ПРОЕКТ "РИФМУШКИ"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по коррекции   речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приёмов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Я остановила свой выбор на технологии развития связной речи с элементами ТРИЗ Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Приём «Составление дошкольниками рифмованных текстов».

Данная технология направлена на развитие детей в образовательной области речевое развитие. Она развивает не только связную речь, но и фонематические процессы,  словарный запас, грамматический строй,  творческое воображение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rifmushki.docx75.74 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация  Свердловской области

Орган местного самоуправления       «Управление образования города Каменска-Уральского»

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида»

(Детский сад № 33)

623428, Россия, Свердловская область  г. Каменск – Уральский,

проспект Победы 69, тел. (3439) 31-34-06

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РИФМУШКИ»

                                                                                      Составитель:

                                                                               учитель-логопед Борисова К.В.                

                                                                               I квалификационная категория

г. Каменск-Уральский

2018 г.

Пояснительная записка.

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новое, уметь ориентироваться, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в сложных проблемных ситуациях.

Поэтому для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, нестандартно, обладать определенным уровнем речевой активности.

Я работаю в группе для детей с ОНР. Отмечено, что у детей с данной речевой патологией помимо грубых нарушений звукопроизношения и недостаточного фонетического оформления, наблюдается большое количество аграмматизмов. Дети плохо усваивают навыки словообразования и словоизменения. Их словарный запас отстаёт от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Особенно страдает связная речь. Нередко у дошкольников с ОНР снижена познавательная активность. Наблюдается слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз и предложений.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по коррекции   речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. 

В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приёмов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Я остановила свой выбор на технологии развития связной речи с элементами ТРИЗ Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Приём «Составление дошкольниками рифмованных текстов».

Данная технология направлена на развитие детей в образовательной области речевое развитие. Она развивает не только связную речь, но и фонематические процессы,  словарный запас, грамматический строй,  творческое воображение детей.

На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов, на мой взгляд, уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приёмов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Лимерик использовали для развития словесного творчества одаренных детей. Я решила апробировать данный приём с детьми с ТНР.

         Таким образом, я определила тему проекта: «Рифмушки». 

Цель проекта: создать условия для развития у детей способности к созданию рифмованных текстов. 

Задачи: 
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта;

2. Определить уровень развития  фонематических процессов, лексики, связной речи у старших дошкольников с ОНР.

3.        Разработать и апробировать систему игровых упражнений для коррекции речи старших дошкольников с ОНР средствами ТРИЗ - технологии.  

4.        Определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия с использованием системы  игровых упражнений ТРИЗ - технологии.

Вид проекта: коррекционно-педагогический, исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 2017-2019 учебный год.

Участники проекта: старшие дошкольники группы компенсирующей направленности (коррекция ОНР), учитель-логопед, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников.

Проект реализуется в пять этапов:

I – организационный

II – планирующий

III – промежуточный

IV - технологический

V – оценочный.

2017-2018 учебный год:

1 этап. Организационный (ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ)

- изучение специальной методической литературы, содержание ТРИЗ-технологии, выбор подходов, методов работы к реализации проекта;

- проведение педагогической диагностики, выявление особенностей речевого развития;

- информирование педагогов и родителей о начале проекта;

2 этап. Планирующий (ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ)

Работа с детьми:

- разработка игровых упражнений с элементами ТРИЗ, направленных на коррекцию речи  детей;

- сочинение рифмовок;

- НОД с элементами ТРИЗ технологии.

Работа с родителями:

- консультация «Понятие ТРИЗ-технологии», знакомство с играми ТРИЗ;

- сочинение рифмованных двустиший совместно с детьми.

Распространение опыта среди педагогов:

- консультирование, круглый стол, мастер-класс

3 этап. Промежуточный (МАЙ, СЕНТЯБРЬ)

-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;

- внесение корректив, поправок.

2018-2019 учебный год.

4 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ)

Работа с детьми:

- игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи; сочинение двустиший, лимериков;

- игры с элементами ТРИЗ;

- НОД с ТРИЗ технологиями;

Работа с родителями:

-  консультация - практикум «Знакомство с моделью лимерика и составление лимерика »
- совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки».
 

Распространение опыта среди педагогов:

-консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции.

5 этап. Оценочный (МАЙ)

- промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ;

- отчетная реализация проекта (презентация).

