz_no4_differentsiatsiya_glasnyh_y-i_e-e.docx11.42 КБ
Файл dz_no5_postanovka_tvyordogo_zvuka_s.docx13.35 КБ
Файл dz_no6_postanovka_myagkogo_zvuka_s.docx12.98 КБ
Файл dz_no7_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_z._otlichie_zvuka_z_ot_zvuka_s.docx14.05 КБ
Файл dz_no8_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_z._otlichie_zvuka_z_ot_zvuka_s.docx12.34 КБ
Файл dz_no9_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvukov_t_i_t.docx13.1 КБ
Файл dz_no10_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvukov_d_i_d_otlichie_t_ot_d.docx13.39 КБ
Файл dz_no11_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_ts.docx13.3 КБ
Файл dz_no12_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_sh.docx13.5 КБ
Файл dz_no13_zakreplenie_zvuka_sh_v_rechi.docx12.51 КБ
Файл dz_no14_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_zh.docx12.87 КБ
Файл dz_no15_diffentsiyatsiya_zvukov_s_i_sh.docx12.8 КБ
Файл dz_no16_diffentsiyatsiya_zvukov_z_i_zh.docx13.07 КБ
Файл dz_no17_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_ch.docx13.28 КБ
Файл dz_no18_teoriya_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_shch.docx13.65 КБ
Файл dz_no19_zakreplenie_proiznosheniya_soglasnyh_ch_shch_y_v_rechi.docx13.15 КБ
Файл dz_no20_znakomstvo_s_tvyordym_zvukom_l.docx12.78 КБ
Файл dz_no21_postanovka_tvyordogo_zvuka_l.docx12.76 КБ
Файл dz_no22_avtomatizatsiya_tvyordogo_zvuka_l_v_rechi.docx13.36 КБ
Файл dz_no23_znakomstvo_s_myagkim_zvukom_l._differentsiatsiya_zvukov_l_i_l.docx13.06 КБ
Файл dz_no24_znakomstvo_s_tvyordym_zvukom_r.docx13.57 КБ
Файл dz_no25_postanovka_tvyordogo_zvuka_r.docx12.78 КБ
Файл dz_no26_avtomatizatsiya_tvyordogo_zvuka_r_rechi_1.docx12.75 КБ
Файл dz_no27_avtomatizatsiya_tvyordogo_zvuka_r_rechi_2.docx14.41 КБ
Файл dz_no28_postanovka_myagkogo_zvuka_r.docx13.67 КБ
Файл dz_no29_differentsiatsiya_zvukov_r_i_r.docx15.16 КБ
Файл dz_no30_differentsiatsiya_zvukov_l_i_r.docx14.8 КБ
Файл dz_no31_differentsiatsiya_zvukov_l_i_r.docx14.03 КБ
Файл dz_no32_slova-deystviya_slova-priznaki._ponyatie_o_predlozhenii.docx326.81 КБ

Предварительный просмотр:

  «Понятие о звуке. Гласные буквы У,О, А.

Гласные звуки У, О, А»

1. Выполнить артикуляционную гимнастику:

Трубочка (губы тянутся вперёд); Поцелуй (губы тянутся вперёд, далее имитируют звук поцелуя; Окошко (рот широко открыть, закрыть); Уколы; Снежинка; Лошадка; Грибок.

2. Напомнить детям как правильно произносить гласные звуки У, О, А. На звук У губы вытягиваются трубочкой; на звук О – округляются; на звук А рот широко открывается.

3. Поиграть со звуками. Начинать с тихого произношения, заканчивать самым громким: уууууууу, Оооооооо, аааааааа.

4. Написать в тетради строго по клеточкам по одной строчке букв, при написании проговаривать звук с правильной артикуляцией, под каждой буквой поставить красную точку.

5. Образовать глаголы с приставкой «У»:

Взрослый произносит – Утка плыла, а потом…

Ребёнок договаривает – Уплыла. Удав полз, а потом…

Удод летел, а потом… (выделять звук «У», в начале слова)

6. Запомни и повтори (взрослый произносит по 3 слова, ребёнок повторяет с правильной артикуляцией на звук «О»:

Ток-кот-рот

Вон-бок-боб

Слон-плот-плов

7. Закончить предложения словами, начинающимися на букву «А»:

Картинка нарисована…..

Дети гуляют по садовой….

Папа купил рыбок для нашего…

Зебры, жирафы, страусы живут в…



Предварительный просмотр:

«Гласные буквы Э,Ы,И.

Гласные звуки Э,Ы,И»

1. Выполнить артикуляционную гимнастику:

Трубочка (губы тянутся вперёд); Поцелуй (губы тянутся вперёд, далее имитируют звук поцелуя; Окошко (рот широко открыть, закрыть); Чередование Трубочки и Улыбки (зубы крепко сжаты, работают только губы) Уколы; Снежинка; Лошадка; Грибок.

2. Напомнить детям как правильно произносить гласные звуки Э, Ы, И. На звук Э рот открывается в лёгкой улыбке; на звук Ы – ротик «злится», зубы сомкнуты; на звук И ротик улыбается, зубы сомкнуты.

3. Задание на повторение. Назвать гласный звук в слове. ДУБ, МАК, ДОМ, ЖУК, СОМ, САД, ЛОСЬ, ЛУЧ, ШАР, СТОЛ, СТУЛ, РАК.

4. Написать в тетради строго по клеточкам по одной строчке букв Э,Ы,И, при написании проговаривать звук с правильной артикуляцией, под каждой буквой поставить красную точку.

5. Образовать множественное число с помощью «И». Выделять голосом гласный звук «И» в конце слова:

Бегал конь, а теперь бегают конИ. Катился мяч, а теперь катятся….. Гуляла девочка, а теперь гуляют….. Играл мальчик, а теперь играют….. Спал волк, а теперь спят….

6. Взрослый произносит слова, дети повторяют и определяют где спрятался звук «Э»? (в начале слова, в середине, в конце?).

Эхо, эму, этаж, поэт, дуэт,  экран, эстафета, аэрофлот, этажерка, эскимо, многоэтажный.

7. Взрослый проговаривает слоги с буквой «Ы», а ребёнок придумывает слово.

Взрослый – МЫ..? Ребёнок – ЛО! Слоги: СЫ..? ТЫ..? ЛЫ..? ВЫ..? ПЫ..? РЫ..? ДЫ..?



Предварительный просмотр:

«Йотированные гласные Ю, Ё, Я, Е»

1. Выполнить артикуляционную гимнастику:

Трубочка (губы тянутся вперёд); Поцелуй (губы тянутся вперёд, далее имитируют звук поцелуя; Окошко (рот широко открыть, закрыть); Чередование Трубочки и Улыбки (зубы крепко сжаты, работают только губы) Уколы; Снежинка; Лошадка; Грибок.

2. Напомнить детям, что гласные Ю, Ё, Я, Е состоят из двух звуков:

Ю -  [ЙУ],  Ё - [ЙО], Я – [ЙА], Е - [ЙЭ]. При их произношении сначала встречается небольшое препятствие для выхода воздуха, а потом препятствие пропадает, воздух выходит свободно и звук тянется. Потренироваться перед зеркалом.

 

3. Написать в тетради строго по клеточкам по одной строке букв Ю, Ё, Я, Е, при написании проговаривать звук с правильной артикуляцией, под каждой буквой поставить красную точку. Повторить, что все буквы, которые мы выучили, называются ГЛАСНЫМИ и выделяются красным цветом.

