Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Хохлова Елена Петровна

 Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характеристик предметов по отношению друг к другу в пространстве. Для реализации коррекционно-развивающих задач и побуждения детей с нарушениями речи к направленным пространственно-ориентировочным действиям разработаны и успешно применяются различные методики.

Понимание особенностей пространственной ориентации дошкольников с нарушением речи может способствовать эффективной педагогической и психологической деятельности в целом. Специалистами отмечается важность развития ориентации в пространстве как залог эффективного обучения в школе. В современной научной литературе достаточно широко изучаются проблемы пространственной ориентации дошкольников с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Пространственная ориентация влияет на различные сферы деятельности человека и результаты взаимодействия с окружающей действительностью. Развитие самосознания ребенка, его личностное развитие, восприятие картины мира и поиск своего места в нем находятся под влиянием ориентировки в пространстве. Особенно актуальны вопросы гармоничного развития дошкольника, его способности ориентироваться в пространстве в отношении детей с общим недоразвитием речи. Основы формирования логического и абстрактного мышления, аналитических и других способностей находятся в прямой зависимости от умения ребенка ориентироваться в пространстве, прогнозировать, представлять и моделировать ситуации.

Таким образом, без формирования пространственных представлений невозможна активная познавательная деятельность и готовность обучения в школе. Своевременная диагностика и комплексное проведение специальных мероприятий по коррекции пространственного восприятия является залогом дальнейшего гармоничного развития ребенка.

Согласно «Большому психологическому словарю» под редакцией В. П. Зинченко, «Пространственные представления — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах, и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении». Пространственные представления у детей изучали Н. А. Никашина, Б. Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Е.Ф.Рыбалко, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. Основным выводом ученых по результатам исследований является утверждение, что отклонения в развитии пространственных представлений являются причиной заторможенности формирования высших психических функций.

Формирование пространственных представлений происходит у ребенка в несколько этапов: практическая деятельность – проговаривание вслух – внутренняя речь. То есть ребенок определяет форму, величину, месторасположение предметов относительно друг друга, себя и других предметов. Ряд ученых теоретически и экспериментально подтвердили, что особенности развития речи дошкольников с ОНР определяют специфику формирования когнитивной сферы, частью которой является ориентация в пространстве.

В целях коррекции и гармоничного развития детей с речевыми нарушениями логопедические занятия должны быть направлены на формирование их пространственных представлений. Задания и упражнения должны проводиться в атмосфере заинтересованности, обязателен эмоциональный отклик, что эффективнее достигается в игровой форме.

Пространственные представления детей с общим недоразвитием речи имеют свои особенности. Такой особенностью является неспособность детей свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга. Е.М. Мастюкова по результатам исследования зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

Важную роль в развитии дошкольников с нарушениями речи играет продуктивная творческая деятельность (изобразительное искусство, лепка, изготовление поделок из различных материалов и др.), а именно ее моделирующий характер. Т.е. ребенок по своему усмотрению отражает окружающую его действительность и создает различные образы, что впоследствии положительно влияет на формирование пространственных представлений. 

Так, согласно классификации Г.А.Репиной, складывание оригами является одной из технологий моделирования, применяемых для формирования пространственных представлений. Оригами имеет неограниченные комбинаторные возможности и при творческом подходе педагога в выборе игрового сюжета занятия вовлеченность детей будет максимальная, что приведет к положительным результатам по развитию психических функций.

Проблемы в освоении пространственных представлений вызваны противоречием между образным мышлением ребенка и абстрактностью самих пространственных понятий. В связи с чем необходимо применение более наглядных моделей, их последующее усложнение, что позволит ребенку активизировать восприятие реальности.

В первую очередь развитие пространственных представлений строится на понимании дошкольниками пространственных отношений своих рук и других парных частей тела: способность определять и называть правую и левую руку и т.д. Следующим этапом является понимание ребенком понятий направлений «вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево» и словесное закрепление этих движений.

Для восприятия пространства необходимо развивать глазомер дошкольника. Способность соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов «на глаз» развивается в конструктивной деятельности, творческой деятельности, игре, бытовых ситуациях. Кроме того, возникают устойчивые ассоциации между регулярно повторяющимися фактами соответствующим им временем суток (например, утро – когда идем в детский сад). Со временем арсенал существенных признаков пополняется более развернутым перечнем объективных явлений (сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь - это когда темно и все спят).

Развитие пространственных навыков осуществляется по специальным методикам поэтапно. Важным этапом является формирование представления о том, что собственное тело является точкой отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». На следующем этапе ребенок должен научиться ориентироваться между предметами, расположенными в окружающем пространстве, уметь определять своё местоположение среди предметов и пространственное расположение одного предмета по отношению к другому.

Более сложным этапом является обучение дошкольников моделированию предметно-пространственных отношений. И завершающим этапом является обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.


 Список литературы:

  1. Градова Г.Н. Особенности пространственных представлений и средств их языкового выражения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Электронный научный журнал  Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", Люберцы, 2016.  eISSN: 2414-5041https://elibrary.ru/pic/1pix.gif. №1 (4). С. 287-290.   DOI: 10.18534/enj.2016.01.287
  2. Минаева О.Д. Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ О. В. Постникова, Е.Г. Шутова // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Махачкала. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2016. С.35-36.
  3. Панова А.Р. Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с третьим уровнем общего недоразвития речи / Ухина Н.А.// Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Богинской, Симферополь. «Издательство Типография «Ариал», 2017. С.224-226.
  4. Халаева О.В. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера Издательство: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., Прага, 2014. С. 33-39.
  5. Шпигарева О.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи педагогический опыт: теория, методика, практика. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", Чебоксары, 2016 ISSN: 2412-0529. №1 (6). С.330-332.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речи в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с онр

В консультации освещены вопросы необходимости формирования пространственных отношений для развития речи детей с ОНР....

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...