Ожидаемый результат. Включение в корекционно-образовательный процесс дошкольников с ТНР игровых упражнений по составлению детьми рифмованных текстов, благоприятствует развитию фонематической стороны речи, лексики, грамматики, связной речи. Речь детей становится более образной, выразительной, дошкольники более точно употребляют слова, обозначающие предметы, действия, признаки; умеют подбирать рифмы к словам-предметам, словам-признакам и словам-действиям, составлять с ними двустишия и лимерики.

При составлении детьми рифмованных текстов у дошкольников повышается познавательная активность, развивается творческое воображение и речь.

Содержание работы этапов проекта

2017-2018 учебный год:

1 этап. Организационный (ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ)

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Для разработки системы дидактических игр по коррекции и развитию структурных компонентов речи дошкольников с ОНР средствами ТРИЗ – технологии мною была выбрана технология развития связной речи с элементами ТРИЗ Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Приём «Составление дошкольниками рифмованных текстов».

Данная технология организована как последовательность творческих заданий и развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. 

Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР. (приложение 1). 

По результатам обследования фонематических процессов, словарного запаса, связной речи детей с ОНР были выявлены недостатки  в отдельных сферах  развития, а у некоторых дошкольников -    выраженное несоответствие развития ребёнка возрасту.

2 этап. Планирующий (ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ)

Для того, чтобы научить дошкольников с ОНР составлять рифмованные тексты, они должны иметь достаточный уровень развития фонематических процессов. Для этого с детьми проводились игры по развитию фонематического слуха и восприятия. 

Дошкольники находили сходные по звуковому наполнению слова, устанавливали, чем они отличаются, подбирали слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделяли изменяющий слово звук.

Игровые ситуации:

«Доскажи словечко»

«Складные картинки»

«Склад-несклад»

«Найди неправильное слово»

«4-й лишний»

Для развития у дошкольников словарного  запаса, грамматического строя речи были предложены  такие игровые упражнения по ТРИЗ - технологии:

 «Назови признак».

«Чем мы похожи?»

«Из чего мы сделаны?»

«Что бывает круглое» (красное, длинное и т.д.)

«Скажи наоборот»

«По кругу»

Далее дети учились подбирать рифмованные слова и рифмованные строчки по заданному сочетанию слов. На этом этапе предлагались следующие игры:

«Придумай рифмованное слово»

«Придумай рифмованные строчки»

«Чистоговорки»

«Дразнилка»

«И в шутку, и всерьёз»

«Сочини дальше».

Варианты игр и творческих заданий для составления рифмованных текстов предложены в приложении 2.

Данные игры проводились:

- на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

-в непосредственно – образовательной деятельности;

-в режимные моменты и на прогулке.

Для родителей была проведена консультация, где родители познакомились с понятием ТРИЗ, играми и игровыми упражнениями с использованием творческих задач.

После включения в коррекционную работу игр и игровых упражнений ТРИЗ-технологии, я показала открытую образовательную ситуацию «Мы на помощь всем придём - рифмы быстро подберём», где дети подбирали рифмы и сочиняли двустишия самостоятельно. (приложение 3).

 Для педагогов детского сада был проведен практикум, где воспитатели общеобразовательных и коррекционных групп смогли получить теоретическую и практическую информацию по включению ТРИЗ – технологий в речевые занятия.

3 этап. Промежуточный (МАЙ, СЕНТЯБРЬ)

Результаты проведенной диагностики показали положительную динамику развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи у дошкольников с ОНР. У детей увеличился словарный запас, они стали точно употреблять слова, обозначающие предметы, действия, признаки, ребята умеют подбирать к существительным признаки и действия. После включения игр по развитию фонематического слуха дети намного лучше стали воспринимать и различать окончания слов, общие суффиксы, предлоги. В свободной речи дети пользуются сложными предложениями, правильно согласуют части речи. Сочиняя стишки, ребята стали более инициативны, у многих пропало чувство скованности, неуверенности в своих ответах. Речь стала более выразительна, логична, интересна.

Для продолжения работы над проектом, я запланировала составить с детьми с ОНР лимерик.

2018-2019 учебный год.

4 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ)

Одной из важных задач обучения дошкольников с ОНР является формирование и развитие связной речи. Дети старшего дошкольного возраста, должны уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера.

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Авторы предлагают для развития словесного творчества детей использовать лимерик.

Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888). 

Характеристика текста лимерика:

Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил - был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

 

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов.