4. Родителям написать (или детям списать) в тетрадь слова:

ЁЛОЧКА, ЛЁД, МОЁ, ЁЖ, КЛЁН

ЯХТА, ЯПОНИЯ, БАЯН, ЯЩИК

ЕНОТ, КРЕСЛО, ЕДЕТ, КОФЕ, ГОРЕ

ЮНГА, ЮМОР, БОЮСЬ, ПОЮ

Детям выделить все гласные буквы красным цветом, и определить положение букв  ЮЯЕЁ в слове. Буквы могут встречаться

в начале слова,

в середине слова,

в конце слова.



Предварительный просмотр:

«Дифференциация гласных звуков Э-Е, Ы-И»

1. Гимнастика: Уколы, Снежинка, Лошадка, Грибок (Язычок за верхними зубами)

2. Проговаривать детям по 3 гласных звука и просить записать в тетрадь

Пример: УЕЫ, ОЯЭ, АЮЕ, ЁЮУ

3. Написать в тетрадь или на листик гласные Э, Е, Ы, И красным карандашом. Проговаривать детям слова и просить показать какую гласную ребёнок услышал в слове. (Взрослым утрировать звук в речи. Произносить мягко или твёрдо)

Эдик, Ева, Желе, Десерт, Ельник, Этаж, Ежонок, Время, Эксимо, Шерсть, Енот, Экскаватор

Мышка, Мишка, Был, Бил, Пыл, Пил, Кит, Сила, Сыр, Мыл, Мил, Ныл, Нил

4. Рассказать детям что гласные Ы и И умеют образовывать множественное число

Пример: Муха - МухИ, Лиса – ЛисЫ

Придумать и записать 3 пары слов с гласной И

                                       3 пары слов с гласной Ы

Выделить красным карандашом все гласные в словах.



Предварительный просмотр:

«Постановка твёрдого звука С»

Уважаемые родители! Мы переходим к постановке согласных звуков. Большая просьба не забывать про гласные! Учить: В русском языке 10 гласных букв (У О А Э Ы Ю Ё Я Е И), они отмечаются красным цветом. Буквы Ю Ё Е Я  состоят из двух звуков!

1. Проговаривать детям по 3 гласных звука и просить записать в тетрадь на слух  Пример: УЕЫ, ОЯЭ, АЮЕ, ЁЮУ

2. Гимнастика (Перед зеркалом)

Уколы, Снежинка, Лошадка, Грибок

Заборчик Ход выполнения: 

Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5.

Качели  Ход выполнения: 

Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (удержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 — 9 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы.

3. Артикуляция звука С (Перед зеркалом)

Когда ребёнок научится удерживать широкий язык за нижними зубами предложить ему подуть на горку языка (между зубами остаётся щель для контроля с «ноготок»), губы в улыбке, на руку идёт холодная струя воздуха – получается звук ссс.

Если же язык не удерживается внизу, то на его конец можно нажать тонким не острым предметом, например спичкой – образуется углубление для выхода воздуха по желобку, язык остаётся в нижней позиции; затем, прикусив спичку подуть на язык – получится звук ссс

4. Звукоподражание

Как течёт водичка? Ссссс

Как свистит свисток? Ссссс

Как работает насос? Сс Сс Сс

Как дует ветер? Сссс

5. Написать в тетрадь слоги

Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым, низким голосом с правильной артикуляцией.

СУ  УС

СО  ОС

СА  АС

СЭ  ЭС

СЫ  ЫС

 Если после согласной буквы стоят гласные У, О, А, Э, Ы – то согласная становится твёрдая и отмечается синим цветом. Также она остаётся твёрдой если после согласной больше нет никакой гласной. Выполнить звукобуквенный разбор слогов.

6. Гимнастика для ума (отгадки на букву С)

Ночная птица? Усатая рыба? Что видим когда спим? Насекомое, напоминающее вертолёт? Что любят кушать мыши?

7. Повторить слова медленно, перед зеркалом. Выделяя звук С.

Сом, косы, кости, куст, стук, сын, сани, миска, мост, свист, сук, совы, сосна, писк, спит



Предварительный просмотр:

«Постановка мягкого звука Сь»

1. Выполнить гимнастику перед зеркалом

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок

Заборчик Ход выполнения: Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5.

Качели  Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (удержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 — 9 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы.

2. Артикуляция звука Сь (перед зеркалом)

Мягкий звук Сь отличается от твёрдого С более высоким подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу – средняя часть его выгибается вверх, а конец опущен за нижние зубы, губы растянуты в улыбке сильнее, чем при твёрдом звуке.

3. Игра «Большой/маленький насос»

Взрослый и ребёнок перед зеркалом имитируют звук большого насоса (С С С), а затем маленького (Сь сь сь). Повторить несколько раз.

После игры мягкий звук сь необходимо закрепить в слогах СИ, СЁ, СЕ, СЯ, СЮ.

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать мягким, тихим  голосом с правильной артикуляцией.

СЮ    ЮСЬ

СЁ     ЁСЬ

СЯ     ЯСЬ

СЕ     ЕСЬ

СИ     ИСЬ

5. Игра «Прятки»

Взрослый проговаривает слова, а ребёнок определяет где спрятался мягкий звук Сь, а где твёрдый звук С.

Коси, косы, оси, осы, сад, сядь, носы, носи, сыты, сито, оса, Вася.

6. Проговорить  слова медленно, перед зеркалом, выделяя звук Сь

Синий, село, Сёма, седой, сядь, ось, Ася, бусина, гуси, семья, сеть, семена, сёмга, свет, Васька, восьмой, тесёмка, босиком.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука З. Отличие звука C от звука З»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели

2. Проговаривать детям по 3 гласных звука и просить повторить: УОЫ, ЮЕА,

ЁОЯ, ИЫЕ, ЭЕЮ, ЭЮЭ, УЫУ, ЭОУ.

2. Артикуляция звука З

Артикуляция звуков С и З одинаковая. Отличие лишь в том, что голос на звук З «включается» (голосовые связки работают) – звук звонкий. Соответственно на звук С голос «выключается» (голосовые связки не работают) – звук глухой.

3. Звукоподражание

Как летит комар? ЗЗЗЗЗЗ

Как звенит звонок? З  З  З  З  З

Как работает пила? ЗЗЗ  ЗЗЗ  ЗЗЗ

4. Написать в тетрадь слоги

Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым, низким голосом с правильной артикуляцией.

ЗУ  УЗ

ЗО  ОЗ

ЗА  АЗ

ЗЭ  ЭЗ

ЗЫ  ЫЗ

Выполнить звукобуквенный разбор слогов.

5. Дифференциация звуков С и З

Написать в тетрадь синим карандашом буквы З С, проговаривать (с хорошей артикуляцией ) слова вместе в ребёнком и спрашивать какой звук спрятался в слове? Ребёнок показывает букву.

Зала- сало, косы – козы, слить – злить, коза – коса, роса – роза, зыбь – сыпь, зуб – суп, не смей – змей, зуд – суд, зайка – сайка, слой – злой, сев – зев, зять – сядь.

6. Отработать в игровой форме предлоги  «Из», «Из-за»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РЕЧИ ЗВУКОВ

Потешки и скороговорки на звуки С и Сь

        

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. У Саньки новенькие санки.

3. У маленького Сани сани едут сами.

4. У маленького Сани перевернулись сани.

5. Сене всё бы спать на сене.

6. На острую косу много покосу.

7. Был бы покос, да настал мороз.

8. Береги нос в сильный мороз.

9. Сын Сени накосил стог сена.

10. Мы гуляли в лесу и видели лису.

11. Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.

12. На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.

13. У Сони растут косы.

