Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".
консультация

Зарипова Диляра Зифировна

Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.dlya_rodit._rechevaya_gotovnost_reb_k_shkole.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

       Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: ребенок должен ходить в школу, соблюдать распорядок дня, делать уроки, выполнять требования учителей, выполнять домашнее задание, добиваться хороших результатов в учебной деятельности.

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

 -сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

 -достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

 -способность к выполнению основных мыслительных операций;

 -достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

 -развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

 -определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 

 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков; анализ обратного слога гласный — согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, чётко и ясно говорит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь ребёнок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

   Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, сто, в свою очередь, даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

      Больше  общайтесь  со  своими  детьми,  играйте  с  ними, рассказывайте  о  мире,  который  его  окружает.  А  при  необходимости обязательно  обращайтесь  за  помощью  к  специалистам.  Не  упустите драгоценное время! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...

Консультация для родителей. Тема: «Готовность ребёнка к школе»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»...

Консультация для родителей "Физическая готовность ребёнка к школе"

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение стары...

Консультация для воспитателей "Физическая готовность ребёнка к школе"

В материале представлены рекомендации по физической подготовке ребёнка к школе....

Консультация для родителей: «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь ребенку настроиться на школьное обучение».

Уважаемые родители!Еще немного, и ваш ребенок пойдет в школу, в первый класс. Это очень волнительное событие и для ребенка, и для родителей. Дополнительно ко всему у родителей возникает масса волнений...