1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: Педагог раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: Педагог называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: Педагог говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".

ПР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";
- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";
- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";
- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

 

3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: предлагается детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак".

Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

4. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ"

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: Педагог предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает таблицу с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Предлагается детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

ПР:
Жила-была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог.

5. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: педагог предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка
была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.

 

6. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход:педагог предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.

ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки:

Жил-был мальчик по имени Саша,
И во рту у него была каша.
У логопеда он занимался
И звуки произносить старался.
Теперь Саша научился красиво говорить.

Педагог предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка
Не ела часто конфеточки,
То прыщики бы у нее не появлялись,
И сильно бы они не чесались.
Меньше надо есть сладкого, Света!

Дети обмениваются между собой стишками.

7. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ"

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.

После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая,
И была она немного зубастая.
Но с ноликом она подружилась,
И в десяток она превратилась.
Теперь мы научились писать цифру 10.

После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение:

Если бы кисточка была смелая,
То она была бы и умелая.
Неаккуратные пятна бы не оставляла
И хорошими работами нас удивляла.
Ох, как тяжело работать с палитрой.
Но мы все равно научимся.

По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты:

Жила-была мачеха вредная
И была она не бедная.
Золушке все время работу давала
И делать ее заставляла.
Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.

Содержание коррекционной работы по обучению детей с ТНР составлению рифмованных текстов.

Месяц

Задачи

Мероприятия и игровые ситуации

Сентябрь Октябрь,2018

1.Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. 
2.Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

Игровые ситуации:

«Доскажи словечко»

«Складные картинки»

«Склад-несклад»

«Найди неправильное слово»

«4-й лишний»

Ноябрь

Декабрь,2018

1.Учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

2.Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Игровые ситуации:

«Придумай рифмованное слово»

«Придумай рифмованные строчки»

«Чистоговорки», «Дразнилка»,

«И в шутку, и всерьёз»

«Сочини дальше».

Январь

Февраль,2019

1.Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

2. Учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Игровые ситуации:

«Составление лимериков»

«Поэты» 

Март

Апрель,2019

1.Учить детей создавать рифмованные тексты на основе пережитых событий.

Игровые ситуации:

 «Стишки про нас»,

«Стишки про занятия»

«Сочиним стишок и запишем».

Мероприятия:

Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций. 

Мероприятия:

1.Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей.
2. Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Результатом нашей работы стало оформление собственной книжки-малышки «Рифмушки», её презентация и выставка, а также создание мини-библиотеки из книжек-самоделок. Как итог, я составила сборник стихов,  который оформила в виде книги «В городе лимерик».

Для родителей был проведён практикум по составлению лимериков и оформлению книжки-малышки совместно с детьми.

Данную  работу по проекту мы представили педагогам города на мастер-классе  «Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с ТНР средствами ТРИЗ ». Педагогом были предложены теоретические и практические приёмы: присутствующие подбирали рифмы к словам, а затем сочиняли лимерики.

5 этап. Оценочный

Данный этап предполагает:

- оценку уровня сформированности фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи дошкольников с ОНР;

- оценку вклада родителей в коррекционно– развивающий процесс;

- оценивание результатов проекта в целях определения его актуальности,

- обобщение и презентация опыта  работы по проекту.

Заключение.

Создание условий для развития  структурных компонентов речи у старших дошкольников с ОНР средствами ТРИЗ – технологии, на данном этапе, считаю эффективным.

Методическая разработка «Составление детьми рифмованных текстов» развивает не только связную речь, но и фонематические процессы,  словарный запас, грамматический строй,  творческое воображение детей. Сочиняя рифмы, дети стали больше проявлять свою индивидуальность, нестандартность в ответах, у них возникает желание высказаться. Речь детей стала более образной, интонационно-выразительной. Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они оживляют занятия, помогают многим детям преодолеть психическое напряжение. Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса,  языковое чутьё. Формируется выразительная и эмоциональная речь. 

 Всё это способствует эффективным, качественным изменениям в творческом и речевом развитии детей.

Список литературы

  1. Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технологии развития связной речи дошкольников.
  2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  1. Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  http://base.garant.ru/70512244/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1.