14. Расти, коса, до пояса, не выпади ни волоса.

15.Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

16. Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.

17. Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках. Санки — скок, Сеню — с ног, Соню — в бок, Симу с Саней — бух в сугроб!

18. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

19.До свиданья, сад, сад! Все осинки спят, спят.

И мы сами спать пойдём, только песенку споём.

20. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука Зь. Отличие звука Cь от звука Зь»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели

2. Артикуляция звука Зь

Артикуляция звуков Сь и Зь одинаковая. Отличие лишь в том, что голос на звук Зь «включается» (голосовые связки работают) – звук звонкий. Соответственно на звук С голос «выключается» (голосовые связки не работают) – звук глухой.

3. Звукоподражание

Как летит большой комар? ЗЗЗЗЗЗЗЗ

Как его догоняет маленький? зь, зь, зь

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать мягким, тихим  голосом с правильной артикуляцией.

ЗЮ    ЮЗЬ

ЗЁ     ЁЗЬ

ЗЯ     ЯЗЬ

ЗЕ     ЕЗЬ

ЗИ     ИЗЬ

Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

5. Написать в тетрадь зелёным карандашом буквы З С, проговаривать (с хорошей артикуляцией ) слова вместе в ребёнком и спрашивать какой звук спрятался в слове? Ребёнок показывает букву.

Зев – посев, кассета – газета, зима – Сима, магазины – мокасины, бузина – бусина, узел – осёл, сиротка – зимовка.



Предварительный просмотр:

«Теория  правильного произношения

звуков Т и Ть»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели. Добавляем упражнение «Лопатка» - расслабить язычок, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе. Следить чтобы язычок не дёргался. Удерживать позу 10 сек.

2. Проговорить скороговорку со звуками С и З выделяя их голосом. Устно разобрать какая согласная (З или С) встретилась в слове (твёрдая или мягкая)

Новый зонт у тёти Зои

Он от солнца и от зноя

Создаёт тот зонтик тень

В самый-самый знойный день.

3. Артикуляция звуков Т и Ть

Звук Т – Губы в улыбке,  зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам, образует преграду. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается (звук глухой). Стучим как молоток Т Т

Звук Ть - Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зубы. Передняя часть спинки языка – за верхними резцами образует преграду воздушной струе. Воздушная струя разрывает эту переграду. Голос не включается (звук глухой). Стучим как маленький молоточек ть, ть, ть.

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым или мягким  голосом с правильной артикуляцией.

ТУ     УТ      ТЮ   ЮТЬ

ТО     ОТ      ТЁ     ЁТЬ

ТА     АТ      ТЯ     ЯТЬ

ТЭ     ЭТ      ТЕ     ЕТЬ

ТЫ    ЫТ     ТИ     ИТЬ

Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

5. Проговорить слова выделяя звуки  Т и Ть. Определить положения звука Т или Ть в слове (начало, середина, конец)

Там, так, Таня, тапки, такси, каток, моток, Антон, молоток, Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, тяпка тело, темень, телёнок, телефон, тесто, Петя, Витя, Катя, ботинки, Костик, зонтик; Пить, петь, путь, пять.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звуков Д и Дь. Отличие звука Д от звука Т»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели. Добавляем упражнение «Лопатка» - расслабить язычок, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе. Следить чтобы язычок не дёргался. Удерживать позу 10 сек.

2. Артикуляция звуков Д и Дь. Отличие звука Д от звука Т.

Артикуляция звуков Д и Дь такая же как и у звуков Т и Ть. Отличие заключается в том что

звуки Д и Дь  - звонкие (голосок «включается» голосовые связки работают) а звуки Т и Ть  - глухие (голосок «выключается» голосовые связки не работают).

У детей в тетради нарисованы схемы звуков.

Проговорить несколько раз ДДДДДД и несколько раз Дь Дь Дь внимательно наблюдая за артикуляцией у ребёнка.

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым или мягким  голосом с правильной артикуляцией.

ДУ     УД      ДЮ   ЮДЬ

ДО     ОД      ДЁ     ЁДЬ

ДА     АД      ДЯ     ЯДЬ

ДЭ      ЭД     ДЕ     ЕДЬ

ДЫ    ЫД     ДИ     ИДЬ

Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

5. Дифференциация звуков Д и Т

Взрослый медленно проговаривает чётким голосом по 3 слога. Задача ребёнка запомнить и повторить. Если у ребёнка не получается, то необходимо медленно и чётко повторить ему на ухо.

Да-та-да     тю-дю-тю

То-то-до     дё-дё-тё

Ты-ды-ды   те-те-де

Уд-ут-уд     ять-ядь-ядь

Эт-эд-эд      идь-идь-идь

5. Проговорить слова выделяя звуки  Д и Дь. Определить положения звука Д или Дь в слове (начало, середина, конец)

Дон - день

Давать - дева

Дымка - Димка

Даня - Дина

Давно - дивный

Давай - диван

Дым - Дима

Дата - дети

Дали - дело

Дочь - дичь

Банда - бандит

Вода - водяной

Дуло - диво

Динь - дон



Предварительный просмотр:

«Теория  правильного произношения звука Ц»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели. «Лопатка» - расслабить язычок, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе. Следить чтобы язычок не дёргался. Удерживать позу 10 сек.

2. Артикуляция звука Ц

Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя (взрывная) разбивает эту преграду. Голос не работает (звук глухой).

Звук Ц содержит в себе 2 компонента звук Т и С. Начинать учить ребёнка звуку Ц необходимо с обратных слогов: АТС, ОТС, ЭТС, ИТС, УТС. В начале темп проговаривания медленный, после того, как ребёнок привыкает к правильному положению языка темп необходимо ускорить.

3. Учим правило звук Ц всегда твёрдый согласный (т.е. в звуко-буквенном разборе он отмечается всегда синим цветом)

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым или мягким  голосом с правильной артикуляцией.

ЦУ     УЦ

ЦО     ОЦ

ЦА     АЦ

ЦЕ     ЕЦ

ЦЫ    ЫЦ  

Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

5. Дифференциация звуков Ц и Ть и С

Взрослый медленно проговаривает чётким голосом по 3 слога. Задача ребёнка запомнить и повторить. Если у ребёнка не получается, то необходимо медленно и чётко повторить ему на ухо.

Ца-са-ца     Ац-ать-ать

Оц-ос-ос    Цу-тю-цу

Иц-ис-иц   Цы-ти-ти

Цу-цу-су    То-цё-то

Ыц-ыс-ыс   Ца-тя-ца

6. Чётко проговорить слова, выделяя звук Ц

Заяц, танец, птенец, конец, овца, яйцо, письмецо, оценка, лисица, спица, гусеница, птицы, темница, полотенце, цыплята, теплица.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука Ш»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели. «Лопатка» - расслабить язычок, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе. Следить чтобы язычок не дёргался. Удерживать позу 10 сек.

2. Повтор пройденных звуков. Взрослый пишет в тетради буквы:

С С З З Д Д Т Т Ц карандашами разного цвета. Проговаривает слова,   а ребёнок показывает какой звук (твёрдый или мягкий) он услышал.

Зуб, сила, корзина, собака, Таня, цыплёнок, дом, тянуть, Дима.

2. Артикуляция звука Ш

У детей в тетради нарисованы схемы

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд (похожи на баранку), зубы сближены, широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя тёплая, идёт по середине языка (щёки не надуваются). Голос не включается (звук глухой).

3. Учим правило звук Ш всегда твёрдый согласный (т.е. в звуко-буквенном разборе он отмечается всегда синим цветом)

4. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым голосом с правильной артикуляцией.