Диагностический инструментарий

 для логопедического обследования лексико-грамматического строя речи

детей 5-7 лет

(составлен в соответствии с ФГОС ДО)

                   В группах ТНР проводится следующая диагностика:

Входная – при поступлении ребёнка в группу / август – сентябрь/

Промежуточная – 2 раза в год / декабрь, май/

Итоговая – по окончании коррекционно-образовательного процесса                /подготовительная к школе группа: апрель-май/

                   Результаты диагностики оцениваются по балльно-уровневой  шкале  по 4 уровням:

-выраженное несоответствие развития ребёнка возрасту;    

-недостатки  в отдельных сферах  развитии;    

-нормативное развитие;  

-опережающее развитие.      

Подготовительная  группа ( 6-7 лет)

Содержание задания

Оборудование, речевой материал

Игровая ситуация

Исследование импрессивной стороны речи

1

Понимание имён существительных.

Игрушки:

Кошка, собака, корова, медведь, лиса, белка, автобус, самолёт, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабина грузовика.

 

«Домашние  птицы»,  «Дикие  птицы»,  «Домашние  животные»,  «Дикие  животные»,  «Транспорт».

Игры «Домашняя ферма», «Зоопарк». Сегодня мы отправимся на домашнюю ферму (в зоопарк) Покажи кошку,…, лису…,ворону,…,курицу…

Животных в зоопарк привезли с разных концов страны. Медведя доставили на самолете. Покажи, где самолет…

Как мы назовем животных зоопарка (фермы)?

Покажи домашних животных, домашних птиц, диких животных, диких птиц, транспорт.

2

Обобщение

3

Понимание глаголов.

Наблюдение за действиями детей в режимные моменты.

«Игровые ситуации в группе». Покажи, кто строит,  убирает, продает, покупает..

4

Понимание прилагательных.

Где  прямоугольная  и  многоугольная  салфетки; молодой и старый люди; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

Сюжетная картинка «День рождения Кати»

«День рождения».  Сегодня у Кати день рождения и она ждет гостей. Катя живет в высоком доме, а ее бабушка в низком.

Покажи, в каком доме живет Катя? А бабушка? В гостях у Кати бабушка с дедушкой, Ваня и Максим. Покажи, где старые люди? Где молодые? Катя постелила на стол салфетки.

Покажи, какая салфетка многоугольная? Какая прямоугольная? Ваня пролил чай, а Максим беседует с дедушкой. Покажи, кто веселый, кто грустный.

5

Понимание различных форм словоизменения.

ИКТ: Игра «Один-много»

«Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне  его прочитать.   Покажи, где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши.

6

Понимание предложно-падежных конструкций.

Игрушки: цыпленок, ведерко, крыльцо (звуковая лесенка).

«Озорной цыпленок» Цыпленок очень любит прятаться. Покажи, где цыплёнок выглядывает из ведра, из-за крыльца, из-под крыльца, прыгает с крыльца, качается (на ветке) над крыльцом.

7

Понимание уменьшительных суффиксов.

ИКТ: Игра «Назови ласково»

«В гостях у гномика».  Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. Покажи, нож- ножичек,  рукавица- рукавичка, одеяло- одеяльце.

8

Различие глаголов единственного, множественного числа.

Наблюдение за действиями детей в режимные моменты.

«Игры в группе». Покажи, где  мальчик  читает,  мальчики  читают, девочка  ест,  девочки  едят.

9

Различие глаголов с различными приставками.

Сюжетная картинка «Перекресток»

Игровая ситуация «Наблюдатель» Показать  мальчика,  который

переходит  дорогу;

мальчика,  который  перебегает дорогу; мальчика, который подбегает к дому. 

10

Понимание отдельных предложений и содержания знакомой сказки («Теремок»).

Книга «Теремок»

«Что нарисовал художник?»

Художник нарисовал картины. Покажи картинку, на которой Показать на картинке бабочку,  которая  сидит  на  распустившемся  цветке;  потом  —  бабочку,  которая  сидит  на  еще  не распустившемся цветке.

 

Ты знаешь, как называется эта книга?

 «Что стоит в поле? Покажи.

Кто первым прибежал к теремку? Покажи.

Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

11

Проверка состояния фонематического восприятия.

ИКТ: Мышка—мошка, пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ

«Научи Незнайку». Незнайка не знает, где на картинке мышка, а где мошка. Помоги ему. Покажи, где пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ.

Исследование экспрессивной речи

1

Существительные.

Перечислить известные ребенку названия ягод, насекомых, животных, транспорта.

«Прогулка в лес».