Объяснить, что после Ш гласные Э,Ы никогда не пишутся, а меняются на Е,И

ШУ     УШ

ШО     ОШ

ША     АШ

ШЕ     ЭШ

ШИ     ЫШ                      Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

5. Звукоподражание:

«Мышка шуршит» – ш-ш-ш-ш-ш

«Лес шумит» – шшшшшшш

«Прогоним кошку» – кыш, кыш, кыш

«Гусь шипит» – ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-ша-шо, ши-шу-ша

6. Развитие фонематического слуха:

Объяснить, что слова умеют рифмоваться (т.е. быть похожими по звучанию)

Проговорить рифмованные слова с ребёнком акцентируя внимание на звуке Ш. Шишка-мышка-вышка-малышка; Кошка-картошка-гармошка-мошка; Пушка-подушка-лягушка-катушка; Рубашка-ромашка-неваляшка-кашка.



Предварительный просмотр:

«Закрепление звука Ш в речи»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели. «Лопатка» - расслабить язычок, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе. Следить чтобы язычок не дёргался. Удерживать позу 10 сек.

2. Гимнастика для ума

Отвечать на вопрос словом, начинающимся со звука Ш.

- Головные уборы? (Шапка, шляпа)

- Число больше пяти? (Шесть)

- Часть колеса? (Шина)

- Как подаёт голос змея? (Шипит)

- Плод хвойного дерева (Шишка)

- Настольные игры на клетчатой доске? (Шашки, шахматы)

- Там учатся дети (Школа)

- Название части тела между головой и туловищем? (Шея)

- «Узкий», а наоборот? (Широкий)

- Колючки у розы? (Шипы)

3. Написать под диктовку слоги, выполнить звуко-буквенный разбор.

Шо, ши, ша, ош, эш, ше, ыш, шу, уш.

4. Подобрать рифму:

Шарик –

Машина –

Шар –

5. Проговорить слова утрируя звук Ш. Определить положение звука Ш в слове (начало, середина, конец)

Мышонок, шишка, кошка, шар, камыш, каша, шуба, шапка, ушат, детёныш.

6. Проговорить за взрослым текст, пересказать с наводящими вопросами.

Кошка Машка.

Это кошка Машка. Машка тихо сидит на окошке. Мышка шумит: «Ш-ш-ш». Кошка Машка видит мышку. Машка скок с окошка. Мышка от кошки в башмак, под шапку, за ушат и в норку.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука Ж»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели., Лопатка.

2. Артикуляция звука Ж

Артикуляция звуков Ш и Ж одинаковая. Отличие лишь в том, что голос на звук Ж «включается» (голосовые связки работают) – звук звонкий. Соответственно на звук Ш голос «выключается» (голосовые связки не работают) – звук глухой.

У детей в тетради нарисованы схемы:

3. Звукоподражание

Покажи как жужжит жук:

Громко, тихо, протяжно, отрывисто.

4. Учим правило звуки  Ш, Ж, Ц всегда твёрдые согласные (т.е. в звуко-буквенном разборе они отмечается всегда синим цветом)

5. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо диктовать твёрдым голосом с правильной артикуляцией.

Объяснить, что после Ж гласные Э,Ы никогда не пишутся, а меняются на Е,И

ЖУ     УЖ

ЖО     ОЖ

ЖА     АЖ

ЖЕ     ЭЖ

ЖИ    ЫЖ                      Выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

6. Взрослый проговаривает слоги, ребёнок повторяет:

Жа-ша-ша        аш-аж-аш

Шу-шу-жу       уж-уж-уш

Же-ше-же         еш-еж-еш

Шо-шо-жо       ош-ош-ож

Ши-жи-ши      иш-иж-иж

7. Поменяй в слове звук Ш на звук Ж, скажи слово которое получилось.

Шар-

Шаль-

Лёша-

Луша-

Машут-

Шить-



Предварительный просмотр:

«Дифференциация звуков С и Ш»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка.

 

2. Дать ребёнку установку. Если мы говорим звук С, то губы у нас улыбаются, язычок опускается вниз. Если ты запутаешься, то я опущу ладошку вниз, значит язычок тоже опустится вниз. Если мы говорим звук Ш, то губы у нас округляются, язычок поднимается верх. Моя ладошка тоже поднимется вверх, значит и язычок поднимется вверх.

3. Многократно повторить согласные С, Ш, С, Ш, С, Ш, С, Ш, С, Ш помогая ребёнку ладошкой.

4. Написать слоги под диктовку, выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

АС, ШУ, ЭШ, ЕСЬ, СИ, ША, ОС, ШИ, СЫ, СЮ.

5. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет. Если не получается взрослый помогает ладошкой.

СА-СА-ША        АС-АШ-АС

ОС-ОШ-ОШ      ОШ-ОШ-ОС

СЭ-ШЕ-СЭ         ОС-ОС-ОШ

ШУ-ШУ-СУ       УС-УШ-УС

ШИ-ШИ-СЫ      ЫС-ЫШ-ЫШ

6. Игра «Наоборот» Замени звук С на звук Ш и объясни значение слова.

Сок -….        Миска - …..   Басня - …..    Нас - …..

Сутки -….     Усы - ….. Каска - ….    Вас - …..

7. Взрослый читает с хорошей артикуляцией по одному предложению, ребёнок повторяет.

По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул Саша, передал Маше свой рюкзак и бросился на помощь старушке.

Когда Саша вернулся, Маша спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет ответил Саша.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет.

-Тётя? Или знакомая?

- Да нет, нет, - ответил Саша. Это просто старушка.



Предварительный просмотр:

«Дифференциация звуков З и Ж»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка.

2. Дать ребёнку установку. Если мы говорим звук З, то губы у нас улыбаются, язычок опускается вниз. Если ты запутаешься, то я опущу ладошку вниз, значит язычок тоже опустится вниз. Если мы говорим звук Ж, то губы у нас округляются, язычок поднимается верх. Моя ладошка тоже поднимется вверх, значит и язычок поднимется вверх.

Задать ребёнку вопрос: «Чем звуки С и Ш отличаются от З и Ж?». Правильный ответ: «Звуки С и Ш – глухие, а З и Ж – звонкие»

3. Игра «Жуки-Комарики»

Объяснение игры: «Если я скажу комарик, ты опускаешь язычок вниз и летаешь по комнате произнося звук ЗЗЗЗЗЗЗ, а если я скажу жук ты поднимаешь язычок и летаешь по комнате произнося звук ЖЖЖЖЖЖ»

4. Написать слоги под диктовку, выполнить звуко-буквенный разбор слогов.

ЗЯ, ЖУ, ЮЗЬ, АЖ, ЕЗЬ, ЗЭ, ЗЫ, ЖИ, ОЗ.

5. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет. Если не получается взрослый помогает ладошкой.

ЗА-ЗА-ЖА        АЗ-АЖ-АЗ

ОЗ-ОЖ-ОЖ      ОЖ-ОЖ-ОЗ

ЗЭ-ЖЕ-ЗЭ         ОЗ-ОЗ-ОЖ

ЖУ-ЖУ-ЗУ       УЗ-УЖ-УЗ

ЖИ-ЖИ-ЗЫ      ЫЗ-ЫЖ-ЫЖ

6. Игра «Наоборот» Замени звук З на звук Ж и объясни значение слова.

Зал -….     Зевать - ….. Разок -….     Луза - …..

7. Игра «Закончи слово»

Взрослый проговаривает начало слова, а ребёнок заканчивает

Нака?…..-зал   Продол?….  Завиз?…..   Забе?….

Ува?…….         Завя?…..      Подска?…  Угро?…

Пока?…...        Отре?……    Нама?…..    Обре?….

8. Несколько раз проговорить скороговорку:

Взял Серёжа мешок гвоздей, принёс Женя мешок груздей.

Серёжа Жене одолжил гвоздей, Женя Серёже дал груздей.



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука Ч»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка.

2. Артикуляция звука Ч

Губы вытянуты вперёд, кончик языка поднят к альвеолам, посередине языка идет короткая, мягкая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.

Выучить правило: звук «Ч» всегда мягкий согласный и в звукобуквенном разборе обозначается зелёным цветом.

3. Звукоподражание

Покажи как помчался паровоз: чу-чу-чу, ча-ча-ча, чи-чи-чи.

Паровоз набирает скорость. Набери носом воздух и произнеси на одном выдохе ча-чо-чу-че-чи

5. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо проговаривать с правильной артикуляцией.

Объяснить, что после Ч гласные Ю,Я,Э,Ы никогда не пишутся, а меняются на У, А, Е, И

ЧУ                                       УЧ

ЧО как в слове «плечО»   ОЧ

ЧЁ как в слове чЁрный»   ЁЧ

ЧА                                       АЧ

ЧЕ                                       ЕЧ

ЧИ                                      ИЧ                    

Выполнить звукобуквенный разбор слогов.

6. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет:

Ча-та-та        Ту-ту-чу      Те-че-те       Чо-то-чо      ти-чи-ти

ач-ат-ач         ут-ут-уч       еч-ет-ет        от-от-оч      ич-ит-ит

7. Проговорить слова со звуком «Ч», определить положение звука в слове. Если ребёнок затрудняется, то взрослый пишет слово печатными буквами и просит отметить букву «Ч» зелёным цветом. После этого ребёнок без труда определяет положение буквы в слове.

Меч, чайка, пчела, бочка, мяч, бычок, чашка.

8. Назови ласково выделяя звук «Ч»

Заяц – зайчик, синица, лицо, кольцо, палец, курица, птица



Предварительный просмотр:

«Теория правильного произношения звука Щ»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели., Лопатка. Чередовать упражнения 5-6 раз: трубочка (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам).

2. Артикуляция звука Щ

Губы округлены и вытянуты вперёд. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя выходит не свободно. Голос не работает. Звук глухой.

Выучить правило: звук «Щ» всегда мягкий согласный и в звукобуквенном разборе обозначается зелёным цветом.

3. Звукоподражание

Этой щёткой чищу зубы: - щ-щ-щ. Этой щёткой – башмаки: - щ-щ-щ

Этой щёткой чищу брюки: - щ-щ-щ. Все три щётки мне нужны.

5. Взрослый диктует слог, ребёнок записывает. Если ребёнку требуется помощь, то взрослый пишет слог на листе, а ребёнок списывает. Слоги необходимо произносить с правильной артикуляцией.

Объяснить, что после Щ гласные Ю,Я,Э,Ы никогда не пишутся, а меняются на У, А, Е, И

ЩУ                                                УЩ

ЩЁ (подсказать что пишется Ё )ЁЩ

ЩА                                                 АЩ

ЩЕ                                                  ЕЩ

ЩИ                                                 ИЩ                    

Выполнить звукобуквенный разбор слогов.

В русском языке есть несколько слов со слогом «що» - борщок, трущоба, чащоба, трещотка.

6. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет:

Ча-ща-ща        щу-щу-чу      ще-че-ще       що-що-чо      щи-чи-щи

ач-ащ-ач         ущ-ущ-уч       еч-ещ-ещ       ощ-ощ-оч      ич-ищ-ищ

7. Игра «Ещё больще»

У тебя -  рука, а у Гуливера – ручища! (нога, голова, нос, глаз, рот)

8. Родитель читает, ребёнок повторяет. Акцентировать внимание на звуках – Щ, Ч, Т, Д, З, Ж, С, Ш, Ц.

Щука – хищная рыба. Щука – хорошая охотница. Стоит неподвижно среди зарослей. Завидит добычу и внезапно набрасывается на неё.



Предварительный просмотр:

«Закрепление произношения согласных Ч, Щ, Й в речи»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка. Чередовать упражнения 5-6 раз: трубочка (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам).

2.Напомнить правило «Ч», «Щ», «Й» всегда мягкие согласные звуки и в звукобуквенном разборе отмечаются зелёным цветом

3. Написать под диктовку , выполнить звукобуквенный разбор:

Чу, ще, ой, ай, ищ, ещ, оч, ый, я, ща, ёщ, ю, е, че, ё.

4. Сочинить чистоговорки:

Пример: АЙ-АЙ-АЙ – наступает месяц мАЙ;

ОЙ-ОЙ-ОЙ –                                  ЫЙ-ЫЙ-ЫЙ –

УЙ-УЙ-УЙ –                                  ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ –

5. Дифференциация «Ч»-«Щ». Взрослый говорит слово и просит поменять звук «Ч» на звук «Щ» или звук «Щ» на звук «Ч».

Щётка – …       Горячий –  …

Щёлка – …       Лещи – …        

Лещ – ….

6. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.

Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)

Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

 

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

7. Написать на листе зелёным карандашом буквы Ч и Щ. Читать текст, спрашивать какая буква встретилась в слове. Пересказать с наводящими вопросами.

Это был замечательный человечек, с плотным туловищем, в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка, а на спине узкий плащ. На лице у него был большущий рот с точёными зубами. Это был очень славный человечек с добрыми, смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика.



Предварительный просмотр:

Знакомство с твёрдым звуком «Л»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка. Чередовать упражнения 5-6 раз: трубочка (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам).

2. Вспомнить свистящие и шипящие звуки, отработать каждый звук в трёх позициях – начало, середина, конец слова. СЛЕДИТЬ ЗА ЭТИМИ ЗВУКАМИ В РЕЧИ РЕБЁНКА! Также можно устроить диктант. Вы говорите слог, ребёнок слушает и записывает. Если ребёнок пройденные звуки выговаривает плохо, обязательно подойдите ко мне – я дам вам дополнительные рекомендации.

3. Артикуляция звука Л

Губы в лёгкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя.  Ребёнок твёрдо поизносит звук «Л» не отрывая язык от верхних зубов. Если звук получается хороший, взрослый просит резко оторвать кончик языка от верхних зубов и положить его за нижние зубы. (Дети часто не кладут язык за нижние зубы, а подтягивают его к горлу).  Голос работает

4. Пробуем произносить слоги ЛА, ЛЭ, ЛЫ, ЛО, ЛУ. Следите чтобы на гласные звуки язык лежал внизу (к горлу не подтягивался). Во время произношения гласных «А» -  рот открыт, «Э» – рот открыт, лёгкая улыбка, «Ы»  - губы «злятся», «О» – губы округлены, «У» – губы вытянуты.

Уважаемые родители! Звук «Л» и слоги со звуком «Л» очень часто вызывают большие трудности при произношении. Пугаться не стоит! Надо уделять больше времени для занятий с вашим ребёнком.

5. Написать под диктовку в сточку, выполнить звукобуквенный разбор:

ЛУ   УЛ

ЛО   ОЛ

ЛА   АЛ

ЛЭ   ЭЛ

ЛЫ  ЫЛ

6. Игра на развитие памяти и внимания «Положи, как я скажу»: Найти 4 игрушки или картинки и называть цепочку слов. Пример: ландыш, белка, стул, медведь. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок или игрушек и воспроизводят ряд слов. Затем порядок слов меняется.