Сегодня мы пойдем в лес. Что можно собирать в лесу? назови, какие ягоды (грибы) ты знаешь. Кого мы можем там встретить? Назови одним словом.

Беседа с детьми. На чем вы сегодня приехали в детский сад? Как можно назвать одним словом? Какие виды транспорта вы еще знаете?

2

Обобщение.

Ягоды, насекомые, животные, транспорт

3

Части тела и части некоторых предметов.

Игрушки: кукла, машина, стул.

«На приёме у врача». Катя заболела. Давай полечим Катю. Ты будешь врачом. Надень халат. Какие части есть у халата? (манжета, петля для пуговицы) Что болит у куклы? Педагог показывает части куклы (локоть, ладонь, затылок, висок). Ребёнок называет. Помоги кукле увезти игрушки на машине. Назови части машины (фары, мотор).

4

Глаголы.

Как подают голос разные животные

Д/и «Профессии»-

трудовые  действия представителей разных профессий  

(учитель учит, маляр красит и т.п.).

Игра «Домашняя ферма». Как подает голос корова?(мычит) Ворона?(каркает)

Игра «Профессии». Кто работает в школе? Что делает учитель? Кто работает на стройке? Что делает маляр?  

5

Название цвета.

Предметы на участке.

«Игры на прогулке»

Какой у тебя мяч? Фиолетовый мяч. Какая шапка? розовая шапка. Какое ведро? коричневое ведро.

Песочница какая? Квадратная песочница.

Какой у тебя мяч? Круглый мяч. флажок какой? Треугольный флажок. Окно какое?  Прямоугольное окно. Формочка какая? Овальная формочка.

6

Согласование имён прилагательных с именами существительными единственного числа.

7

Название формы предметов.

8

Образование формы множественного числа имён существительных.

ИКТ: Игра «Один-много»

«Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне  его прочитать.   Лев—львы, лист —листья, стул—стулья, воробей—воробьи, дерево—деревья, пень—пни.

9

Образование формы имён существительных в косвенных падежах.

Предметные картинки: карандаши, листья, книги, вилки, ведра.

Игра «Чего не стало?»

Перед ребенком выложены картинки.

-Назови картинки.

Закрываю одну из них фишкой.

-Чего не стало?

10

Использование простых предлогов.

Игрушка: птичка.

«Действия с игрушками».

Где  летает  птичка?  (Над  цветком).

Откуда  вылетает  птичка?  (Из  клетки).  

Откуда  прыгает птичка? (С ветки).

11

Согласование имён числительных с именами существительными.

ИКТ: Игра «Сосчитай-ка»

«Помоги Незнайке сосчитать предметы». Незнайка не умеет считать. Помоги ему сосчитать предметы. Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять  шалей, два ведра, пять ведер.

12

Суффиксальный способ самообразования.

Д/и «Большой- маленький», «волшебная палочка»

 Игра «Чудо».  Сегодня мы будем волшебниками, будем превращать большие предметы в маленькие. Дотронемся «волшебной палочкой» и  палец превратится в пальчик. (изба—избушка, крыльцо—крылечко, кресло—креслице)

13

Образование относительных прилагательных

ИКТ : Игра «Из чего какой?»

Стол  из  дерева - деревянный.

А аквариум из стекла какой?

Крыша из соломы какая?

Стена из кирпича какая?

Шапка из меха какая?

Носки из шерсти какие?

Сапоги из резины какие?

Крепость из снега какая?  

Лопатка  из  металла  какая?.

14

Образование притяжательных прилагательных.

Д/и «Чей, чья, чьи, чьё»

Предметы одежды, очки

Д/и «Чей, чья, чьи, чьё»

Как сказать про усы кошки? Про хвост лисы? Про берлогу медведя? Про гребень петуха?».

Игра «Бюро находок». В нашем бюро находок много разных вещей. Как ты думаешь, кто потерял очки? (бабушка). Чьи очки? (бабушкины). Кто потерял шляпу? (папа, дядя) Чья шляпа? (папина, дядина)

15

 Префиксальный способ словообразования

Игрушка: машинка

«Действия с игрушками».

Машина из гаража (выехала). От гаража (отъехала), мост (переехала), лужу (объехала), в гараж (заехала, въехала).

16

Образование глаголов совершенного вида

Наблюдение за детьми в режимные моменты.

Что делает Маша? Маша  строит  домик. Что сделала Маша? Маша  построила  домик. Что делает Ваня? Ваня  красит  самолёт.  Что сделал Ваня? Ваня покрасил самолет.