Предварительный просмотр:

Постановка с твёрдого звука «Л»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка. Чередовать упражнения 5-6 раз: трубочка (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам).

2. Вспомнить артикуляцию звука «Л»:

● губы в улыбке;

● кончик языка поднят за верхние зубы и крепко прижат;

● дуем с упором на кончик языка;

● кончик языка резко отрываем и опускаем за нижние зубы.

3. Проговариваем слоги с правильной артикуляцией на звук «Л» и на гласные звуки: ЛА, ЛО, ЛЭ, ЛЫ, ЛУ

4. Ребёнку написать слова под диктовку с минимальной помощью от взрослого. Проговаривать слог до тех пор, пока ребёнок не услышит правильно. Напомнить: согласные «Ж», «Ш», «Ц» - всегда твёрдые согласные, «Ч», «Щ», «Й» всегда мягкие согласные.

СТУЛ, ДАША, ДАЙ, ОТЕЦ, ЖАЛО, ЦЕЛОЕ, ЗАЯЦ.

5. Учимся словоизменению:

Я спешу, ты спешишь, он спешит, она спешит, вы спешите, мы спешим, они спешат

Я слышу. Ты… он… она… вы… мы… они…

Я сижу, я зажигаю, я читаю, я щёлкаю, я зацепляю.

6. Взрослый читает по одному предложению, ребёнок повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Предвестники весны.

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Ответить на вопросы:

Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко зимой? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали? Что можно сказать про зиму? Какая она была? (холодная, вьюжная, длинная, морозная, снежная). Как можно сказать про солнышко весной? Какое оно? (Весеннее, яркое, тёплое, ласковое).

Ребёнку пересказать текст без помощи родителей.



Предварительный просмотр:

Автоматизация твёрдого звука «Л»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Заборчик, Качели, Лопатка. Чередовать упражнения 5-6 раз: трубочка (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам).

2. Вспомнить артикуляцию звука «Л»:

● губы в улыбке;

● кончик языка поднят за верхние зубы и крепко прижат;

● дуем с упором на кончик языка;

● кончик языка резко отрываем и опускаем за нижние зубы.

3. Проговорить слоги перед зеркалом. Следить за правильной артикуляцией. Голос твёрдый и низкий.

ЛА, ЛО, ЛЭ, ЛЫ, ЛУ, АЛ, ОЛ, ЭЛ, ЫЛ, УЛ.

Проговорить чистоговорки или придумать свои:

Ла-ла-ла – Как у тебя дела?

Ло-ло-ло – конфеток всегда мало.

Лы-лы-лы – как цыплятки малы!

Лу-лу-лу -  нитку вдели мы в иглу.

Ал-ал-ал – котик бантик завязал.

Ол-ол-ол – надо вымыть пол.

Ыл-ыл-ыл – я учебник забыл.

Ул-ул-ул – ветер тёплый подул.

4. Написать под диктовку слова, выполнить звукобуквенный разбор.

ПОЛ, СИЛА, ШАЛОСТЬ.

5. Взрослый читает по одному предложению, ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Дятел.

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица и должна жить в лесу».

Родителям показать алый цвет. Ребёнку ответить на вопросы:

Где живут дятлы? Чем они занимаются? Какая у дятла шапочка? Какой у дятла клюв? С кем Мама гуляла в лесу? Что хотел сделать Павел? Почему дятла нельзя забрать домой?

Ребёнку пересказать текст без помощи родителей.



Предварительный просмотр:

Знакомство с мягким звуком «Ль».

Дифференциация звуков «Л» и «Ль».

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику

«Уколы», «Лошадка», «Снежинка», «Грибок», «Заборчик», «Качели». Чередовать упражнения 5-6 раз:

«Трубочка» (губы вытянуты вперёд), улыбка (кончики губ тянутся к ушам). «Жало»  - показать узкий язык.  «Жало» - «Лопатка» (чередовать то узкий, то широкий язык)

2. Артикуляция звука «Ль»:

● губы в улыбке;

● кончик языка поднят за верхние зубы и немного отодвинут по альвеолам вглубь рта (на 5-6 мм);

● дуем с упором на кончик языка;

● кончик языка резко отрываем и опускаем за нижние зубы.

3. Проговорить слоги перед зеркалом. Следить за правильной артикуляцией. Голос мягкий.

ЛЮ, Ю, ЛЁ, Ё, ЛЯ, Я, ЛЕ, Е, ЛИ, ЮЛЬ, ЁЛЬ, ЯЛЬ, ЕЛЬ, ИЛЬ.

4. Ребёнку под диктовку написать слоги в тетрадь.

ЛЮ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЯ, ЛИ, ЁЛЬ, ЯЛЬ, ЕЛЬ, ИЛЬ, ЮЛЬ

5. Дифференциация «Л» и «Ль»

Лук – люк

Мель – мел

Ложка – Лёшка

Дал – даль

Угол – уголь

Галка – галька

Полка – полька

Булки - бульки

Учить придумывать весёлые предложения, чтобы в них встречались 2 заданных слова. Пример: берём первую пару слов лук-люк и начинаем фантазировать. Кошка ела горький лук и чуть не провалилась в открытый люк.

6. Игра скажи наоборот!

Инструкция: «Я скажу слог с твёрдым звуком, а ты скажешь с мягким»

ЛА - ля, ЛО - лё, ЛУ- лю, ЛЭ - ле, ЛЫ - ли. Потом инструкция меняется «Я скажу слог с мягким звуком, а ты скажешь с твёрдым» ЛЯ - ла, ЛЁ – ло, ЛЮ – лу, ЛЕ – лэ,  ЛИ – лы.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с твёрдым звуком Р»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк (быстрые движения кончиком языка вправо-влево по верхней губе с быстрым произношением звуком блблбл), Индюк спрятался (тоже самое, только за верхними зубами). Задуй свечку (поставить на уровне губ зажженную свечку; ребенок ставит кончик языка за верхние зубы и дует на кончик так сильно, чтобы свечка погасла; подбородок можно немного поднять вверх).

2.Закрепление звука Л:

Взрослый говорит: «Я сижу, а ты вчера?».....сидел. Я лечу, я хожу, я бегу, я ползу, я сплю, я леплю, я печатаю, я смотрю.

3. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор. Диктовать медленно, с многократным повтором, если ребёнок не может услышать нужный звук. Если слог твёрдый – диктовать низким голосом, если мягкий – нежным, высоким.

Юля, Лёша, Илья, львица, львиный.

4. Проговорить чистоговорки или придумать свои:

Ля-ля-ля – вот красивые тополя;

Лю-лю-лю – маму с папой я люблю;

Ле-ле-ле – выросли цветы на поле;

Лей-лей-лей – слышны крики журавлей;

Ли-ли-ли – невозможно жить в пыли;

Аль-аль-аль – вот моя медаль;

Оль-оль-оль – подайте мне соль;

Ель-ель-ель – пойдём пить кисель;

Ыль-ыль-ыль – в шкафу стоит бутыль.

5. Артикуляция звука «Р»:

●Широкий язык напряжён и плотно прижат за верхними зубами или в области альвеол;

●Ребёнок сильно дует на середину языка и произносит звук «дж, дж, дж»;

●Взрослый прямой указательный палец ребёнка или гладкую чистую палочку заводит под язык и делает быстрые ритмичные движения вправо, влево.

Во время движений язык у ребёнка остаётся напряженным,  не «отклеивается» от зубов (альвеол), ребёнок сильно дует и произносит «дждждж». Если всё выполнено правильно получается звук «Р». Следите, чтобы ребёнок не переходил на горловой звук «Р».