Состояние связной речи

1

Составить рассказ по любой серии из трех-четырех  картинок.

Сюжетные картинки Игрушка: Буратино.

Сегодня у нас в гостях Буратино. Он принес с собой картинки. Рассмотрим их. Помоги Буратино  разложить  их  по порядку. Расскажи, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ.

Исследование фонематической стороны речи

1

Навыки фонематического восприятия.

Са—ша—са, ша—са—ша, жа—

ша—жа,  ша—жа—ша,  са—ца—са,  ца—са—ца,  ча—тя—ча,  тя—ча—тя,  ла—ля—ла,  ля—ла—ля.         

Приложение 2

Варианты игр и творческих заданий для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Логопед читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Игровой мотив: у педагога то появляется, то пропадает голос.
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Найди неправильное слово»

Учить находить в рифмовке «неправильное» слово.

Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом. 

Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ.    (СУП)

«4-й лишний».Учить находить слово, отличающееся от остальных.

Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КОМ — КОМ — КОТ — КОМ

КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА

УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК

БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА…

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

"Складные картинки"

Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Логопед раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

 «Рифмы».

Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

В центре стола рисунками вверх разложены картинки. Для игры необходимо приготовить игральный кубик, на котором вместо точек наклеены буквы: О,А, И, У, Ы. Каждая буква соответствует определённой рифме: ашка, ушка, ошка, ишка, ышка. Шестая грань кубика пустая. Участники игры поочерёдно бросают кубик и выбирают картинку к слову с выпавшей рифмой. Если игрок не находит нужного слова, он пропускает ход. Если кубик ложится шестой гранью. Ребёнок получает право выбрать слово с любой рифмой. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

"Придумаем рифмованные строчки"

учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Логопед предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак".

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Логопед предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
Са - са - са - прилетела в сад оса.

Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«И в шутку, и в серьёз». Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

В центре стола рисунками вниз разложены картинки. Каждый ребёнок запоминает одну из рифм. Затем каждый выбирает среди множества картинок ту, которая созвучна с его рифмой. Если вместо картинки с рифмующимся названием попадается другая картинка. Предположим у игрока с рифмой ашка, попадает картинка лягушки. То игрок произносит: Ашка, ашка, ашка, у меня лягашка. А поскольку слова лягашка нет, оставляет картинку перевёрнутой на столе.

«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Логопед дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
«В море плавает тюлень»…

Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».
ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».
Усложнение: логопед раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

Игра «Поэты». Сочинение детьми двустиший

В центре стола рисунками вверх разложены картинки. Название каждой из них рифмуется с каким-либо звукосочетанием: ашка, ушка, ошка, ишка, ышка. Каждый ребёнок запоминает одну из рифм. Затем каждый выбирает среди множества картинок ту, которая созвучна с его рифмой. Если рифма подобрана верно, поэт забирает картинку себе, если не верно, то не получает картинку.

Затем соединяя попарно картинки, игроки сочиняют двустишия: У нашего Петрушки в кармане погремушки.

"Составление лимериков" Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Логопед  предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми. 
Жила-была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.

Приложение 3

Открытая образовательная ситуация

«Мы на помощь всем придём - рифмы быстро подберём».

                                                                                                                                         

Старшая группа 5-6 лет

Тема: «Мы на помощь всем придём- рифмы быстро подберём».

Вид детской деятельности: Коммуникативный.

Используемый материал: ноутбук, презентация «Конструктор картинок», домик Миши, игрушки Маша и Медведь, картинки со звуком «Ш», рифмы, кочки, вырезанные из бумаги,  медали,  блокнот, ручка.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с рифмой.
  2. Развитие умения подбирать рифмы, составлять  с ними двустишия.

Умения детей:

  1. Умение делать артикуляционную гимнастику,
  2. Правильное произношение  звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
  3. Умение подбирать признаки к предметам.
  4. Умение образовывать относительные прилагательные.

Предполагаемый результат:

Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они оживляют занятия, помогают многим детям преодолеть психическое напряжение. Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса,  языковое чутьё. Формируется выразительная и эмоциональная речь.

Конспект образовательной деятельности

Педагогические приёмы, стимулирующие ребёнка к проявлению инициативы и творчества

Предполагаемые действия

1.

Организационный

 момент

Я сегодня получила письмо по электронной почте. Давайте прочитаем.