Пробовать вызывать звук «Р» 3-4 раза в день по 3-4 мин.



Предварительный просмотр:

«Постановка твёрдого звука Р»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Учить ребёнка выговаривать звук «Р»

Повторять инструкцию:

●Губы в улыбке;

●Широкий язык напряжён и приклеен к альвеолам или за верхние зубы;

●Сильный выдох на кончик языка;

●Проговаривать «ДЖДЖДЖ»;

Взрослый с помощью чистой гладкой палочк и или  ребёнок сам, с помощью пальца, выполняет ритмичные движения под языком.

Заниматься по 5 раз в день по 3-4 мин.

Если ребёнок самостоятельно начал проговаривать звук «Р», то начинаем проговаривать слоги – РА, РО, РЭ, РЫ, РУ.

3. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор. Диктовать медленно, с многократным повтором, если ребёнок не может услышать нужный звук. Если слог твёрдый – диктовать низким голосом, если мягкий – нежным, высоким.

 ЛОШАДЬ, ПЛОЩАДЬ, РАДУГА, РОМАШКА.

4. Проговорить с правильной артикуляцией:

 Мама Милу мылом мыла

Мила мыла не любила

Но не ныла наша Мила

Наша Мила молодчина!

5. Взрослый читает по одному предложению, ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Мяукающий клубок

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»

- Пересказать с наводящими вопросами;

- Пересказать ребёнку самостоятельно.



Предварительный просмотр:

«Автоматизация твёрдого звука Р в речи»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Учить проговаривать слоги РА, РО, РЭ, РЫ, РУ и лёгкие слова с правильной артикуляцией на звук «Р» и гласные звуки:

Рак, роза, рыба, рука, Рэкс, урок, пора, пары, уберу, мотор, топор.

Слова, в которых «Р» в середине или в конце проговаривать по слогам.

3. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор. Диктовать медленно, с многократным повтором, если ребёнок не может услышать нужный звук. Если слог твёрдый – диктовать низким, твёрдым  голосом, если мягкий – нежным, высоким.

МАРТ, КАПЕЛЬ, ЛУЖИ, ПРОТАЛИНКИ, ГРАЧИ

Спросить у детей какое одно слово может объединить все эти слова? Правильный ответ - Весна.

4. Проговорить, определить положение звуков «Л» в слове (в начале, в середине, в конце слова):

Кот молоко лакал, а Коля булку в молоко макал.

5.  Взрослый читает по одному предложению, ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Мамины помощники

Мы пьём чай с конфетами и печеньем.

 - Мамочка, садись с нами пить чай!

 - Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

 - Надо сходить в аптеку, Отнести часы в починку. Купить мясо, кабачок, капусту. Вам – бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

 - Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты – в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе!

- Пересказать с наводящими вопросами;

- Пересказать ребёнку самостоятельно.

 - Ответить на вопросы Мама какая? Дети какие? Подобрать несколько слов-признаков (прилагательных).



Предварительный просмотр:

«Автоматизация твёрдого звука Р в речи»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Закрепление звука «Л» в речи (объяснить детям незнакомые слова):

Повторить за взрослым, угадать есть ли звук «Л» в слове, определить его положение (начало, середина, конец) в слове:

Юг-люк, лёд-йод, есть - лесть, лежи - ежи, ямка - лямка, куль - куй,  мой - моль, боль-бой, рой-роль, дай - даль.

Повторить за взрослым:

Улей, листья, лилия, соление, великий, большой, лесной, полевой, больной, плюшевый, ледяной, сливочный.

«Делаю - делали». Образец: читаю – читали. Сажаю, качая, вешаю, гоняю, даю, бью, гадаю, жую, мою, пою, шью.

3. Отработать звук «Р» с слогах:

Бра- бро –бру- бры

Вра- вро –вру- вры

Гра- гро –гру- гры

Жра- жро –жру- жры

Зра- зро –зру- зры

Кра- кро –кру- кры

4. Отработать звук «Р» в чистоговорках:

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур.

5. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор. Диктовать медленно, с многократным повтором, если ребёнок не может услышать нужный звук. Если слог твёрдый – диктовать низким, твёрдым  голосом, если мягкий – нежным, высоким.

КАРТОШКА,  МОРКОВЬ,  ПОМИДОР,  КУКУРУЗА

6.  Взрослый читает по одному предложению, ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

ПРАЗДНИК ЛЕСА

   В школе объявили праздник леса. В субботу ребята собрались в школе. Они принесли лопаты и лейки. Приехали машины, они привезли саженцы. Школьники обсадили деревцами деревенский пруд, озеленили спортивную площадку. Возле школы разбили ельник.

- Объяснить значение слов: саженцы, обсадили, озеленили, ельник;

- Пересказать с наводящими вопросами;

- Пересказать ребёнку самостоятельно.



Предварительный просмотр:

«Постановка мягкого звука Рь»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Учить ребёнка выговаривать звук «Рь»

После постановки твёрдого звука «Р» и проработки его в словах и фразах мягкий звук «Рь» обычно появляется спонтанно. Если у ребёнка появляются трудности с произношением, то необходимо попросить его улыбнутся, как можно сильнее и кончик языка по альвеолам отодвинуть на 2-3 мм вглубь рта. Звук «Рь» одноударный (т.е. «рычать» его не нужно), произносится практически без вибрации.

3. Проработать в слогах: Ря, рё, рю, ри, ре, ярь, ёрь, юрь, ирь, ерь. Проработать в словах: рис, Ирина, сухари, редиска, орех, ряд, отряд, рёв, берёза, рюмка, брюки.

Проработать в стихах:

Посмотрите на Иринку,

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку,

Бросит кожуру в корзинку.

Репу, редьку, хрен, орех

Из кладовки, как на грех,

Уволок зверёк-хорёк

И пустился на утёк.

4. Написать под диктовку:

МАРС, ЮПИТЕР, САТУРН, УРАН, НЕПТУН.

выполнить звукобуквенный разбор слов Марс, Сатурн.

 

4. Проговорить с правильной артикуляцией:

Летом в лесу слышен шелест зелёных листьев; Есть у ёжика и ёлки очень колкие иголки. В остальном на ёлку ёж совершенно не похож;

По-геройски Лена с ленью воевала целый день. Но, к большому сожаленью, победила Лену лень.

 5. Взрослый читает по одному предложению, ребёнок ищет ошибку, подбирает правильное, близкое по звучанию слово.

Жучка будку не доела: неохота, надоело; (булку)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей; (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок; (кочкам)

На поляне весной вырос зуб молодой; (дуб)

Синеет море перед нами, летают майки над волнами; (чайки)

Мы собирали васильки, на голове у нас щенки. (венки)



Предварительный просмотр:

«Дифференциация звуков «Р» и «Рь»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Учить детей слышать твердый звук «Р» и мягкий звук «Рь». После произнесения пары слогов или слов спрашивать, где встретился твёрдый звук «Р», а где мягкий «Рь». Если у ребёнка возникают затруднения, то следует помочь ему «игрой» голоса.

Ра-ря, Ро-рё, Ру-рю, Рэ-ре, Ры-ри. Рад-ряд, рёв-ров, шар-шарь, парь-пар, ударь-удар, хор-хорь, горько-горка, брак-бряк, жарь-жар.

3. Повторить и отгадать загадку:

Один костёр весь мир обогревает (солнце); В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручей); Сели детки на карниз и растут всё время вниз (сосульки); Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потерялся – другой вырастает (ящерица); Сам металлический, мозг электрический (робот).

Выбрать слова, в которых встречается звук «Р» или «Рь», определить положения звука в слове. Детям можно нарисовать схемы

        

в начале слова        в середине слова              в конце слова

4. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор.

БЕРЛОГА, КАРАМЕЛЬ, КРОЛИК, АПРЕЛЬ.

5. Словоизменение «Что делал(а)?». Образец: работаю – работал, работала.

Строю, беру, разливаю, рублю, открываю, подарю, собираю, борюсь.

6. Взрослый читает по одному предложению, соблюдая интонационное оформление текста (знаки вопроса, троеточие, имитации голосов Ромы и мамы) ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Кто что заслужил?

(По Л. Успенской, М. Успенскому)

- Рома, кто мне поможет картошку чистить?

- Конечно, Рита.

- А кто папе письмо напишет?

- Тоже Рита.

- Ну хорошо. А игрушки папа, когда приедет, тоже Рите привезёт?

- Нет, игрушки, конечно, мне.

- А мне кажется, что игрушки папа Рите купит.

- А почему не мне?

- Потому что… сам догадайся почему.

- Ответить на вопрос «А почему не мне?»

- Пересказать с наводящими вопросами;

- Пересказать ребёнку самостоятельно.



Предварительный просмотр:

«Дифференциация звуков «Р» и «Л»

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет.

Ла-ра-ла   ло-ло-ро   ры-ры-лы   лу-лу-ру   рэ-лэ-лэ   ул-ур-ул

Ор-ол-ор   эр-эр-эл   ал-ал-ар  ыр-ыл-ыр.

3. Заменить звук «Р» на звук «Л», повторить пару слов которая получилась. К каждому слову подобрать слово признак (прилагательное)

Пример:

Был РАК, а стал?....ЛАК;  Повтор: РАК-ЛАК; Какой бывает рак? (речной, красный, голодный и т.д.) Какой бывает лак? (блестящий, розовый, глянцевый, строительный, декоративный и т.д.)

Слова для работы: РОВ, РАЗ, РУКА, РОЖЬ, УКОР, ВАР.

4. Повторить несколько раз, объяснить незнакомые слова:

Дело мастера боится.

Мал золотник, да дорог.

Толст тот, кто ест торт.

Сражайся смело за правое дело.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Написать под диктовку, выполнить звукобуквенный разбор.

СКОРЛУПА, ПРАВИЛО, РАСЦВЁЛ, ЗЕРКАЛО.

6. Взрослый читает по одному предложению, ребёнок медленно, вдумчиво повторяет. Взрослый следит за правильным произношением изученных звуков.

Муравей и голубка.

(По Л.Н. Толстову)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна накрыла его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела – муравей тонет, бросила ему ветку в ручей.

Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел её захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

- Спросить у ребёнка значение слова «взаимопомощь», привести пример из собственной жизни;

- Пересказать с наводящими вопросами;

- Пересказать ребёнку самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Рь и Ль.

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Взрослый проговаривает по 3 слога, ребёнок повторяет

Ля-ря-ля   лё-лё-рё    ри-ри-ли    лю-лю-рю   ре-ле-ле   уль-урь-уль

Орь-оль-орь   эрь-эрь-эль   аль-аль-арь   ирь-иль-ирь.

3. Заменить звук «Рь» на звук «Ль», повторить пару слов которая получилась.

Была Варя, а стала? (Валя).  Репка-…; сорить-…; корить-…;

Жарить-…; угорь-…

4. Повторить и отгадать загадки:

Живёт – лежит, умрёт – бежит. (Снег)

Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)

Зимой беленький, летом серенький.  (Заяц)

На серебряной шляпе сто ям. (Напёрсток)

В лес со мной заберёшься – с пути не собьёшься. (Компас)

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

Летит, а не птица; воет, а не зверь. (Ветер)

Она идёт среди лесов, полей, а люди все идут по ней. (Дорога)

Деревянная шея, железный клюв, разговаривает: «Тук-тук-тук». (Молоток)

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет…Когда это бывает? (Зима).

5. Написать под диктовку словосочетания, выполнить звукобуквенный разбор.

 

ЛЮБИМЫЙ ПРЯНИК, МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК



Предварительный просмотр:

Слова-действия, слова-признаки. Понятие о предложении.

1. Выполнить перед зеркалом гимнастику:

Уколы, Лошадка, Снежинка, Грибок, Индюк, Индюк спрятался, Задуй свечку. 

2. Повтор за взрослым

Открывай скорей глаза:
Кончилась давно гроза!
Городок дождём полит,
В небе ласточка парит!

Ах, братишка! Ну и плут!
Убежал тайком на пруд!
Наказать его решили —
Брата сладостей лишили!

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.

3. Учить детей подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие предмета.

Пример: Слово – ЗАЯЦ

Подбираем слова-признаки: «Заяц бывает какой?»  - Шустрый, белый, испуганный»  и т.д. (чем больше слов подберет ребёнок, тем лучше. Можно подсказывать:

«Если у зайца короткий хвост, то он какой?»  - Короткохвостый

«Если у заяц хочет кушать, то он какой?» - Голодной.

Подбираем слова-действия: «Что может делать заяц?»  - Лежать, кушать, прыгать, прятаться и т.д.

Слова для работы: КОШКА, МЯЧ, КАПЕЛЬКА, ДИМА, МАША.

4. Напомнить ребенку понятие слова «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (как единицы языка).

С помощью речи люди общаются друг с другом. С помощью речи люди узнают новое. Наша речь состоит из предложений. В предложении должен быть смысл. Предложение должно быть законченным. Предложение начинается с заглавной (большой) буквы и заканчивается точкой. В предложении может быть одно слово, а может быть несколько.

5. Показать ребёнку картинку. Поспросить составить предложения по схеме. Напомнить, что предложение может быть «раскрашено» словами признаками. Не просто белка, а рыжая белка и т.д.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/750514/490bd001-80de-4dfd-9b61-d64e8c22dace/s1200

Любое предложении записать в тетрадь, нарисовать схему, отметить гласные буквы кранной точкой, поставить ударение в каждом слове.

|  ⸏        ⸏     .

(Белка сидит.)

|  ⸏        ⸏       ⸏       ⸏    .

(Белка сидит на ветке.)

|  ⸏        ⸏       ⸏       ⸏       ⸏       ⸏    .

(Рыжая белка сидит на сосновой ветке.)

|  ⸏        ⸏       ⸏       ⸏       ⸏       ⸏       ⸏       ⸏       ⸏     .

(Рыжая белка сидит на сосновой ветке и грызёт орешек.)

Найти слова-признаки и слова-действия в каждом предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник домашних заданий учителя логопеда в средней группе детей (4-5 лет) с общим недоразвитием речи

Домашнее задание учителя логопеда разработано для детей 4-5лет (средняя группа) с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление в домашних условиях формирования высших психических функций,...

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Формы сотрудничества с родителями: Родительские собрания.("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка ...

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

В консультации для родителей описаны правила выполнения домашних заданий для более эффективной коррекции речи....

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Даются рекомендации по выполнению заданий логопеда в домашних условиях, примерная схема занятий, сновной комплекс артикуляционной гимнастики, использованная литература....

Рекомендации ("Домашние задания") учителя-логопеда для родителей.

Регулярное выполнение рекомендаций ("Домашних заданий") учителя-логопеда  способствует расширению и актуализации активного словаря ребенка, развитию грамматического речи, связной речи, навыков фо...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Домашнее задание учителя-логопеда для старшей группы - Домашние животные

Домашнее задание учителя-логопеда для старшей группы - Домашние животные....