Мишка книжки добрые писал

И с друзьями их читал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Но вдруг книжка та упала.

И стихов в ней не стало.

Что же делать нам друзья?

Ведь без книги нам нельзя?

Ребята Миша расстроился, что стихи исчезли. Как помочь Мише?          

Подходим к ноутбуку, читаем письмо.

Дети отвечают. Сочинить новые стихи…

2.

Сообщение темы

Вместе с нами пойдёт подружка Миши. Кто? Отправляемся в путь. В дорогу мы возьмём с собой звук, который я выделю в словах Миша и Маша.

Маша

Звук Ш

3.

Артикуляционная гимнастика.

Путь предстоит долгий, нужно подкрепиться. Испечем блинов (упр. «Блинчик»), Блины будем есть с вкусным вареньем (Упр. «вкусное варенье»). Попьём чай из «чашечки». Чай горячий, нужно остудить. (Дуют на чашечку).

Дети выполняют артикуляционные и дыхательные упражнения.

4.

Развитие фонематического слуха.

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук «Ш».

Маша вышла на опушку

И увидела кукушку.

Дети делают шаг, если услышат звук Ш.

5.

Автоматизация звука «Ш» в слогах.

Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку, вот так:

Ошка-ушка-ашка                Ишка-ошка-ашка                           Ашка-ошка-ушка                Ушка-ашка-ошка

Дети прыгают по кочкам, проговаривая слоги.

6.

Автоматизация звука «Ш» в словах, предложениях

Вот и дом Миши. Из чего сделан дом? (Из дерева). Значит он какой? (Деревянный) Как по-другому называется деревянный дом? Избушка. Где живет Миша?

Дети отвечают. Составляют предложение: Миша живёт в избушке.

7.

Подбор признаков

Нас встречает Миша. Давайте скажем, какой Миша?

 

Дети подбирают признаки по одному: большой, косолапый, лохматый, забавный, бурый, весёлый, радостный, добрый, хороший, неуклюжий.

8.

Образование относительных прилагательных

Миша приготовил для нас угощение. Что вы видите на столе?

Каша из пшена какая?

Конфеты из шоколада?

Торт из вишни?

Сок из груш?

У Миши на столе, каша, конфеты, варенье, сок.

Дети образуют относительные прилагательные. Пшённая каша. Шоколадные конфеты. Вишнёвый торт. Грушевый сок.

9.

Доскажи словечко

Зачем мы пришли к Мише?

А вот и Мишина книжка. Давайте посмотрим, что же с ней произошло? Ребята, здесь в некоторых стихах исчезли слова. А какие-то страницы совсем пустые. Что будем делать?

Чтоб стихи нам починить надо рифмы сочинить!

Что такое рифма?

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Рисуют дружно малыши,

У них в руках … (карандаши)

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Носит яркий гребешок

Наш весёлый … (петушок)

Зашуршали тихо шины-

Это едут к нам… (машины)

Рифма-это, когда два слова в стихотворениях оканчиваются одинаково. Эти слова похожи по звучанию.

Дети подбирают рифмы.

10.

Развитие умения подбирать рифму к слову.

Стихи мы починили. А сейчас, чтобы всем нам не скучать, будем с  Машей и Мишей рифмы подбирать. Вы должны выбрать рифму, к которой вы будете подбирать слова.

Дети вытягивают рифмы,  подбирают слова к ним и чётко проговаривают.  Ошка – кошка, брошка; Ушка – подушка, лягушка; ашка-рубашка, ромашка; ишка- мишка, книжка.

12.

Развитие умения сочинять двустишия.

А сейчас по картинкам придумайте двустишия, а я запишу ваши стихи в Мишину книжку.

Вот что у нас получилось:

На моей рубашке-белые ромашки.

Любит спать лягушка на моей подушке.

Мой весёлый мишка нашёл большую книжку.

У моей любимой кошки на груди смешная брошка.

Самостоятельный подбор рифм, сочинение двустиший. Дети  чётко проговаривают  получившиеся стихи. Педагог записывает их в блокнот.

13.

Итог.

Удалось нам помочь Мише? Теперь Миша весело будет в рифмы  играть, чтоб  с друзьями не скучать. А вы расскажете свои стихи дома родителям.

А какой звук нам помогал? (Ш). Я хочу вам вручить медали за то, что вы научились дружить со  звуком «Ш» и не терять его в речи.

Вручение медалей.